Найти в Дзене
Диванный Адмирал

Морская держава, над которой даже пираты смеялись: почему до Генриха VIII у Англии не было настоящего флота?

Ахой, мореманы! В начале XVI века береговая линия Англии тянулась на тысячи километров, а защищало ее... Ну, практически ничто. Великая держава, окруженная морем, полагалась не на мощный флот, а на удачу и попутный ветер. Вот такой была абсурдная реальность этой будущей огромной империи до Генриха VIII. Пока испанские галеоны бороздили океаны, а французские корабли контролировали Ла-Манш, Англия все еще цеплялась за средневековую систему обороны. В столетнюю войну это ещё работало, но теперь... Когда флот собирали как народное ополчение Вы думаете, у Англии в Средние века были военные корабли? Технически — да. Практически — это была печальная шутка. Существовала система под названием "Ship-Service" — корабельная повинность. Прибрежные города были обязаны поставлять суда в случае войны. Звучит логично, но, к сожалению, нормально это выглядело исключительно на бумаге. Реальность была куда более кислой. Представляете, приходит приказ короля: "Франция объявила войну, срочно нужны корабли

Ахой, мореманы! В начале XVI века береговая линия Англии тянулась на тысячи километров, а защищало ее... Ну, практически ничто. Великая держава, окруженная морем, полагалась не на мощный флот, а на удачу и попутный ветер. Вот такой была абсурдная реальность этой будущей огромной империи до Генриха VIII. Пока испанские галеоны бороздили океаны, а французские корабли контролировали Ла-Манш, Англия все еще цеплялась за средневековую систему обороны. В столетнюю войну это ещё работало, но теперь...

Когда флот собирали как народное ополчение

Вы думаете, у Англии в Средние века были военные корабли? Технически — да. Практически — это была печальная шутка. Существовала система под названием "Ship-Service" — корабельная повинность. Прибрежные города были обязаны поставлять суда в случае войны. Звучит логично, но, к сожалению, нормально это выглядело исключительно на бумаге.

Реальность была куда более кислой. Представляете, приходит приказ короля: "Франция объявила войну, срочно нужны корабли!" И что? Делать-то с этим что? Местные лорды начинают судорожно искать, какое торговое судно можно реквизировать. Находят какой-нибудь неповоротливый когг — медленную бочку, предназначенную для перевозки шерсти или зерна, — потом месяцами его переоборудуют: ставят площадки для лучников, пытаются приспособить под перевозку войск.

К моменту, когда такой "военный корабль" готов выйти в море, война обычно уже заканчивается. Или, что еще хуже, французы успевают разграбить несколько прибрежных городов и спокойно уплыть домой. А английские "защитники" все еще копаются с мачтами, парусами и пушками.

Владельцы этих торговых судов конечно же были категорически против такой "мобилизации". Понятное дело — пока их корабль играет в войну, они теряют деньги. Торговля стоит, грузы не перевозятся, конкуренты захватывают рынок. Поэтому многие предпочитали откупиться или просто "не услышать" королевский приказ.

Пираты в те времена чувствовали себя в английских водах как дома (еще бы!). Грабили торговые суда, совершали набеги на прибрежные деревни, и никто толком не мог им противостоять. Потому что "флота" как такового просто не существовало.

Генрих VII. Красавчик!
Генрих VII. Красавчик!

Бережливый король

Генрих VII, отец того самого Генриха VIII, первым понял масштаб проблемы. В 1487 году он приказал построить "Регент" — первый настоящий военный корабль Англии, прям вот специально спроектированное боевое судно.

"Регент" был чудом для своего времени. Водоизмещение около 600 тонн, мощное вооружение, высокие борта. Затем появился "Соверен" — еще крупнее и грознее. Казалось бы, вот оно — начало новой эры!

Но Генрих VII был человеком практичным. Слишком практичным. Он видел флот не как инструмент завоеваний, а как средство защиты торговли. Строить дорогие военные корабли? Зачем, если можно обойтись малыми силами? Два-три судна — уже неплохо, правда?

К сожалению, не правда. Франция строила десятки кораблей. Испания создавала армады. Даже португальцы, с их крошечным населением, имели флот, способный контролировать пол-мира. А Англия радовалась паре новеньких кораблей.

К концу правления Генриха VII английский "флот" насчитывал всего пять специализированных военных судов. Пять.

Каракки, картина  Витторе Карпаччо. Примерно так выглядел и "Регент"
Каракки, картина Витторе Карпаччо. Примерно так выглядел и "Регент"

Пока Англия возилась со своими коггами и феодальными повинностями, мир менялся. Испанцы строили галеоны — быстрые, маневренные, вооруженные до зубов. Французы создавали мощные военные порты и верфи. Технологии развивались, тактики морского боя совершенствовались.

Английские корабли на этом фоне выглядели мягко говоря устаревшими. Медленные, неповоротливые. В реальном бою с французским или испанским флотом они не имели шансов, и это прекрасно понимали все — от простых моряков до королевских советников.

Англия оказалась в геополитической ловушке. С одной стороны — могущественная Франция, с другой — растущая Испания. Обе державы имели мощные флоты и не прочь были "навестить" английские берега.

Сухопутная армия? Англия никогда не могла тягаться с континентальными державами по числу солдат. Крепости? Их можно обойти с моря. Оставался только один вариант — флот. Мощный, современный, способный не только защищать берега, но и наносить удары по врагу.

И снова каракка, фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего
И снова каракка, фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего

К 1509 году, когда на трон взошел молодой Генрих VIII, ситуация стала критической. Англия имела пять военных кораблей против десятков французских и испанских. Система "Ship-Service" окончательно развалилась — города все чаще отказывались поставлять суда. Пираты хозяйничали в Ла-Манше. Торговля ожидаемо страдала.

Новый король оказался человеком совсем другого склада. Где его отец считал каждый пенни, сын был готов швыряться деньгами ради величия. Где старый король видел флот как защиту торговли, молодой видел инструмент власти и славы.

Генрих VIII понял простую вещь: без флота Англия обречена оставаться второсортной державой. Островное положение из слабости нужно было превратить в силу. А для этого требовалась революция — полная перестройка всей системы морской обороны.

Вот такая вот предыстория становления морской империи! Делитесь мыслями в комментариях, подписывайтесь, чтобы не пропустить еще больше морских баек, а пока — семь футов под килем и до новых встреч!