В этом руководстве мы разберем гитарный сет-ап Тома Морелло времен Audioslave. Его комплект оборудования (сет-ап) претерпел некоторые изменения по сравнению с тем, что он использовал в Rage Against the Machine, поэтому, если вас интересует его снаряжение эпохи RATM, ознакомьтесь с этим руководством.
Внимание: на некоторые гитары, фурнитуру и другие товары я оставил партнерскую ссылку — вы можете перейти и ознакомиться с продуктом поближе. Покупая что-то по моей партнерской ссылке, я получаю комиссионные, а вы поддерживаете развитие этого канала.
Как объясняется в руководстве по его снаряжению эпохи RATM, Том не слишком жалует дорогие гитары. Многие из инструментов, которые он использовал на протяжении всей своей карьеры, были куплены за очень небольшие деньги и изначально не имели лучшей фурнитуры. Это важный момент, поскольку многие слишком зацикливаются на покупке самого лучшего оборудования. Как Том объясняет в многочисленных интервью, излишние переживания об аппаратуре отвлекают от мыслей о самой музыке.
Гитара «Soul Power» (показана ниже) использовалась во всех песнях Audioslave, исполнявшихся в стандартном строе. Как Том рассказывал в интервью, он выбрал эту гитару, чтобы добиться иного звучания по сравнению с RATM. Изначально эта гитара была изготовлена на заводе специально для сети магазинов Guitar Center.
- Звукосниматели: Звукосниматель Seymour Duncan Hot Rails у бриджа (бриджевый) и звукосниматели Fender Noiseless в среднем и нековом (neck) положениях.
- Особенность: Гитара оснащена двухпозиционным переключателем для аварийного отключения (подробнее об этом позже).
Главное, что нужно помнить для достижения звука, похожего на Audioslave — по возможности использовать синглы (однокатушечные звукосниматели). Том предпочитает использовать звукосниматель у грифа (нековый) для получения более мягкого звука, поэтому даже если у вас нет синглов, попробуйте использовать именно эту позицию.
Killswitch / Тумблер-глушитель
Как и в Rage Against the Machine, важнейшим аспектом уникального стиля Тома является использование функции киллсвитча. Он позволяет мгновенно и полностью отключать сигнал гитары одним щелчком тумблера или нажатием кнопки. Хотя Том использует killswitch во многих соло Audioslave, в RATM он применял его гораздо более широко. Ознакомьтесь с руководством по RATM, чтобы изучить примеры песен, в которых он использовал этот прием.
Существует два основных способа реализовать киллсвитч на вашей гитаре:
1. Используйте гитару с переключателем в стиле Les Paul и раздельными ручками громкости.
Если на вашей гитаре есть отдельные регуляторы громкости для каждого звукоснимателя и трёхпозиционный переключатель, вы можете просто выкрутить громкость одного звукоснимателя до нуля, а другого — на максимум. В этом случае при переключении между ними звук будет резко пропадать и появляться. Этот подход, очевидно, работает только с гитарами, имеющими две отдельные ручки громкости. Если у вас их нет, придётся использовать другой метод.
2. Установите отдельную кнопку
Установить отдельный выключатель на гитару довольно просто. Упомянутая выше гитара «Soul Power», которую Том использовал в Audioslave, изначально не имела такого выключателя. Том самостоятельно установил на неё двухпозиционный тумблер и подключил его как разрыв цепи.
Для установки киллсвитча можно использовать либо двухпозиционный тумблер, либо кнопку мгновенного действия (без фиксации). Оба варианта работают по одному принципу, но ощущения от игры разные. Том использует двухпозиционный тумблер, как на его гитаре Soul Power. Такой тумблер позволяет надежно зафиксировать сигнал во включенном или выключенном состоянии и дает немного больше контроля. В качестве альтернативы, кнопка без фиксации выключает звук только на время нажатия. Некоторые гитаристы предпочитают именно кнопку, так как она немного быстрее и проще в использовании.
По ссылке ниже показан пример такой кнопки. Как видите, модифицировать гитару, добавив глушитель, можно довольно недорого. Узнать цену, схему подключения и характеристики хромированной кнопки-глушителя можно здесь
Усилитель и кабинет Тома Морелло
Усилительный стек Тома не изменился с времен RATM и остался тем же в Audioslave. Он использует 50-ваттный усилитель (голову) Marshall JCM 800 2205 и кабинет Peavey 4×12. У JCM 800 два канала, но Том использует только канал с перегрузом (как будет пояснено далее).
Том использует кабинет Peavey 4×12 с прямой передней панелью (straight front), похожий на модель, показанную ниже.
Хотя Том использует именно этот комплект на концертах, для достижения схожего звучания вы можете использовать практически любую комбинацию усилителя и кабинета. Главное — чтобы ваш усилитель имел качественный встроенный перегруз (дисторшн), или же вам потребуется использовать достойную педаль дисторшна. Это позволит вам приблизиться к звучанию Тома Морелло. На студийный бэкстейдж видео видно, что в его студии есть множество различных усилителей, так что, несомненно, он экспериментирует с ними во время записи.
Разбор педалборда Тома Морелло в Audioslave
На фото ниже показан педалборд Тома Морелло времен Audioslave. По сравнению с его же setup'ом времен RATM, здесь есть несколько изменений и дополнений, поэтому давайте разберем каждую педаль по порядку.
A: Блок питания Voodoo Lab Pedal Power 2 Plus
Voodoo Lab Pedal Power 2 Plus — это отличный блок питания для педалборда, обзор на который я могу сделать, если вам нужно. Он не является строго обязательным, но гораздо надежнее и удобнее, чем использование отдельных адаптеров для каждой педали или батареек. Если вы планируете собрать большой педалборд, я настоятельно рекомендую приобрести отдельный специализированный блок питания.
B: MXR Phase 90
Во время записи RATM Том использовал педаль Ibanez DFL Flanger. Во время записи Audioslave её заменила педаль MXR Phase 90. Разница в том, что он перешёл с флэнжера на фейзер. Они дают похожие эффекты, но при этом обладают совершенно разным тембром. Когда вы слышите, как Том играет песни RATM на MXR 90 вживую, вы легко слышите, как меняется тон по сравнению с записями с флэнжером.
Стоит отметить, что MXR Phase 90 — последняя педаль в цепочке эффектов Тома перед тем, как сигнал возвращается к усилителю. Это означает, что Phase 90 — последний эффект, окрашивающий его звук (если он используется). Если вы всё же решите собрать педалборд с этими эффектами, рекомендую поэкспериментировать с разным порядком педалей, чтобы услышать, как изменение порядка педалей влияет на конечный результат.
Альтернативы MXR Phase 90:
- Electro-Harmonix Small Stone Nano – это очень популярная педаль фэйзера, и, как и MXR Phase 90, она имеет только одну ручку управления. Однако у этой модели также есть переключатель режимов (Color toggle), что обеспечивает некоторую дополнительную гибкость в настройке звука.
- Joyo JF-06 Vintage Phase – если вы ищете сверхбюджетный вариант, то эта модель стоит меньше половины цены MXR или EHX. По сути, это клон педали MXR Phase 90.
D: DOD FX40B Эквалайзер
Том использует педаль графического эквалайзера DOD FX40B в качестве бустера для соло. Он устанавливает параметры эквалайзера в практически плоское положение (flat) и просто увеличивает выходной уровень (уровень громкости на выходе). Том использовал эту педаль ещё со времён RATM, продолжил в Audioslave и использует её по сей день.
Хотя для этой цели можно использовать любую педаль эквалайзера, я бы порекомендовал приобрести настоящую педаль-бустер (boost pedal). Это даст вам больше контроля над типом используемого усиления и характером звука.
Крупный план ниже, взятый из предыдущего видео, демонстрирует настройки, которые Том использует на своём DOD FX40B:
Как видите, АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) установлена практически идеально ровно. Имеется лишь небольшой провал на пятом ползунке слева (полоса 800 Гц). Но в целом, как видно, это очень плоская настройка, которая используется просто в качестве усилителя сигнала (буста).
Альтернативы DOD FX40B:
- Yerasov BB-10 — невероятно популярная педаль-бустер, обеспечивающая чистое усиление до 20 дБ. Встроенные DIP-переключатели позволяют точно настроить характер буста под себя. Это моя главная рекомендация.
- Ibanez PTEQ — если вы всё же хотите использовать педаль эквалайзера, то её огромным плюсом является универсальность: вы можете использовать её как бустер, а в любой момент перенастроить для тонкой коррекции тембра.
Таким образом, моя рекомендация — приобрести именно педаль-бустер, если ваша цель — просто и эффективно усилить уровень сигнала для соло, как это делает Том со своим DOD FX40B. С другой стороны, педаль графического эквалайзера невероятно полезна своей универсальностью: она может служить и бустером, и мощным инструментом для точной настройки вашего звука.
D: BOSS DD-3 Цифровая задержка
Задержка (delay) — настолько распространённый эффект, что Том всё равно умудряется использовать его по-своему и выжимать из него максимум. Наиболее очевидный пример применения — начало песни «Cochise». Том настраивает задержку на быстрый слэпбэк (slapback) с высокой обратной связью (feedback), чтобы, по сути, удвоить свой звук и создать эффект, похожий на лопасти вертолета.
Вы услышите задержку в стиле слэпбэк во многих песнях Audioslave, так как это отличный способ сделать гитарный звук более плотным и насыщенным. Например, в соло «Like a Stone» можно услышать, как задержка используется для усиления эффекта от bends (подтяжек) и работы с рычагом тремоло. Задержка заполняет паузы, делая его звук более объемным и пространственным. Если вы хотите добиться характерного звучания Audioslave, то педаль задержки вам просто необходима.
Том изначально использовал цифровую задержку BOSS DD-2, а затем перешёл на DD-3, которая, по сути, является её прямой наследницей и очень похожа по звучанию. Так что не тратьте время на поиски именно DD-2 — DD-3 отлично справится с той же задачей.
Крупный план ниже, взятый из предыдущего видео, демонстрирует настройки, которые Том использует на своём BOSS DD-3:
На наклейке показаны примеры используемых им настроек, хотя они, вероятно, меняются в зависимости от конкретной песни. Поэтому используйте указанные выше значения в качестве хорошей отправной точки, а затем экспериментируйте, подбирая их под каждую композицию Audioslave. Интересно отметить, что уровень эффекта (Effect Level) установлен довольно высоко, а также активирован режим задержки «Long» (L).
Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели BOSS DD-3 здесь.
E: Digitech WH-1 Whammy
Это незаменимая педаль, которую стоит приобрести, если вы хотите звучать как Том Морелло. Это культовый эффект, и Том действительно раскрывает весь его потенциал. Том использовал её в таких песнях RATM, как «Know Your Enemy», «Bullet in the Head», «Ashes in the Fall» и «Killing in the Name», а также продолжил активно применять в Audioslave. Самое известное её использование — соло в песне «Like a Stone». Whammy также задействована в других композициях Audioslave, таких как «Revelations», «Cochise» и «The Worm».
Digitech Whammy — это мастхев педаль для любого поклонника творчества Тома Морелло. Без Whammy было бы практически невозможно воспроизвести многие из его уникальных соло. На рынке не так много гитарных педалей, которые были бы столь же увлекательными в использовании. Это превосходный творческий инструмент, с которым невероятно интересно импровизировать.
Существует несколько различных версий Whammy, но модель, представленная выше, — это переиздание оригинального WH-1, который и использовал Том. Хотя вы, безусловно, можете достичь всех его фирменных эффектов и с этой педалью, я также рекомендую обратить внимание на DigiTech Whammy DT. Она обладает бóльшим количеством функций, включая возможность понижения строя (drop tuning) в реальном времени, чего нет в предыдущих моделях.
Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели Whammy здесь.
F: BOSS TR-2 Тремоло
Педаль тремоло TR-2 стала новым дополнением в педалборде Тома в период его работы с Audioslave. Хотя он и добивается схожего эффекта с помощью техники Killswitch, педаль тремоло предоставляет ему гораздо более широкий спектр музыкальных возможностей. Классический пример — едва уловимое тремоло в песне «Like a Stone».
Ещё одно яркое применение TR-2 можно услышать в куплетах песни «Gasoline». В отличие от тонкого эффекта в «Like a Stone», Том выкручивает параметры тремоло на максимум, заставляя свой сигнал резко появляться и исчезать — что создаёт эффект, очень похожий на его фирменную технику Killswitch, но достигаемый совершенно иным способом.
BOSS TR-2 — это великолепная и универсальная педаль, которая отлично звучит как с чистым звуком, так и, как демонстрирует Том, с дисторшном, что он и делает в некоторых песнях Audioslave.
Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели TR-2 здесь.
G: Dunlop Cry Baby Вах
Том использует эффект вау-вау (wah) во многих своих соло как в Audioslave, так и в RATM. Если бы вам пришлось выбрать всего две самые важные педали из всего арсенала Тома, это были бы именно вау и уэмми (whammy). Эти два эффекта невероятно выразительны и являются ключевыми для звучания многих песен Audioslave.
Соло в песне «Be Yourself» — это прекрасный пример того, как Том использует вау-вау простым, но невероятно эффективным способом, чтобы придать своим партиям уникальный характер. Чтобы услышать другие примеры творческого применения эффекта, обязательно послушайте такие песни, как «Original Fire», «Doesn't Remind Me» и «What You Are».
Моя главная рекомендация — выбрать и купить ту педаль вау-вау, которая лучше всего подходит именно вам, а не стремиться к точной копии setup'а Тома. Например, я лично предпочитаю педали вау с дополнительным контролем тембра (Q), поэтому использую Vox Big Bad Wah (мой обзор здесь). Если же вы ищете классический и простой вариант, то обратите внимание на обзор стандартной Dunlop Crybaby здесь.
Ознакомьтесь с ценой и подробностями модели Dunlop Cry Baby здесь.
Сборка и настройка педалборда для звука Audioslave
Вот порядок подключения педалей, который использовал Том в Audioslave:
Гитара > Усилитель
Возврат FX петли (FX Send) > BOSS TR-2 > Dunlop Crybaby > Digitech Whammy > BOSS DD-3 > DOD FX40B > MXR Phase 90 > Вход FX петли (FX Return)
Эта схема использует петлю эффектов (FX loop) усилителя. Это коренным образом отличающийся подход к построению цепи от того, что использует большинство гитаристов. Все педали, включая вау-вау, которая традиционно ставится перед входом усилителя, расположены внутри FX-петли.
Конечно, стоит поэкспериментировать с размещением некоторых педалей и вне петли эффектов, так как с некоторыми из них это может быть более удобно или привычно. Если вы, например, используете педаль перегруза/дисторшна в дополнение к перечисленным выше, — это как раз тот случай, когда её правильнее всего разместить перед входом усилителя.
Как раскрыть потенциал каждой педали?
Сравнивая оборудование Тома в Audioslave и его же setup в RATM, можно заметить, что изменения были минимальны. Тем не менее, благодаря этим точечным изменениям Тому удалось создать множество новых уникальных звуков в своих соло. Всё потому, что он усердно работает над тем, чтобы раскрыть и использовать максимум возможностей каждой педали.
Ко мне часто приходят новые ученики с педалбордом, заставленным педалями, но они не знают, как извлечь из каждой из них всё возможное. Когда Том добавил TR-2 в свой арсенал, он смог экспериментировать с новыми для себя вариантами тремоло, которые раньше мог имитировать только с помощью киллсвитча. И внезапно он получил гораздо более богатый контроль над, казалось бы, тем же самым эффектом.
Я рекомендую своим ученикам экспериментировать только с одной педалью за раз. Так вы по-настоящему научитесь раскрывать потенциал своего оборудования. Начните с Whammy и посмотрите, сколько разных идей и звуков у вас получится создать. Затем проделайте то же самое с вау-педалью. Затем — с дилеем. Работая с одной педалью, вы по-настоящему поймёте, как выжать из неё максимум.
Только после этого начинайте комбинировать эффекты. Например, объедините рычаг тремоло с вау-вау — Том делает это постоянно, и в RATM, и в Audioslave. Попробуйте делать бенды с помощью рычага и одновременно «качать» вау, используя его как фильтр. Или задействуйте рычаг и вау одновременно, работая обеими ногами.
Том Морелло — гитарист, который создал множество уникальных звуков, используя довольно простой набор оборудования. Если вы решите приобрести эти педали, чтобы повторить его setup, обязательно уделите время глубокому изучению каждой из них по отдельности.
Ознакомьтесь также с моим руководством по его снаряжению времен RATM, чтобы почерпнуть ещё больше советов о том, как максимально эффективно использовать ваши инструменты.
Подписывайтесь: | Telegram | ВКонтакте