Найти в Дзене

— Твой муж выгнал меня! Он угрожал мне пилой! — кричала тёща. — И твой сын растёт без воспитания, я этого не потерплю!

Мастерская пахла не пылью, как многие думают, а временем, запертым в смоле. Юра поднес заготовку к свету лампы. Клен, выдержанный десять лет, светился изнутри янтарным теплом. Это была будущая скрипка, капризная и требовательная. Семилетний Костя сидел на высоком табурете, сжимая в руке миниатюрный рубанок. Его пальцы, перепачканные стружкой, уверенно вели инструмент по бруску ели. — Угол держи, — тихо сказал Юра. — Если завалишь градус, звук уйдет в глухоту. Дерево не прощает слабости рук. — Я понял, пап. Вот так? Дверь мастерской распахнулась без стука, впуская сквозняк и резкий запах духов, перебивший тонкий аромат лака. На пороге стояла Галина Викторовна. Она никогда не входила — она совершала вторжение. В свои шестьдесят она выглядела как монумент самой себе: жесткое каре, массивные украшения из черненого серебра и взгляд, которым можно было резать стекло. Она всю жизнь управляла городским архивом, и привычка сортировать людей по папкам «хранить вечно» или «утилизировать» въелась
Оглавление

Часть 1. Резонанс деки

Мастерская пахла не пылью, как многие думают, а временем, запертым в смоле. Юра поднес заготовку к свету лампы. Клен, выдержанный десять лет, светился изнутри янтарным теплом. Это была будущая скрипка, капризная и требовательная.

Семилетний Костя сидел на высоком табурете, сжимая в руке миниатюрный рубанок. Его пальцы, перепачканные стружкой, уверенно вели инструмент по бруску ели.

— Угол держи, — тихо сказал Юра. — Если завалишь градус, звук уйдет в глухоту. Дерево не прощает слабости рук.

— Я понял, пап. Вот так?

Дверь мастерской распахнулась без стука, впуская сквозняк и резкий запах духов, перебивший тонкий аромат лака. На пороге стояла Галина Викторовна. Она никогда не входила — она совершала вторжение. В свои шестьдесят она выглядела как монумент самой себе: жесткое каре, массивные украшения из черненого серебра и взгляд, которым можно было резать стекло. Она всю жизнь управляла городским архивом, и привычка сортировать людей по папкам «хранить вечно» или «утилизировать» въелась в ее ДНК.

— Вы с ума сошли оба, — произнесла она вместо приветствия. Голос ее звучал сухо, как шелест старых пергаментов. — Ребенку семь лет. Ему нужны языки, ментальная арифметика и шахматы. А ты, Юрий, делаешь из него плотника.

Юра не обернулся. Он продолжал полировать гриф нулевкой.

— Это лютье, Галина Викторовна. Создание инструментов — искусство, а не плотницкое дело.

— Искусство — это играть на них в филармонии, а не ковыряться в опилках, вдыхая химикаты. Костя, положи эту гадость и слезь сейчас же. У тебя репетитор по китайскому через сорок минут. Я оплатила курс.

Автор: Вика Трель © (2855)
Автор: Вика Трель © (2855)

Книги автора на ЛитРес

Костя замер, испуганно глядя на отца. Рубанок дрогнул в руке.

— В расписании сына нет китайского, — Юра аккуратно отложил заготовку и повернулся. Он был спокоен, но это было спокойствие натянутой струны, готовой лопнуть и хлестнуть по лицу. — Мы с Машей решили, что в этом году у него плавание и мастерская.

— Вы с Машей решили? — тёща издала короткий смешок, больше похожий на лай. — Маша целыми днями плавит металл в своем ангаре, она забыла, как выглядит нормальная жизнь. Моя дочь превратилась в сварщика, а зять — в столяра. Блестящая партия. Я не позволю, чтобы Константин повторил вашу деградацию.

Она шагнула к внуку и выхватила у него рубанок. Инструмент звякнул, ударившись об пол. Острое лезвие оставило зазубрину на итальянской плитке.

— Вон, — тихо сказал Юра. Негромко, но воздух в мастерской вдруг стал плотным и тяжелым.

— Что? — Галина Викторовна застыла, ее ноздри раздулись.

— Покиньте мою мастерскую. Вы нарушаете температурный режим и психическое равновесие моего ученика.

— Ты... ты ничтожество, живущее на земле, которую купил мой муж двадцать лет назад! — прошипела она.

— Эту землю я выкупил у него пять лет назад по рыночной стоимости. Чеки в сейфе. Уходите, Галина Викторовна. Или я включу циркулярную пилу. Она очень громкая, перекричать не получится.

Теща смерила его взглядом, полным ледяного презрения, развернулась и вышла, хлопнув дверью так, что на полках задребезжали банки с морилкой.

Юра поднял рубанок, осмотрел лезвие.

— Придется перетачивать, — констатировал он. — Костя, запомни: никогда не позволяй людям, которые ничего не создали, ломать твой инструмент.

Часть 2. Окалина

Мария опустила защитный щиток и выключила горелку. Шов остывал, меняя цвет с вишневого на тускло-серый. Металлическая скульптура — трехметровый «Атлант», собранный из промышленных отходов, — возвышалась в центре студии.

Телефон на верстаке вибрировал, перемещаясь по столешнице. Мать. Пятый раз за полчаса.

— Да, — ответила Мария, стягивая краги.

— Твой муж выгнал меня! Он угрожал мне пилой! — голос Галины Викторовны срывался на визг, что было ей несвойственно. Обычно она уничтожала людей монотонным чтением нотаций.

— Мама, Юра самый спокойный человек на планете. Если он тебя выгнал, значит, ты опять лезла к Косте с тем, о чем мы тебя не просили.

— Я спасаю наследника! Ты посмотри на своего брата! Олег стал тряпкой, потому что я вовремя не вмешалась, когда он связался с этой... с этой маникюршей!

Мария устало потерла лоб грязной рукой, оставив черную полосу сажи.

— Олег стал «тряпкой», потому что ты до тридцати лет выбирала ему трусы и проверяла телефон. А теперь он просто перешел под управление своей жены, потому что не умеет жить без команды «к ноге». Ты не воспитала мужчину, ты воспитала функцию. Костю мы тебе сломать не дадим.

— Неблагодарная дрянь, — выплюнула трубку мать. — Я приезжаю в субботу с бабушкой Анной и тетей Леной. Пусть они посмотрят, в каком вертепе растет ребенок. Отец бы в гробу перевернулся, видя, как ты тратишь свой талант эколога на скручивание ржавых железок.

— Отец гордился бы мной, — жестко отрезала Мария. — Потому что я счастлива. В отличие от тебя.

Она сбросила вызов. Злость внутри нее была не горячей, как сварка, а холодной и твердой, как закаленная сталь. Мать всегда била в уязвимые места. С детства. «Ты толстая», «ты громкая», «пишешь как курица лапой». Когда Мария вышла замуж за Юру — талантливого, но тихого реставратора скрипок, — мать объявила им войну.

Она считала, что мужчина должен быть директором банка, носить костюмы и пахнуть деньгами, а не лаком и древесной стружкой. Юра же зарабатывал втрое больше любого банкира, потому что его инструменты покупали солисты европейских оркестров, но Галину Викторовну это не волновало. Ей была важна картинка, фасад.

Мария взяла болгарку. Ей нужно было разрезать толстый лист металла. Шум всегда успокаивал лучше валерьянки.

Вечером Юра сидел на террасе, рассматривая чертежи.

— Она приведет кавалерию в субботу, — сказала Мария, ставя перед ним кружку с чаем.

— Бабушку Анну Сергеевну и тетю Лену? — Юра улыбнулся, но глаза остались серьезными. — Интересный ход. Она думает, что они ее гвардия.

— Она не знает, что бабушка вчера звонила мне. Они видели Олега.

— И как он?

— Плохо. Его жена, Надя, взяла ипотеку на свое имя, а платит он. Живут в ее квартире. Мать туда не пускают. Олег звонил, просил денег в долг, шепотом, пока Надя в душе была.

Юра покачал головой.

— Жадность и желание контроля порождают пустоту. Твоя мать думает, что владеет миром, но у нее в руках только пыль из архива. В субботу будет битва. Ты готова?

— Я давно не та девочка, которая боялась получить двойку, Юр. Я режу металл. Пусть приходит.

Часть 3. Трибунал теней

Суббота выдалась солнечной, но ветреной. Ветер гнал по небу рваные облака, словно декорации к предстоящей драме.

Галина Викторовна вошла во двор дома дочери так, словно открывала ногой дверь в кабинет подчиненного. За ней, опираясь на элегантную трость с набалдашником в виде головы льва, величественно шествовала Анна Сергеевна — бабушка Марии. Ей было восемьдесят два, но ее спина была прямее, чем у многих молодых. Замыкала шествие тетя Лена — младшая сестра Галины, высокая, жилистая женщина с коротким ежиком седых волос, бывший геолог.

Юра разжигал мангал. Не для шашлыков — он обжигал специальные дубовые плашки для декора. Мария накрывала на стол в беседке.

— Ну что, — начала Галина, даже не поздоровавшись, — собрала я семейный совет. Мама, Лена, посмотрите на это убожество. Ребенок бегает в драных шортах, зять жжет костры, дочь выглядит как шахтер.

Бабушка Анна медленно опустилась в плетеное кресло, которое Юра тут же услужливо пододвинул.

— Здравствуй, Юрий, — проскрипела она. — Спасибо.

— Мама! Ты слышишь меня? — возмутилась Галина. — Посмотри на Костю! У него пластырь на пальце!

— У мальчика должно быть детство, Галя, — неожиданно басом произнесла тетя Лена, разглядывая сад. — У Маньки вон какие розы. Сама сажала? Или ландшафтника нанимали?

— Сама, теть Лен. Между заказами, — улыбнулась Мария.

Галина Викторовна побагровела бы, если бы толстый слой пудры позволил. Она замерла, переводя взгляд с сестры на мать.

— Вы что, сговорились? Мы приехали спасать семью от деградации! Посмотрите на этот дом! Это же сарай с претензией! А воспитание? Костя не знает ни слова по-китайски!

— Зато он знает, как отличить клен от ясеня по текстуре, — спокойно заметил Юра, переворачивая плашку щипцами. — И знает цену труду.

— Труд! — взвизгнула тёща. — Труд должен быть интеллектуальным! Управленческим! Как у Олега!

Повисла пауза. Плотная, звенящая.

Бабушка Анна постучала тростью по деревянному настилу.

— Олега мы видели на прошлой неделе, Галина. Он пытался продать мне мои же серебряные ложки, которые я ему подарила на свадьбу. Сказал, что Наденьке нужна новая шуба, а ему не хватает зарплаты, потому что ты устроила его в этот свой департамент перекладывания бумажек, где платят копейки, зато звучит гордо.

Галина замерла с открытым ртом.

— Это ложь! Олег — начальник отдела!

— Олег — несчастный, забитый мужичонка, который боится собственной тени, — жестко добавила тетя Лена. — И это, сестрица, твоя работа. Ты его вылепила. Выскоблила из него волю, как ложкой мякоть из арбуза. А теперь за внука взялась?

Галина Викторовна пошатнулась. Ее мир, выстроенный на иллюзии собственного величия и непогрешимости, получил первую трещину.

— Вы... вы предатели. Собственная мать и сестра! Я жизнь положила на эту семью!

— Ты жизнь положила на то, чтобы все ходили строем, — сказала Мария, подходя к столу. Она не села, возвышаясь над матерью. — Но маршировать больше никто не будет.

— Ах так? — Галина сузила глаза. В них заплескалась паника пополам с ядовитой злобой. — Тогда слушайте сюда. Документы на квартиру, в которой живет Олег, оформлены на меня. Дача, где вы любите отдыхать летом, — на меня. Если вы сейчас не поддержите меня и не заставите этих двоих отдать Костю в лицей-интернат, я лишу наследства всех. И тебя, мама, отправлю в самый дешевый дом престарелых. У меня связи.

Юра аккуратно положил щипцы. Металл звякнул о камень мангала. Он выпрямился. Его лицо больше не было лицом доброго мастера. Это было лицо человека, который видит в дереве дефект и собирается его вырезать.

Часть 4. Точка невозврата

— Лицея-интерната не будет, — произнес Юра голосом, лишенным эмоций. — Как не будет и твоих визитов сюда. Никогда.

— Ты мне не указ, щенок! — Галина шагнула к нему, замахнувшись сумочкой, словно собиралась ударить.

Юра перехватил ее руку. Не грубо, но так, что она замерла, не в силах пошевелиться.

— Убери руки! — взвизгнула она.

— Слушай меня внимательно, Галина Викторовна. — Юра чуть приблизил лицо к ее лицу. В его глазах не было ни страха, ни уважения. Только холодное понимание того, кто перед ним. — Ты говоришь о наследстве? О квартире Олега? Ты хоть знаешь, кто прописан в документах собственника твоего архива, здания, которое вы приватизировали в девяностых по серым схемам?

Галина дернулась, пытаясь освободиться.

— О чем ты бредишь?

— О том, что здание архива, которое ты сдаешь в субаренду трем фирмам и имеешь с этого левый доход, оформлено не на тебя. А на ООО «Вектор». А знаешь, кто учредитель «Вектора»? Мой отец. Который, как ты выразилась, «купил землю». Он был умным человеком. Когда вы с ним пили чай десять лет назад, ты подписала бумаги, думая, что это согласование границ участка. Ты подписала передачу прав управления в случае выявления махинаций.

— Ты врешь... — прошептала Галина, бледнея. Слой косметики теперь напоминал маску клоуна.

— Я провел аудит, Галина. Неделю назад. Ты воруешь бюджетные деньги на "цифровизацию", которой нет. Я молчал ради Маши. Но ты угрожала моей семье. Ты угрожала отдать Костю в интернат. Ты угрожала моей бабушке домом престарелых.

Мария смотрела на мужа, широко раскрыв глаза. Она знала, что Юра умен, но не подозревала о масштабе его подготовительной работы. Он не просто защищался. Он приготовил капкан.

— Если ты сейчас же не исчезнешь из нашей жизни, — продолжил Юра, отпуская ее руку, словно брезгливо сбрасывая грязь, — завтра папка с документами ляжет на стол прокурору. И поверь, твои «связи» тебя сдадут первыми, чтобы спасти свои шкуры. Ты сядешь, Галина. Надолго. И там тебя никто не будет слушать.

Галина Викторовна озиралась по сторонам. Мать смотрела на нее с горечью, сестра — с отвращением, дочь — с жалостью.

— Маша... — прохрипела она. — Ты позволишь ему так со мной говорить?

Мария сделала шаг вперед. В ней проснулась та самая сила, которая позволяла ей гнуть металл.

— Я не просто позволю. Я подпишу каждое его слово. Ты хотела войны, мам? Ты ее получила. У тебя нет власти. У тебя нет денег, кроме ворованных. И у тебя больше нет дочери.

Галина попыталась найти опору, но воздух вокруг нее стал вакуумом.

— Бабушка, — обратилась Мария к Анне Сергеевне. — Переезжай к нам. Места много. И ты, тетя Лена.

— С радостью, деточка, — кивнула старушка. — Я давно хотела уехать из той квартиры, там стены давят.

Галина Викторовна стояла одна посреди цветущего сада, маленькая, жалкая, раздавленная собственной злобой, которая отрикошетила в нее саму.

— Вы пожалеете, — прошипела она, но это было похоже на шипение сдувающегося шарика. — Олег... Олег меня не бросит.

— Олег звонил мне час назад, — подала голос тетя Лена. — Он сказал, что его Надя нашла твои заначки в квартире. Они меняют замки, Галя. Тебе некуда идти, кроме своей трешки в хрущевке.

Это был финал. Галина попятилась к калитке. Ее шаг потерял уверенность, ноги подгибались. Она наткнулась на садового гнома, чуть не упала, выругалась грязным, базарным словом, которое никак не вязалось с ее образом интеллигентки, и практически выбежала со двора.

Часть 5. Чистый звук

Прошло три месяца.

Осень раскрасила сад в цвета меди и золота. В мастерской Юры пахло свежим лаком и яблоками, которые нарезала бабушка Анна.

Юра натягивал струны на готовую скрипку. Инструмент оживал. Это был тот самый клен, с которым он работал в день конфликта.

Костя сидел рядом и доделывал деревянную шкатулку для бабушки.

— Пап, а правда, что дерево запоминает все, что слышит, пока растет? — спросил он.

— Правда, — кивнул Юра. — Годовые кольца — это летопись. Дождь, солнце, ветер, птицы. Все там.

— А злые слова оно запоминает?

— Запоминает. Но если мастер хороший, он срезает лишнее, и остается только музыка.

Дверь открылась, вошла Мария. Она отряхнула куртку от первых снежинок.

— Звонили из больницы, — сказала она спокойно.

Все замерли.

— Что с ней? — спросил Юра, не отрываясь от колков.

— Инсульт. Не обширный, но речь отнялась. Левая сторона парализована. Врачи говорят, прогноз неясный. Она лежит в палате городской клиники.

— Олег был у нее?

— Нет. Надя не пустила. Сказала: «Пусть теперь государство заботится, она же так любила систему». А сама Надя уже выставила квартиру Олега на продажу и подала на развод, чтобы поделить деньги. Олег живет у приятеля на даче, пьет.

В мастерской повисла тишина. Не напряженная, а философская. Тишина осознания.

Бабушка Анна вздохнула, отложив нож.

— Жалость — плохой советчик, Маша. Но она моя дочь. Я оплачу сиделку. Но к нам в дом не привезу. Гниль заразна, даже если она обездвижена.

— Я тоже так думаю, — ответила Мария. — Мы оплатим, что нужно. Но я к ней не пойду. У меня нет слов для нее. Все слова сгорели.

Юра провел смычком по струнам. Звук, чистый, глубокий и мощный, заполнил пространство. Он вибрировал в воздухе, проникал в грудь, вытесняя остатки старых страхов.

В этом звуке была сила. Сила людей, которые защитили свой мир.

Галина Викторовна осталась одна в палате с облупившейся краской на потолке. Она хотела позвать медсестру, хотела потребовать, приказать, унизить за холодный суп, но вместо грозного крика из ее горла вырвалось лишь жалкое мычание. Она смотрела в потолок и видела там не трещины, а лица тех, кого предала и растоптала. И понимала, что это навсегда. Инициатива была потеряна безвозвратно. Жизнь выставила ей счет, и на карте оказалось пусто.

— Костя, — позвал Юра сына. — Иди сюда. Попробуй сам.

Мальчик взял скрипку. Он не умел играть профессионально, но прижал ее к плечу уверенно, как учил отец. Смычок коснулся струн.

Звук был неровным, но живым.

— Нормально, — улыбнулась Мария, обнимая мужа за плечи. — Звучит как свобода.

Автор: Вика Трель © Самые читаемые рассказы на КАНАЛЕ