Изучение нот на грифе — одна из самых важных вещей, которую можно сделать, обучаясь игре на гитаре. Да, можно стать отличным гитаристом, не зная нот, но это будет немного сложный путь.
На самом деле запомнить ноты на грифе - это одна из самых простых вещей в обучении. Я не собираюсь врать вам, говоря, что вы можете запомнить ноты за 10 минут, но если вы будете следовать методу, описанному в этой статье, вы сможете запомнить весь гриф в кратчайшие сроки.
В этой статье вы узнаете:
- Почему изучение нот на грифе стоит потраченных усилий
- Что можно делать после того как выучите гриф
- Два эффективных метода запоминать ноты
- План занятий с пошаговыми инструкциями.
У вас может возникнуть соблазн сразу перейти к методам, но я настоятельно рекомендую прочитать все, чтобы вы могли запомнить всё наиболее эффективным способом.
Зачем изучать ноты на грифе
Запоминание нот на грифе становится гораздо легче, если вы понимаете для чего это нужно. Давайте рассмотрим несколько полезных вещей, которые можно сделать, если вы знаете гриф.
Аккорды баре становятся проще
Аккорды баррэ позволяют взять аккорд в любом месте грифа. Это позволяет вам играть такие аккорды, как C#m, Ebm, F#m, Gm, все с одной и той же формой аккорда. Для C#m не существует открытой формы аккорда, но вы можете легко сыграть его, если знаете форму аккорда баррэ и знаете, где найти C# на грифе.
Аккорды баррэ полезны только в том случае, если вы знаете, где их играть. Зная ноты на грифе (особенно низкие струны E и A), вы сможете сыграть любой аккорд баррэ в любом месте.
Построение аккордов и гамм с нуля
Допустим, вы играете в группе и ритм-гитарист придумал красивый рифф, используя гармонический Ми-минор, и просит вас сделать поверх него соло. Что вы делаете?
Если вы запомнили ноты на грифе, все, что вам нужно знать, - это ноты этой гаммы. Вам не нужно искать формы гаммы - достаточно знать ноты. Если гитарист говорит вам, что ноты - это E F# G A B C D#, вы теперь знаете все, что вам нужно, чтобы сыграть эту гамму по всему грифу.
Построение любых аккордов с нуля
Многие гитаристы могут играть только базовые открытые аккорды и некоторые аккорды баррэ, потому что они так и не выучили ноты на ладах. Если вы можете играть Em только в открытой позиции, это ограничивает ваши возможности.
Если вы знаете ноты в аккорде, вы можете построить аккорд в любом месте грифа. Вот несколько примеров того, как можно сыграть ми-минорный аккорд на грифе:
Возможно, вы узнаете пару аккордовых форм (особенно первые две), но все они - минорные аккорды. Выучив ноты на грифе, вы сможете построить любой аккорд практически в любой позиции. Попробуйте сыграть несколько из приведенных выше аккордов. Хотя все они звучат похоже (все они минорные), они все разные. Разные формы аккордов могут использоваться в разных песнях и открывать множество возможностей для вашей игры.
Вместо того чтобы зацикливаться на одной или двух аккордовых формах, вы можете открыть все аккордовые формы на всем грифе.
Если вы выучите ноты на грифе, вы сможете делать это с любым аккордом.
Станьте лучше в импровизации
В какой-то момент вам захочется импровизировать или играть соло под минусовки. Это отличный способ развить свои навыки. Большинство гитаристов учатся, запоминая несколько форм пентатоники.
Пентатоника позволяет легко начать импровизировать, но есть и обратная сторона - многие в конечном итоге просто топчутся на месте.
Когда вы запомните ноты на грифе, вы научитесь ориентироваться на определенные ноты. Например, если вы слышите аккорд — до мажор, во время импровизации вы можете ориентироваться на ноты до, ми и соль (ноты аккорда до мажор). Если аккорд изменится на Dm7, вы можете выбрать ноты D, F, A, C (ноты Dm7).
Пока вы сами не попробуете это, трудно понять, трудно понять какой контроль над игрой вам это даёт. Вместо того, чтобы играть случайные ноты, вы можете выбрать идеальные ноты в идеальное время.
Лучше понимать музыку
Возможно, самая важная причина запомнить ноты на грифе заключается в том, что это улучшает ваше понимание музыки. Вместо того, чтобы риффы, аккорды и соло представляли собой серию паттернов и форм, вы можете понять, почему одни аккорды хорошо сочетаются друг с другом, а другие нет. Вы можете понять, почему фразы, которые вы пытаетесь играть поверх минусовки, звучат не совсем правильно, если они хорошо звучат на другой минусовке.
Изучение нот на грифе поднимает ваш уровень в понимания музыки. Это поможет вам лучше понять песни, которые вы играете, а также все, что вы пишете.
Как облегчить запоминание грифа
Неудивительно, что многие гитаристы откладывают изучение нот на грифе.
Поначалу запоминание нот на грифе кажется утомительным. Просто посмотрите на диаграмму ниже:
Безумие, да?
Если это вас это шокирует, не волнуйтесь. Давайте разберем гриф и облегчим его изучение.
Все повторяется на 12 ладу
Вы когда-нибудь задумывались, почему обычно на 12-м и 24-м ладах есть два точечных маркера (если на вашей гитаре 24 лада)?
Взгляните на ноты на открытых струнах, 12-м и 24-м ладах ниже:
В музыке 12 нот (если взять в расчет еще пять альтерированных), поэтому все повторяется, если подняться на 12 ладов вверх. На 12-м ладу повторяются ноты открытой струны, а на 24-м ладу они повторяются снова.
Это означает, что вам нужно запомнить только половину грифа, потому что другая половина повторяется. Если вы запомните ноты до 12-го лада, те же самые ноты повторяются и выше 12-го лада.
Отлично, правда?
Мы уже вдвое сократили количество нот, которые вам нужно запомнить, но давайте сократим его еще немного.
Удаление хроматических нот
Взгляните на шесть нот ниже и подумайте, как бы вы их запомнили:
Вам действительно нужно запомнить все шесть? Что вы заметили в нотах со знаком # (диез)?
Что можно заметить, так это то, что ноты с диезом (#) имеют ту же букву, что и нота слева от нее. F# всегда на один лад выше F, G# всегда на один лад выше G и т. д.
Это означает, что вам не нужно запоминать все приведенные выше примечания. Вам не нужно запоминать положение F и F#. Вы можете просто запомнить позицию F и помнить, что F# находится на один лад правее.
То же самое и с бемолями. Нота Gb находится на один лад левее G. Eb находится на один лад левее E. Так что вам также не нужно запоминать бемольные ноты – просто запоминайте «естественные» ноты (например: A, B, C), и помните, что если вам нужна бемольная нота, переместитесь на один лад влево.
Вот наш гриф снова, без альтерированных нот, а также без нот выше 12-го лада:
Приведенная выше диаграмма — это все, что вам нужно запомнить, чтобы запомнить все ноты на грифе. Не так уж и плохо, правда?
Также стоит отметить, что приведенная выше диаграмма представляет собой гамму до мажор. Таким образом, запомнив естественные ноты на грифе, вы также запомните одну из самых важных гамм.
Теперь давайте разберемся, как запоминать ноты на грифе самым простым и эффективным способом.
Использование двух методов для запоминания грифа
Лучший способ научиться запоминать ноты на грифе — использовать два метода вместе. Причина, по которой я настоятельно рекомендую использовать два метода, связана с тем, как работает наша память.
Как работает наша память
Чем больше разных способов мы изучаем что-то, тем легче это запомнить.
Думайте об этом, как о рубке дерева топором. Если вы рубите только с одной стороны, это займет много времени и потребует много работы. По этому лучше рубить сначала с одной стороны, а затем с другой.
Наша память работает таким же образом. Вы можете повторять один и тот же метод снова и снова, и в конце концов он усвоится. Но если вы объедините два метода, вы запомните его быстрее и легче.
Вот почему люди, запоминающие колоды карт, используют для запоминания карт слова и изображения, а не номер карты и масть. Именно так люди могут запомнить более 10 000 цифр числа Пи. Они не садятся и не пытаются запомнить все эти цифры. Вместо этого они используют изображения или слова для запоминания групп чисел.
Именно поэтому, когда мы чувствуем запах или пробуем определенные вещи (например, приготовленный яблочный пирог), это может мгновенно вернуть детские воспоминания. Детские воспоминания усиливаются запахами и вкусами (это называется «мультисенсорная интеграция»).
Причина, по которой это важно знать, заключается в том, что многое из того, что вы делаете на гитаре, зависит от запоминания. Если вы используете методы, которые лучше подходят для работы нашей памяти, вы будете учиться быстрее и легче. Методы, которые я рассматриваю в этой статье, основаны на хорошей практике запоминания.
Если вы объедините два метода запоминания нот на грифе, они лучше запомнятся. Вы даже можете использовать три разных метода одновременно, и вы быстрее научитесь. Но слишком много методов могут запутать. Я обнаружил, что мои ученики быстрее всего запоминали записи, когда мы комбинировали два описанных здесь метода.
Давайте рассмотрим два метода, а затем я дам вам план практики, чтобы вы могли получить максимальную отдачу.
Метод 1: по одной струне за раз
Это невероятно простой способ начать запоминать ноты на грифе. Основная идея состоит в том, чтобы рассматривать каждую струну отдельно, а не пытаться изучить все сразу.
На диаграмме ниже показано, как вы будете практиковаться в запоминании нот на первой струне E:
Когда вы тренируете одну струну за раз, вы можете полностью сосредоточиться на ней. На приведенной выше диаграмме вам нужно запомнить только восемь позиций нот.
Как только вы запомните эти восемь нот, вы продолжите движение дальше 12-го лада:
Прежде чем я объясню, как запоминать ноты, давайте посмотрим, что происходит после того, как вы закончите запоминать ноты на :
Когда вы тренируете одну струну за раз, вы можете полностью сосредоточиться на ней. На приведенной выше диаграмме вам нужно запомнить только восемь позиций нот.
Как только вы запомните эти восемь нот, вы продолжите движение дальше 12-го лада:
Прежде чем я объясню, как запоминать ноты, давайте посмотрим, что происходит после того, как вы закончите запоминать ноты на первой струне E.
После того, как вы запомните ноты на первой струне E, вам нужно будет запомнить еще четыре струны. Почему? Потому что на первой и шестой струне E одни и те же ноты в одних и тех же позициях:
По этой причине я настоятельно рекомендую начинать либо с первой струны, либо с шестой струны. Как только вы запомните эти ноты, вам нужно будет запомнить еще четыре струны.
Как практиковаться, используя этот метод
Это отличный метод, потому что его легко практиковать. Даже если вы новичок, этот метод покажется вам простым. Давайте посмотрим, как отрабатывать ноты на струне E с помощью этого метода.
Вот что вы бы сыграли на первой струне E:
Вы начинаете с открытой струны и играете по одной ноте, продвигаясь вверх по грифу. Достигнув 12-го лада (ми), вы перемещаетесь назад по одной ноте, пока не дойдете до открытой струны.
Важно: во время игры необходимо произносить названия нот вслух. Так вы используете мультисенсорную интеграцию.
Может показаться странным произносить названия нот вслух во время игры, но это будет иметь огромное значение для того, насколько быстро вы их запомните.
Вот несколько советов при использовании этого метода:
- Начните медленно. Не спешите. Если вы поторопитесь, мозгу будет сложнее запомнить всё.
- Сосредоточьтесь. Чем больше вы сосредоточитесь на названии и положении каждой ноты, тем быстрее вы их запомните.
- Не беспокойтесь о том, какими пальцами вы играете. Ваше внимание должно быть полностью сосредоточено на названиях и позициях нот, а не на технике игры.
- Сосредоточьтесь на тех областях, в которых вы не чувствуете себя уверенно. Превратите свои слабые места в свои сильные стороны.
Первые несколько раз, вам будет скучно. Это нормально. Если что-то кажется вам трудным и скучным, это хороший знак того, что вы учитесь. Не расстраивайтесь. Будьте терпеливы и продолжайте тренироваться так медленно, как вам нужно. В течение следующих нескольких дней вы заметите, что вам станет легче запоминать правильные позиции и названия нот. Постепенно вы станете быстрее и не застрянете в определенных участках грифа.
Вот упражнение для второй струны B, чтобы вы могли увидеть, как продолжить работу с остальными струнами:
Следуйте тому же методу, что и раньше. Обязательно произносите ноты вслух и сосредоточьтесь на положении каждой ноты. Вы даже можете подумать про себя что-то вроде: «Нота на пятом ладу — ми, на 6-м ладу — фа, на 8-м ладу — соль». Чем больше внимания и усилий вы приложите, тем быстрее это отложится в памяти.
Потренируйте каждую струну не менее 15-20 раз, прежде чем переходить к следующей. Вы очень быстро станете экспертом в игре на первой и шестой струнах, поэтому обязательно уделяйте больше внимания другим.
Почему этот метод работает
Этот метод работает, потому что он учит вас мыслить линейно. Вместо того, чтобы запоминать форму или положение тональности, вы думаете о том, как ноты на струне связаны друг с другом. Практикуя этот метод, вы узнаете такие вещи, как «G всегда на два лада выше F», «B всегда на один лад ниже C» и т. д.
Это означает, что в будущем, когда вы импровизируете, вы всегда будете знать, какие ноты находятся выше и ниже текущей ноты на каждой струне. Если вы играете ноту «ми», вы инстинктивно поймете, что «фа» находится на один лад вправо, а «ре» — на два лада влево.
Практика игры на каждой струне отдельно означает, что у вас не возникнут «слабые места» на грифе. Многие гитаристы чувствуют себя некомфортно, играя на некоторых участках грифа, потому что формы, которые они запомнили, не покрывают эти участки. Когда вы попрактикуетесь в использовании этого метода, вы научитесь чувствовать себя уверенно на всем грифе.
Метод 2: одна нота за раз
Используя метод 1, вы научитесь находить ноты вдоль струны. Но фишка в том, что мы играем не только на одной струне, а перемещаемся между ними. Если вы используете только метод 1, у вас останутся слабые места в ваших знаниях по грифу. Вот здесь и приходит на помощь метод 2.
Этот метод полностью отличается от метода 1, и поначалу он будет казаться гораздо сложнее. Вот почему это так эффективно: оно заставляет вас запоминать ноты таким образом, чтобы вы не могли «схитрить». Если вам этот метод кажется трудным, значит, ноты не запомнились вам должным образом. Освоив этот метод, вы сможете мгновенно находить любую нужную ноту в любой позиции на грифе.
Метод учит вас запоминать положение любой ноты на всем грифе без необходимости обращаться к другим нотам. Например, в данный момент, если вы хотите найти ноту «А» на струне второй струне (Си), ваш разум, вероятно, подумает: «Ну, 12-й лад — это си, значит, ля должна быть на два лада ниже на 10-м ладу». А этот метод научит вас моментально переходить на 10-й (или 22-й) лад.
Вот как работает метод:
- Выберите ноту. Используя этот метод, мы фокусируемся на одной ноте за раз. Цель метода — найти все позиции ноты на грифе.
- Найдите эту ноту на шестой струне E до 12-го лада. Как объяснялось ранее, у нас есть полная октава от открытой струны до 12-го лада. Это означает, что вы найдете свою ноту один раз (если только это не открытая струна, которая также будет 12-м ладом). Найдите эту ноту как можно быстрее, и сыграйте ее.
- Перейдите к следующей струне и найдите ноту до 12-го лада. Найдя ноту на шестой струне E, перейдите к следующей струне и найдите ноту на ней.
- Продолжайте перемещаться по всем струнам. Каждый раз, когда вы находите ноту, переходите к следующей струне и повторяйте процесс. Как только вы доберетесь до первой струны E, двигайтесь назад по струнам, пока не вернетесь к шестой струне E (или ниже, если вы играете на 7- или 8-струнной гитаре).
- Повторите шаги и выберите новую ноту. Постепенно прорабатывайте все ноты (включая такие ноты, как A#/Bb).
Это простой метод, но он может показаться странным. Если вы сделаете это правильно, это избавит вас от шаблонности. Постарайтесь не думать в духе: «нота на следующей струне на пять ладов ниже». Хотя это создаст ощущение, что вы добиваетесь прогресса быстрее, на самом деле это сдерживает вас. Цель этого метода — запомнить позиции нот без необходимости обращения к какой-либо другой позиции. Если вы правильно воспользуетесь этим методом, вы станете свободными от шаблонного мышления в поиске нужной ноты.
Как практиковаться, используя этот метод
Давайте посмотрим на этот метод в действии, чтобы вы могли понять, как его применять на практике. На грифе ниже показано положение ноты «ля» на всех шести струнах до 12-го лада:
Как видите, нота появляется один раз на каждой струне, кроме струны А Как практиковаться в использовании этого метода
Давайте посмотрим на пример этого метода в действии, чтобы вы могли понять, как его применять на практике. На грифе ниже показано положение ноты «ля» на всех шести струнах до 12-го лада:
Как видите, нота появляется один раз для каждой строки, кроме строки A. Цель этого метода — дать вам возможность мгновенно найти все эти ноты, не задумываясь предварительно о каких-либо других позициях или нотах. Поэтому, даже если вы видите какие-то формы или узоры, которые могут облегчить поиск положения нот, игнорируйте их.
Вот что вы будете играть, если выполните шаги, перечисленные ранее:. Цель этого метода — дать вам возможность мгновенно найти все эти заметки, не задумываясь предварительно о каких-либо других позициях или заметках. Поэтому, даже если вы видите какие-то формы или узоры, которые могут облегчить поиск положения нот, игнорируйте их. У вас будет гораздо более крепкая память, если вы будете игнорировать любые формы и узоры, практикуясь в использовании этого метода.
Вот во что вы будете играть, если выполните шаги, перечисленные ранее:
Обратите внимание, что мы не играем открытую струну А Скорее всего, вы уже запомнили ноты открытой струны, поэтому можете пропустить их и сосредоточиться на нотах на грифе. Добравшись до конца, вы выбираете новую ноту и повторяете шаги. Вот еще раз упражнение с C# в качестве основного примера:
Проиграв так все ноты, вы можете заметить, что некоторые из них найти труднее, чем другие. Например, вы будете очень хорошо находить такие ноты, как E и A, потому что это обусловлено строем инструмента. Но другие ноты, такие как C# или Bb, используются не так часто, и вы можете заметить, что поиск этих позиций занимает больше времени.
В этом суть упражнения – оно показывает вам, каковы ваши слабые места, когда вы перестаете использовать любые «читы», такие как заученные фигуры. Если одну ноту найти легко, а другую трудно найти, это признак того, что вы неправильно запомнили гриф.
Вот несколько дополнительных советов по этому методу:
- Внимательно слушайте то, что вы играете.
- Если вы выполнили приведенное выше упражнение, вы должны заметить, что при переходе на другую струну нота либо останется точно такой же, либо звучит на октаву выше или ниже Постарайтесь запомнить, что происходит с каждой струной, это пригодится в будущем, когда вы будете импровизировать или писать песни.
- Во время игры произносите названия нот вслух. Это может показаться глупым, но это помогает лучше запоминать.
- Засекайте время для каждой ноты и записывайте результаты. Это отличный способ отслеживать свой прогресс и находить слабые места. Вы можете обнаружить, что уже через неделю вы вдвое сократите время, необходимое для выполнения упражнения.
При последовательной ежедневной практике вы начнете чувствовать себя по-настоящему уверенно уже через пару недель.
Дальнейшее развитие этого метода
При достаточной практике этот метод станет казаться вам простым. Это может означать одно из двух. Либо вы отлично запомнили гриф, либо запомнили схему прыжков между струнами. Быстрый способ проверить, правильно ли вы запомнили ноты или нет, — это случайный переход между нотами.
Вот пример того, во что вы можете сыграть, чтобы проверить свои навыки:
Если вы можете случайным образом переключаться между струнами, как в примере выше, это хороший признак того, что вы правильно запомнили ноты. Если вы застреваете в определенных позициях или это занимает у вас больше времени, это означает, что вам еще есть над чем работать.
План тренировки запоминания грифа
Комбинируя два вышеописанных метода, вы получаете очень быстрый и эффективный способ запоминания грифа. Давайте рассмотрим пример плана тренировок.
1 неделя
Важно, чтобы в начале, вы не оказывали на себя слишком большое давление, это может привести к потери мотивации. Поэтому хороший способ начать — использовать метод 1 в медленном темпе.
Вот что вы можете попрактиковать за 5–10 минутную тренировку:
- Медленно сыграйте вверх и вниз на каждой струне, произнося названия нот вслух. Сделайте это по 10 раз для каждой струны.
- Сделайте небольшой перерыв, затем вернитесь и повторите вышеописанное.
Это хороший способ начать, потому что он дает вам время для каждой струны, чтобы начать чувствовать себя комфортно с позициями нот, прежде чем переходить к следующей струне. Даже если поначалу вы будете очень медленными, через пару дней вы уже заметно ускоритесь и вам станет легче произносить вслух правильные названия нот.
Неделя 2
На этом этапе рекомендуется постепенно внедрять метод 2. Если вы слишком полагаетесь на метод 1, вы застрянете. Мы также немного усложним работу над Методом 1, чтобы вы заставляли себя работать.
Вот что вы можете попрактиковать за 10-минутную тренировку:
- Сыграйте 5 раз вверх и вниз по первой струне E , как можно быстрее, одновременно называя ноты вслух.
- Найдите все позиции ноты А (ля) на всех струнах, перемещаясь вверх и вниз по одной струне за раз.
- Сыграйте 5 раз вверх и вниз по струне A как можно быстрее, одновременно одновременно называя ноты вслух.
- Найдите все позиции нот для B (си) на всех струнах, перемещаясь вверх и вниз по одной струне за раз.
- Сыграйте 5 раз вверх и вниз по струне D (ре) как можно быстрее, одновременно называя ноты вслух.
- Найдите все позиции нот С (до) на всех струнах, перемещаясь вверх и вниз по одной струне за раз.
- Продолжайте по всем струнам и всем позициям.
Пытаясь сыграть метод 1 как можно быстрее, вы проверяете, насколько хорошо вы действительно знаете эти ноты. Если вы обнаружите, что застряли, замедлите темп и потренируйтесь на струне 10 раз вместо 5. Смешивание тренировок путем чередования методов 1 и 2 — отличный способ заставить вас усердно работать. Помните: если что-то кажется вам трудным, это хороший знак того, что вы учитесь.
Неделя 3
Если вы регулярно тренировались, на этом этапе вы должны чувствовать себя довольно уверенно. Итак, давайте увеличим интенсивность, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете свой гриф.
Вот что вы можете попрактиковать за 10-минутную тренировку:
- Играйте вверх и вниз по всем шести струнам одну за другой как можно быстрее, одновременно произнося названия нот вслух.
- Найдите все позиции нот С# на всех струнах, включая позиции за 12-м ладом. Чередую струны в случайном порядке
- Повторите снова пункт 1
- Найдите все позиции нот Ab на всех струнах, включая позиции за 12-м ладом. Чередую струны в случайном порядке
- Сделайте это со всеми нотами.
На этом этапе вам нужно сосредоточить большую часть своего времени на нотах, в которых вы чувствуете себя наименее уверенно. Нет смысла заниматься такими нотами, как E и A, потому что вы уже легко запомнили эти ноты. Засекайте время на каждую ноту и отрабатывайте самые трудные.
Если вы будете следовать этому плану и практиковать его ежедневно, вы быстро освоите гриф лучше, чем большинство гитаристов. Большинство гитаристов не готовы прилагать такие усилия. Гораздо проще запомнить несколько фигур и использовать их для поиска нот. Но если вы готовы приложить усилия, чтобы следовать этому плану тренировок, то в итоге вы запомните хорошо каждую ноту, и вам не нужно будет полагаться на какие-либо формы или шаблоны. Когда бы вам ни понадобилось сыграть C# или F, вы сразу же узнаете, где находятся все позиции для этих нот.
Следующие шаги
Вышеописанные методы помогут вам лишь запомнить положение нот на грифе. Хотя эти знания будут чрезвычайно полезны, только их недостаточно. Чтобы получить максимальную пользу от запоминания грифа, вам нужно попрактиковаться в его применении.
Вот несколько способов улучшить свои навыки:
- Изучайте гаммы, используя ноты, а не фигуры
- Практикуйтесь в поиске новых форм аккордов на грифе, используя ноты, а не заученные формы.
- Импровизируйте под минусовки в разных тональностях и тренируйтесь переключать внимание на разные ноты.
- Пишите риффы и фразы, затем транспонируйте эти части в разные области грифа.
Цель приведенных выше идей — научить вас мыслить нотами, а не формами или рисунками. Если вы можете создать любой аккорд или гамму, не думая о формах, это дает вам свободу. Чтобы достичь этой точки, возможно, придется приложить немало усилий, но оно того стоит.
Подписывайтесь: Youtube ^ Telegram ^