Спалить город
Зря Киевский князь Игорь Рюрикович в 945 году повторно подался за данью к древлянам; те уже отдали что могли, но ему захотелось добавки. Сказал дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». Пограблю, то есть. Древляне осерчали, перебили воинов Игоря, его же, по преданию, привязали к двум согнутым стволам и отпустили их. Разорвало беднягу надвое.
Опомнились древляне: надобно мириться с сильными киевлянами. Шлют сватов к овдовевшей княгине Ольге, та после гибели мужа правит. Выходи, говорят ей сваты, за нашего князя Мала, он ни разу не мал, вдобавок удал; будешь за ним как за стеной. Любила Ольга Игоря или нет – как знать; но оскорблять в его лице Киев позволить не могла и на мировую не пошла. Над сватами княгиня всласть поглумилась: первое посольство зарыли живьем, второе сожгли в бане. Справляя тризну по Игорю, княгиня велела порубить тысяч пять древлян. А дальше - главная акция устрашения.
Прилетела она в древлянскую столицу Искоростень на птичьих лапках. К лапкам привязаны были куски зажженной пакли с серой. Стая рванула домой, на прокорм в знакомые дворы; горели люди, горел город.
С тех пор правила Ольга еще лет 15 - разумно, где-то мудро, в конце жизни стала христианкой. Однако из-за птичек Искоростеня ее вряд ли пустили в рай.
Сойти с ума
1506 год. Славная Испания, объединенная Изабеллой и Фердинандом. У их дочери, королевы Кастилии Хуаны, умирает муж Филипп Красивый (тезка французского Капетинга, только Габсбург). Хуана его обожала, изводила ревностью; и вот 28-летнего Филиппа нет. Ее психика удара не вынесла.
Она не предает тело земле; возит гроб с забальзамированными останками по Кастилии; вскрывает крышку - проверить, на месте ли мертвец; целует мумию в хладные уста. Год скитается вдова; ждет приезда отца, Фердинанда Арагонского, а у того медовый месяц с юной Жермен де Фуа. Наконец он находит время для дочери и ее королевства: хоронит Филиппа, Хуану же запирает в замке Тордесильяс. Поныне гадают, заслужила она прилипшее к ней прозвище Безумная или ее объявил таковой отец, что желал Кастилию подмять под себя. Но та досталась его внуку Карлу, старшему сыну Хуаны и Филиппа, будущему императору Карлу V.
Однако все 48 лет, что Хуана Безумная проведет в Тордесильясе, она останется законной королевой, хотя и номинальной; ее подпись на документах будет рядом с подписью Карла. Хуана уйдет к своему ненаглядному Филиппу в 1555-м; ей будет 75 лет.
Озвереть
Столбовая российская дворянка Дарья Иванова, дочь богатых родителей, вышла за ротмистра Глеба Салтыкова; тот в родстве с царицей Прасковьей (женой Ивана V, сводного брата Петра I). Дом полная чаша, два сына, муж верный. Но в 1755-м умер Глеб. 25-летняя Дарья – самая завидная на Москве вдова, у нее земли, имения, 1200 крепостных, особняк в центре первопрестольной. А душу тешит другое. Отъехала крыша у Дарьи, по-нашему: вместо спокойной набожной жены помещика Салтыкова явилась лютая Салтычиха, кровавая барыня. То поленом огреет дворовую девку, то кипятком ошпарит, то уши прижжет раскаленными щипцами, то волосы вырвет с корнем. Убивала людей легко, калечила шутя - сотнями. Людоедкой ее еще звали: говорили, мясом человечьим не брезгует. Так зверствовала 7 лет.
В 1762-м молодая Екатерина II пожелала показать себя справедливой государыней: приняла жалобу мужиков, чьих жен замучила Салтычиха. Поставили ту к позорному столбу, лишили дворянского звания, бросили в подземелье; царица обозвала Дарью за ее зверства «мущиною».
Больше 30 лет просидит душегубица за решеткой, переживет и Екатерину, и сына ее Павла; скончается в 1801-м, дотянув до 70 с лишним.
Стать государственным деятелем
Про нее пишу часто – она того заслуживает. Екатерина Медичи, королева Франции. 20 лет провела на вторых ролях, пока ее муж Генрих II и его фаворитка Диана Пуатье рулили политикой. Екатерина поставляла трону наследников, мысленно исправляла огрехи Дианы, не рискуя выйти из тени. В 1559-м ее супруг словил рану на турнире и ушел как истинный рыцарь. Медичи взяла Францию в свои руки, задолго до героини советского фильма подтвердив, что «в 40 лет жизнь только начинается». 3 ее сына по очереди носили корону, она от их имени 30 лет, с переменным успехом, вела кое-как сколоченный корабль по штормам религиозных войн.
Генрих III, любимый сын, отстранил стареющую мать от власти; к тем годам династия уже была обречена. Екатерина умерла 70-летней в 1589-м; 8 месяцев спустя кинжал Жака Клемана покончил с Генрихом III, последним Валуа на троне Франции.
Стать святее папы римского
Эту пару обожала вся Англия: юные красивые королева Виктория и принц Альберт являли пример образцовой семьи. Они поженились в 1840 году и ожиданий подданных не обманули – жили в ладу, друг дружке не изменяли, произвели 9 детей. В 1861-м 42-летний Альберт умер от брюшного тифа. Виктория, и прежде дама строгих правил, отныне исповедует высочайшую мораль; возможно, ее наказы ретивые подчиненные довели до абсурда – так или иначе, викторианская мораль вошла в анекдоты. Если вы не замужем, вам – стыд и позор; беременным предписано сидеть дома – ходить по улицам с пузом неприлично; девушки без понятия, откуда берутся дети и часто после первой брачной ночи пытаются свести счеты с жизнью.
Возможно, сама королева дивилась тому, как изменило Англию ее благочестие; однако сетовала вряд ли – лучше аскетизм, чем распутство, разве нет?
Со смертью Виктории в 1901-м страна выдохнула. Ее сын Эдуард VII все вернул на круги своя, но аккуратно: прежней свободы нравов, как при ганноверской династии, Англии придется ждать еще долго.
Автор – Марина Туманова
Душевно благодарю вас за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: