Хватит уже все опровергать и развенчивать, постоянно говорят мне друзья. Сделай передышку, напиши что-то милое и бесконфликтное. И я временами стараюсь. Но тут как в старой шутке про советскую промышленность - что бы она ни производила, каждый раз выходит автомат Калашникова.
Порой вроде начинаю рассказывать о чем-то бесспорном, но по пути непременно скатываюсь к каким-то заблуждениям и вступаю с ними в дискуссию.
По неведомой причине меня всегда вдохновлял полемический задор. А если верить классикам литературы, в основе всякой истории должен лежать конфликт.
Вот, казалось бы, Ханука на подходе: праздник света, радость, веселье, история о чуде, детские игры с волчком и шоколадными монетками. Тема, на которой можно расслабиться.
Про это уже тысячу раз написано, почти каждый еврей, если только он не игнорирует праздничные традиции, легко прочитает вам целую лекцию о смысле праздника.
Есть ли тут хоть какой-то зазор для конфликта? Или недопонимания? Или противоречия?
Для меня - вполне. Потому что постоянно узнаешь что-то новое, порой вступающее со всем ранее известным в противоречие. Приходится корректировать свою картину мира, развенчивая собственные заблуждения и предрассудки. А потом еще больше углубляться в изучение вопроса, добывая все новые кусочки большого и сложного пазла.
Например, недавно, перечитывая хрестоматийную историю возникновения праздника, я споткнулся об одно слово.
Помните легенду о чуде? Если не помните, читайте о ней вот здесь.
Так вот, я обратил внимание, что непрекращающееся горение масляного светильника было необходимо для переосвящения Храма.
Какое загадочное слово - переосвящение. В нем больше смысла, чем может показаться на первый взгляд.
Неужели осквернители Храма нанесли ему такой духовный ущерб, что святость места оказалась полностью утраченной? Почему было недостаточно навести в Храме порядок, прочитать какие-то молитвы и этим ограничиться?
Зачем проводить повторное освящение?
Полагаю, эту легенду, как и всякую историю о чуде, не следует понимать буквально.
Возможно, речь тут не столько о Храме и интригующем ритуале, сколько о необходимости обновления, обретения нового смысла. Забавно, как это сочетается со всем, о чем я говорил в самом начале статьи.
Еврейская культура и мифология с течением времени впитали множество заимствований из тех культур, с которыми взаимодействовали.
Эпоха эллинизма подарила еврейскому народу концепцию выбора.
Она предполагает, что мы не раз и навсегда сформировавшиеся личности, нам свойственно меняться, реагируя на обстоятельства, учиться и развиваться духовно. Или напротив, деградировать и скатываться в скотство. Жизнь дает человеку выбор, а он сам решает, какой дорогой направиться. Принимать ли на себя ответственность или уклоняться от нее, совершать ли усилие или пребывать в праздности, проявлять щедрость по отношению к людям или отнимать у них последнее.
Переосвящение таким образом может быть метафорой преобразования самих себя и обновления жизненных целей.
И эта идея отражена не только в Хануке. Нечто подобное мы отмечали в разговоре о еврейском новогоднем празднике Рош А-Шана. Если пропустили, читайте вот здесь.
Ханука с ее чудесной легендой о переосвящении Храма напоминает нам, что любые беды - не приговор. Даже если в жизни что-то пошло не так, если мы сбились с пути, всегда есть шанс вспомнить о важном и вернуться к своему предназначению, пройти своего рода перерождение (или переосвящение).
Все получится, говорит нам этот праздник и дает энергию для того, чтобы стать лучше, мудрее, в определенном (необязательно религиозном) смысле праведнее. Помогает учиться и переучиваться, познавать новое о мире и своем месте в нем.
Такая интерпретация наполняет праздник света более глубоким смыслом, имеющим отношение не только нашему прошлому, но и к настоящему и даже будущему. Разве это не удивительно?
Да, в иудаизме, как в христианстве, есть вера в Спасителя, который однажды придет и решит все наши проблемы, накажет грешников, вознаградит праведников. Но параллельно с этим существует идея личного выбора и личной ответственности, предлагающая не ждать, пока кто-то другой сделает мир лучше, а менять его самостоятельно, начав в себя.
Ну и раз уж я говорил, что не могу обойтись без критики заблуждений, давайте пробежимся по нескольким ханукальным мифам, которые заслуживают опровержения.
О том, что история "ханукального чуда" выдумана много позже, я уже писал. Не хочу повторяться. Просто зафиксируем факт, что в ранних упоминаниях праздника (в книгах Макквавеев и у Иосифа Флавия) эта легенда отсутствует, а появляется лишь в Вавилонском Талмуде в период с 3-го по 5-й век нашей эры, то есть через 6-7 столетий после описываемых событий.
А вот с происхождением самого праздника связано немало легенд, не имеющих отношения к реальности.
1. Приято думать, что праздник знаменует победу восстания Маккавеев против наместников оккупационных властей, династии Селевкидов, контролировавших эти земли со времен завоеваний Александра Македонского.
Тут сразу две ошибки.
Во-первых, восставшие боролись на столько против греческого наместника Антиоха IV, сколько против коллаборантов из числа своих же. Неслучайно историк Иосиф Флавий описывает эти события в цикле под названием "Иудейские войны".
Лишь отчасти эта война была освободительной, а в основном ее можно с полным основанием назвать гражданской.
Евреи, которые были сторонниками эллинизации, воспринимались восставшими как предатели и вероотступники.
В каком-то смысле это противостояние похоже на борьбу французского Сопротивления в годы Второй мировой против прогерманского правительства Виши. Тем более, что в первые годы восставшие Маккавеи тоже в основном применяли партизанскую тактику.
Во-вторых, освобождение Иерусалима и переосвящение Храма не было окончательной победой. Напротив, это был лишь первый крупный военный успех. А война до полного освобождения Иудеи продолжалась еще больше двух десятилетий (со 164-го по 142-й год до нашей эры).
2. Многие называют восставших Маккавеями, хотя в действительности это прозвище одного из лидеров восстания, Иуды Хасмонея. Он, кстати, руководил не так долго, поскольку погиб уже через 4 года после начала активных действий.
Более того, он даже не был первым лидером. Все началось с его отца, священника Маттафии, а Иуда Хасмоней лишь подхватил эстафету. Происхождения прозвища Маккавей довольно любопытное. Есть версия, что прозвище происходит от арамейского слова "маккаба", то есть молот. Это красиво и убедительно.
Но тут неувязка. "Молот" пишется иначе. На иврите это слово выглядит так מקבת. А в слове "Маккавей" нет буквы ק.
Оно пишется מכבי.
Некоторые источники указывают, что изначально прозвище писалось правильно, чтобы не было сомнений в его смысле, однако позже раввины, которым нравится отыскивать скрытое (или воображаемо-скрытое) в древних текстах, решили, что Маккаби - акроним стиха из Торы (מי כמוך באלים השם - кто среди богов подобен тебе).
Короче говоря, это было не восстание Маккавеев, а восстание под руководством всего одного Маккавея. Хотя, если называть всех его последователей тем же именем (ну как Чапаев и чапаевцы или Махно и махновцы), то это можно счесть более-менее корректным.
3. Нередко люди верят, что Маккавеи бились за свободу веры, поскольку были религиозными фанатиками. Тут, как и в первом пункте, есть и правда, и вымысел. Поначалу цели восставших действительно были преимущественно религиозными. Но довольно быстро они стали политическими, поэтому, когда война наконец закончилась, потомки Иуды Молота Хасмонея стали править государством.
И продержалась эта династия аж 120 лет.
Но есть нюанс. Получив власть первосвященников и царей, Хасмонеи сами начали проводить насильственную эллинизацию и завоевательные войны, а потом стали ограничивать права иудейских иерархов. То есть делать все то, против чего изначально воевали.
Дальше больше.
Маккавеи заключили союз с Римом. Стремясь получить легитимность, Иуда Маккавей заключил с республикой договор о взаимной помощи.
Вам это ничего не напоминает?
Взгляните на современную Сирию. Восстание, гражданская война, победа, новое правительство. И что же в результате?
Человек, который считал Запад и Иран своими злейшими врагами, надевает европейский костюм и отправляется на поклон к президенту США, от которого получает поддержку, перспективные проекты, немалые деньги и одобрение противодействия Ирану.
Выходит, что Маккавеи показали нам ранний пример дипломатии маленького народа, искавшего могущественного союзника против общего врага. Поучительно, не правда ли? Одни и те же политические приемы прекрасно работали и когда зародилась Ханука, и сегодня, когда мы стараемся пробиться сквозь наслоения двухтысячелетних домыслов, призванных рассказать нам пасторальную историю об очень сложных и драматических событиях.
4. Возможно, самый недооцененный факт, касающийся восстания Маккавеев, это использование концепции информационной войны, которая, оказывается, отнюдь не современное изобретение.
О восстании нам известно из трех основных источников: из 1-й и 2-й Книги Маккавеев и из трудов Иосифа Флавия. В основном это сухие исторические хроники с описанием событий, но есть одно исключение.
2-я Книга Маккавеев принципиально отличается от 1-й. Это чисто идеологический богословский манифест, написанный специально для евреев, живших в диаспоре, в эллинистическом мире, вдалеке от конфликта.
В современных терминах - пропаганда. И весьма успешная. Именно благодаря этой книге мы сегодня склонны воспринимать восстание так, как того хотели бы его участники.
Неведомый автор, еврей-интеллектуал, не то из Александрии, не то из Кирены (современная Ливия) обеспечил восставшим превосходный пиар. В отличие от деловитого повествования 1-й Книги Маккавеев, вторая написана богатым литературным языком и говорит нам не столько о войне, сколько о ее религиозном смысле. Чудеса тут повсюду: небесные всадники, ангелы, поражение Антиоха болезнью как божья кара. И, конечно, победа - заслуженный дар небес.
Это захватывающая духовная эпопея о торжестве веры над ассимиляцией. Именно здесь появляются культовые образы мучеников и героев, а Ханука из рядового эпизода военной истории превратилась в мощнейшую духовную метафору, которую мы продолжаем расшифровывать до сих пор.
Да, победа Маккавеев родила новых тиранов, но она зажгла огонь, олицетворяющий борьбу за душу народа.
История никогда не бывает черно-белой. Вопрос лишь в том, на что она нас вдохновляет.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.