Сегодня на рынке представлено так много разных гитарных педалей, что выбор самой первой может попросту ошеломить. Незнание основ использования педалей не только приведёт к головной боли, но и может стать причиной плохого звука.
Запомните три самых важных момента при работе с гитарными педалями:
- Порядок подключения педалей сильно влияет на ваш звук.
- Всегда используйте для педали правильный блок питания.
- То, как вы используете педали, имеет огромное значение.
В этом кратком руководстве я расскажу всё, что нужно знать для начала работы с вашими первыми гитарными педалями. Вы узнаете, как подключить педали, как использовать подходящие блоки питания, чтобы не повредить их, и о разных способах применения.
Как подключить гитарную педаль
Когда вы покупаете свою первую педаль, то сначала нужно правильно подключить её к гитаре и усилителю. Это просто, но требует нескольких вещей. Обычно мы подключаем гитары напрямую к входному разъёму усилителя. Когда мы добавляем гитарную педаль в эту цепочку, нам нужно немного изменить способ подключения.
Для каждой приобретаемой педали вам понадобятся два гитарных кабеля. Один кабель для подключения ко входу педали, а другой — к выходу. На большинстве педалей входной и выходной разъёмы имеют маркировку, но стандартно входной разъём находится справа, а выходной — слева. Если у вас только одна педаль, вам понадобится всего два кабеля для всего комплекта.
Подключите гитару к разъёму «In» педали. Затем подключите другой кабель к разъёму «Out» педали. Этот кабель затем подключается к входу гитарного усилителя. У большинства усилителей гитарный вход расположен спереди, у других — сверху или сзади.
Рекомендую купить длинные кабели для входа и выхода педалей (например, не менее 3 метров). Более длинные кабели позволяют расположить педаль подальше от усилителя, если это необходимо. Например, если вы планируете выступать на сцене, педаль можно расположить в передней части сцены, а усилитель — в задней. Не помешает иметь запасной кабель на случай, если вам понадобится больше места для перемещения.
Как соединить гитарные педали друг с другом
Если у вас несколько педалей, то понадобится больше кабелей. Например, если у вас две педали, вам понадобится три кабеля: один для подключения гитары, один для соединения двух педалей вместе, а третий — для подключения к усилителю.
Для соединения гитарных педалей можно приобрести так называемые «коммутационные кабели». Коммутационные кабели — это очень короткие кабели, предназначенные для соединения педалей. Эти короткие кабели помогут поддерживать порядок на педалборде. Чем больше педалей вы покупаете, тем важнее поддерживать порядок на педалборде.
Как видно на изображении выше, для подключения двух педалей вам понадобятся три кабеля. Два длинных кабеля и один короткий соединительный (он же коммутационный) кабель посередине для соединения двух педалей. Если вы планируете добавить ещё одну педаль к устройству, вам просто нужно купить отдельный соединительный кабель для каждой дополнительной педали (обычно они продаются в упаковках по 4–6 штук).
Как подключить стереогитарные педали
Большинство педалей имеют один вход и один выход. Эти педали монофонические, и большинство гитарных сетапов работают в монофоническом режиме. Но некоторые педали могут работать как в моно, так и в стерео. Например, педаль Flashback Delay, показанная ниже, имеет четыре разъёма:
правой стороны педали расположены два входа: «Моно» и «Стерео». Если вы подключаете педаль к обычной моно-аппаратуре, достаточно просто соединить один кабель с моно-входом, а другой — с моно-выходом. Но для работы со стерео-аппаратурой можно подключить один или два входных кабеля (это будет зависеть от других педалей в цепи) и два выходных.
Что же такое стерео-гитарная аппаратура? По сути, это когда вы используете один стерео-усилитель или сразу два усилителя одновременно. В какой-то точке сигнал от вашей гитары разделяется на два независимых канала. Эти каналы можно направить на стерео-педали или на два разных усилителя, чтобы смешать их звучание. Главное, что нужно запомнить: для стерео-схемы вам понадобится либо специальный стерео-усилитель, либо два обычных усилителя.
Если вы только начинаете разбираться с педалями, мой совет — не усложняйте. Используйте их в моно-режиме. Стерео-педали отлично справляются и с обычными гитарными комплектами. А уже потом, когда освоитесь, можно будет поэкспериментировать со стерео-сетапами — и вот тогда такие педали окажутся как нельзя кстати.
Питание гитарных педалей
После подключения педалей к гитаре и усилителю, вам следует подумать о том, как вы будете их питать. Существует два способа питания гитарных педалей. Практически все гитарные педали работают от внешнего источника питания. Некоторые педали используют встроенный аккумулятор. Многие педали предлагают оба варианта. Давайте рассмотрим каждый из них, чтобы вы знали, чего ожидать от любой педали, которую вы можете купить.
Питание от батареек
Многие гитарные педали можно питать от встроенной батарейки. Большинству из них требуется одна «кронка» на 9 В, но некоторым — и больше. Батарейки могут выручить, если у вас всего пара педалей и вы играете нечасто. А вот если вы регулярно выступаете, я бы не советовал на них полагаться. Сесть посреди песни — не самый приятный опыт.
На фото выше видно, что задняя крышка педали снимается, чтобы вставить батарейку. Некоторые педали открываются легко, а у других, как вот у этой, придётся поработать отвёрткой.
Многие компактные педали настолько малы, что в них просто нет места для батарейки. Так что если вы хотите использовать именно батарейки, обращайте на это внимание при покупке. Педаль на картинке ниже — как раз пример такой компактной модели, работающей только от внешнего питания (об этом чуть позже).
Если вы всё же решили использовать батарейки, у вас есть выбор: обычные одноразовые или аккумуляторы. Если первые садятся слишком быстро, аккумуляторы могут стать отличной альтернативой. Посмотрите, например, на эти 9-вольтовые аккумуляторы и зарядное устройство, чтобы понять, о чём речь.
Лично на всех моих гитарах с активными звукоснимателями и некоторых педалях стоят именно батареи типа «Крона». Они держат дольше, и их всегда можно зарядить.
Внешнее питание
На фотографии ниже вы можете увидеть небольшой разъём для внешнего питания на корпусе педали.
Питание педалей от внешнего блока избавит вас от головной боли с внезапно севшими батарейками во время игры. Единственный минус — по полу придётся протянуть ещё один провод.
Что касается внешних блоков питания, у вас есть два основных варианта. Первый — использовать обычный адаптер, который втыкается прямо в розетку. Это отлично подходит, если педаль у вас одна или две. Вот как такие адаптеры обычно выглядят:
Часто они уже идут в комплекте с педалью, так что, возможно, докупать ничего и не придётся. Если же нет — их легко найти. Главное — убедиться, что блок питания подходит вашей педали по параметрам.
Эти блоки преобразуют переменный ток из розетки в постоянный, который и нужен педалям.
Большинству педалей требуется напряжение 9 В и ток меньше 100 мА. Эти данные обычно указаны прямо на корпусе, рядом с разъёмом питания. Обращайте внимание на три вещи:
- Напряжение (В). Большинству педалей нужно 9 В, но некоторым крупным может потребоваться и 18 В.
- Потребляемый ток (мА). Это ток, потребляемый педалью (в миллиамперах). Убедитесь, что ваш блок питания может дать ток больше, чем нужно педали.
- Полярность центрального контакта. У разъёма питания есть центральный контакт, который может быть как плюсом, так и минусом. На схеме ниже видно, что центральный контакт — отрицательный. Нам нужно, чтобы наш блок питания совпадал по полярности (взгляните на схему на самом блоке — она должна быть такой же).
Педаль, показанная выше, требует 9 В, потребляет 100 мА и имеет отрицательный центральный контакт. Блок питания, который мы смотрели ранее, как раз даёт 9 В и 200 мА с отрицательной полярностью — то, что надо.
Если педалей у вас несколько, можно использовать несколько отдельных блоков питания или соединить их все в одну цепь (daisy chain) от одного мощного блока. На фото ниже — пример такого последовательного подключения:
Второй вариант — приобрести специальный блок питания, способный запитать весь ваш будущий педалборд сразу. Даже если сейчас у вас всего парочка педалей, такая вещь невероятно удобна, если вы планируете расти. Voodoo Labs Pedal Power 2 Plus (на фото ниже) — один из самых популярных вариантов, который можно встретить на педалбордах многих известных гитаристов.
Такие блоки позволяют подключить кучу педалей одновременно. Поскольку у разных педалей могут быть разные требования к питанию, в этих блоках есть отдельные разъёмы, которые можно настроить под нужды каждой педали.
Как расположить несколько педалей
Если у вас больше одной гитарной педали, их порядок имеет огромное значение. В интернете вы найдёте множество «правил» о том, в каком порядке их нужно ставить. Хотя иногда эти правила могут быть полезны, часто они приводят к не самому лучшему звуку. Я не раз видел, как правила на разных сайтах прямо противоречат друг другу. Так как же понять, каким из них следовать, а какие — игнорировать?
Если у вас всего две или три педали, я рекомендую просто поэкспериментировать со всеми возможными комбинациями. Вы очень быстро почувствуете, какой порядок звучит для вас лучше всего. Даже если ваш выбор нарушает все «правила» с других сайтов — доверяйте своему слуху.
Использование метода четырёх кабелей
Если вы новичок, я советую начать с простого: подключите все педали ко входу вашего гитарного усилителя. Но существует и более продвинутый способ подключения для некоторых усилителей. Метод четырёх кабелей — это способ выжать максимум из ваших педалей, используя петлю эффектов (effects loop) усилителя. Не у всех усилителей она есть, так что если у вас простой учебный комбо, этот метод вам не подойдёт.
Основная идея метода 4-кабелей в том, что одни педали лучше звучат, будучи подключёнными ко входу усилителя, а другие — в его петлю эффектов. Если вы только начинаете осваивать педали, просто имейте это в виду на будущее, когда соберёте большой педалборд и захотите добиться по-настоящему потрясающего звучания.
Прочтите это руководство, чтобы узнать больше о методе 4 кабелей.
Как использовать гитарные педали во время игры
Когда вы подключили и расставили педали так, чтобы вам было удобно, можно переходить к самому интересному — как же ими пользоваться вживую. Есть два основных подхода, так что давайте разберём каждый из них подробнее.
Эффекты по требованию
Первый способ — самый распространённый. Представьте себе педали как эффекты «по запросу». Вы включаете и выключаете их прямо во время игры, в зависимости от того, какой звук вам нужен в конкретный момент. Например, многие гитаристы включают педаль «wah» во время соло, а по его окончании — выключают. В этом случае «wah» работает именно как эффект по требованию: она окрашивает звук вашей гитары, пока активна, а затем вы возвращаетесь к своему «обычному» звучанию.
Такие педали, как «wah-wah», «вибрато», «фейзер», «бустер» или «тюнер», чаще всего используются именно таким образом. Можно сказать, что у вас есть ваш основной тон и тон «с эффектом».
Яркий пример гитариста, использующего эффекты по запросу — Том Морелло из Rage Against The Machine (почитать о его педалях можно здесь). В своих соло он задействует педали, создавая причудливые и нестандартные звуки. А в остальное время песни его «основной» тон обходится без них.
Например, в соло для песни "Killing in the Name" Том включает тремоло и педаль задержки. Как только соло заканчивается, обе педали отключаются. Это прекрасная иллюстрация эффектов по требованию и того, как они могут добавить изюминку в вашу игру.
Педали, которые всегда включены
Второй способ использования гитарных педалей часто упускают из виду. Обычно педали воспринимаются как нечто, что нужно постоянно включать и выключать. Но есть и другой подход — просто оставить педаль включённой навсегда. Так вы используете её для улучшения и обогащения своего основного гитарного звука. Это отличный способ создать уникальный звук, который невозможно получить от одного лишь усилителя.
Например, вы играете сёрф-рок, и вам нравится сочный, глубокий звук пружинного ревербератора. Добавив педаль реверберации в свою цепь и оставив её всегда включённой, вы сделаете реверберацию неотъемлемой частью вашего звука. Её, конечно, можно и выключить, но если оставить включённой, ваш звук приобретёт тот самый характерный окрас.
Другой пример: многие гитаристы никогда не выключают педаль компрессора. Она «выравнивает» ваш сигнал, делая громкость более однородной и плотной. Компрессор может даже улучшить атаку и сустейн. Постоянное использование делает его не просто эффектом, а частью вашего уникального тембра.
Знаменитый «коричневый звук» Эдди Ван Халена — отличный пример того, как эффекты используются для улучшения и формирования основного тона. Постоянно работающие педали помогают создать ваш собственный, уникальный «коричневый звук».
Дополнительные руководства для максимальной эффективности
Вооружившись этой информацией, вы можете смело начинать подключать свои гитарные педали и экспериментировать. Пробуйте и эффекты по требованию, и всегда включённые педали, чтобы раскрыть все возможности вашего оборудования.