Больше 20 золотых медалей завоевали российские школьники в последние 10 лет на международных олимпиадах по биологии, ворвавшись в пятёрку мировых стран-лидеров по этому направлению. С последней Международной биологической олимпиады на Филиппинах российская команда привезла четыре медали, в том числе две золотые.
Руководитель национальной команды на Международной олимпиаде по биологии, профессор кафедры биохимии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Рубцов рассказал «Русскому миру», как школьников готовят к олимпиадам, как проходят сами состязания и кто главные конкуренты России в борьбе за лидерство в подготовке биологов.
Лидеры под нейтральным флагом
- Как бы вы оценили выступления команды России на биологических олимпиадах в последние годы?
- Ещё лет 15 назад золотые медали России в биологии были редкостью, но с 2012 года без наград высшего достоинства мы не возвращались. За период с 2006 по 2015 годы российские школьники завоевали 7 золотых медалей, а за период той же продолжительности, с 2016 по 2025 годы, у нас уже было 22 золотые медали. Более чем в три раза выше. Если говорить о последних годах, то в 2022 году наши школьники завоевали четыре золота из четырёх возможных, и абсолютным победителем был российский участник. В 2023 году было три золотые медали, в 2024 и 2025 годах – по два золота. Меньше двух золотых медалей мы стараемся не привозить.
- То есть Россия – в числе лидеров, а кто наши главные конкуренты?
- В первую пятёрку мы входим. Основные конкуренты – это Китай, Тайвань, Сингапур, иногда выстреливают Южная Корея, Иран и Индия. Также среди лидеров США, но там команда обычно состоит из четырёх китайцев.
- Последние три года российские школьники ездят на международные олимпиады или участвуют дистанционно?
- Выезжаем все эти годы. Один из пунктов в нашем положении об олимпиадах гласит, что никакие политические, религиозные и все прочие причины не могут оказывать влияния. В 2022 году украинцы потребовали убрать россиян и белорусов с олимпиад, но голосованием представителей стран-участниц олимпиады, а их почти 80, это предложение не было принято. Вместе с тем допустили нас только под нейтральным флагом, и эти годы мы участвуем как независимая олимпийская делегация.
В 2022 году олимпиада проходила в Армении, в 2023 году её должна была проводить Россия, но нас лишили такого права. В итоге олимпиада была организована в Объединённых Арабских Эмиратах. Тем не менее я и ещё один мой российский коллега вошли в число десяти человек со всего мира, которые занимались организацией содержательной части олимпиады. В прошлом году олимпиаду принимал Казахстан, а в этом году – Филиппины.
- Ощущали ли вы, что к россиянам относятся не так, как к другим? И вы, и школьники…
- Мы очень давно участвуем в международных олимпиадах. Советский Союз был одним из организаторов первой международной олимпиады в конце 1980-х годов. К России большинство стран относятся с огромным уважением. И те люди, которые привозят своих школьников из Европы, находятся с нами в нормальных отношениях. Они говорят нам – извините, мы ничего против вас не имеем, но если вы приедете с флагом, наши министерства не дадут денег на участие в олимпиаде.
Со стороны украинских школьников или сопровождающих бывают какие-то эксцессы, но вполне умеренно. Притеснений мы не ощущаем. В следующем году олимпиада пройдёт в Литве, не самая простая страна для нас. Однако нам уже сообщили, что приём будет обеспечен на должном уровне, нам пришлют приглашения. В ноябре мой коллега ездил в Вильнюс на собрание, и там тоже всё прошло нормально. Конечно, придётся получать визу не литовскую, а другой страны, и лететь с пересадками.
- Существует ли между тренерами из разных стран какой-то профессиональный обмен знаниями, методиками и наработками?
- С республиками бывшего Советского Союза и странами бывшего соцлагеря такой обмен существует. В частности, Россия помогает в подготовке их школьников, в том числе в «Сириусе». Желающих очень много. Мы ни у кого помощи не просим, у нас подготовка поставлена действительно хорошо. Наши ребята традиционно сильны в теории, и если уступают, то в практике. Мы стараемся этот минус исправить.
Школьные олимпиады с нешкольным уровнем
- Отбор школьников в команду России по биологии проходит, как и в других дисциплинах, через национальные олимпиады?
- Да. Ежегодно проводится Всероссийская олимпиада школьников по биологии, в которых могут участвовать школьников с 9 по 11 классы. Там четыре этапа – школьный, муниципальный, региональный и заключительный. С теми, кто хорошо себя проявляет, начинается работа. Для них проводятся смены в «Сириусе», где их готовят к будущим соревнованиям. На олимпиадах есть не только теоретический, но и практический тур, а подготовка к нему доступна не во всех школах. Также существуют сборы, которые проводит Министерство просвещения России на базе биологического факультета МГУ. Это и лекции, и практические занятия. Постепенно определяется круг в 20-30 человек, а к 11-му классу – 10-12 самых сильных и подготовленных, из которых производится окончательный отбор. Формируется команда из четырёх человек, которые летом едут на международную олимпиаду.
- Как проходят международные школьные олимпиады по биологии?
- Это очень серьёзные мероприятия, которые каждый год проходят в новой стране. Школьники должны сначала выполнить задания практического тура в четырёх кабинетах по самым разным областям биологии – ботаника, зоология, биоинформатика, физиология, молекулярная биология. Заранее объявляются примерные тематики кабинетов, но содержание, естественно, никто не знает.
Практическая работа в каждом кабинете длится полтора часа. Школьникам необходимо либо привести какие-то биохимические реакции либо решить биоинформатическую задачу по анализу последовательностей ДНК в каких-то организмах. Могут быть задания на определение животных или растений, проведение анатомических или физиологических манипуляций с беспозвоночными. То есть нужно проявить навыки работы руками. Таким образом, для успешного выполнения заданий требуется довольно серьёзная подготовка. Это, конечно, не школьный уровень.
Читайте также: «Эти задачи в мире могут решить человек десять». Как готовят победителей школьных олимпиад
Также есть теоретический тур, который состоит из двух частей, каждая по три часа. В каждом из блоков по 50 заданий. Например, участникам даются данные из настоящих научных статей с результатами, и они должны выбрать из представленных утверждений, правильные они или неправильные, следуют они из этих результатов или не следуют.
Кто-то занимается спортом, кто-то держит пауков
- Какие качества необходимы школьникам, чтобы побеждать на таком уровне?
- Первое и главное – любовь к биологии, интерес к окружающему миру, к природе с самых юных лет. Без этого невозможно добиться чего-то существенного в биологии. Второе – это труд, труд и ещё раз труд. Надо много читать, много думать. И третье – устойчивость, моральная и физическая. Например, в этом году международная олимпиада проходила на Филиппинах, и там практический тур из-за накладок проходил с 9 часов утра до часа ночи. У кого хватило здоровья, силы и твёрдости духа, те выступили хорошо.
- Принято выделять гуманитарный и математический (или технический) склад ума. У олимпийцев-биологов какой более востребован?
- Чтобы быть хорошим биологом, надо знать и математику, и химию, и физику. Бывают задачи, которые требуют расчётов, понимания происходящих процессов и т. д. Без общего высокого интеллектуального уровня добиться больших результатов в биологии невозможно. Например, можно быть хорошим математиком, не зная более ничего, кроме математики. С биологией так не пройдёт. И школьникам, участвующим в олимпиадах, знания в названных дисциплинах тоже очень помогают.
Читайте также: «Острого ума недостаточно». Почему российские школьники забирают золото на международных олимпиадах по химии?
- Вы много общаетесь с этими ребятами. Что это за люди, чем они отличаются от сверстников? Ходят в походы каждые выходные и держат змею в ванной или не обязательно?
- Всякое бывает, но по большей части они нормальные ребята, общительные и дружелюбные в коллективе. Бывают и замкнутые, но это скорее редкость, тогда как есть дисциплины, где это правило. Наши ребята интересуются музыкой, кто-то активно занимается спортом, кто-то вышивает. А кто-то держит дома гигантских пауков, есть и такие.
- Важно, чтобы будущего таланта вовремя рассмотрели. И тут очень важна роль рядового учителя биологии . Как вы считаете, эта система хорошо устроена в России?
- Безусловно, роль учителя чрезвычайно важна. А ещё родителей, кружков, всевозможных «станций юных натуралистов» – «Кванториумов» и региональных «Сириусов». Конечно, высокие результаты на школьных олимпиадах по биологии показывают не только москвичи и петербуржцы. У нас представлена вся Россия – Мордовия, Удмуртия, Татарстан, Новосибирск, Курган, Екатеринбург, Оренбург и другие регионы и города. Но надо сказать, что многие, добившиеся успеха, в старших классах переводятся в Москву, поскольку столица их стимулирует. Есть и такое, это правда. К счастью, сильные школы есть не только в Москве.
- Где ваши чемпионы находят применение своих талантов после окончания учёбы?
- Преподают в ведущих университетах России, занимаются наукой в ведущих институтах Академии наук и Минздрава. Иными словами, успешно реализуют себя в биологии.