В праздники мы склонны верить в чудеса гораздо охотнее, чем в обычные дни. Даже если мы взрослые материалисты и точно знаем, что нет никакого Санты, пасхального кролика или зубной феи, накануне некоторых праздников мы начинаем смотреть на чудеса менее критично.
Не то чтобы верим, но как бы поднимаем немного забрало скептицизма и соглашаемся впустить в свою жизнь немного сказки. Особенно если праздник отсылает нас к красивой волшебной истории, как, например, Ханука.
Все ведь знают легенду о ханукальном чуде? Если еще не слышали, то вот тут я кратко о нем рассказывал. Чудесный сюжет, очень вдохновляющий, люди с удовольствием пересказывают его снова и снова.
Но давайте начистоту. Мы же все прекрасно понимаем, что чудес не бывает. Строка из израильской песни (позже мы к ней еще вернемся), которую я поместил в заголовок, прямо об этом говорит. Тогда что же лежит в основе праздника Ханука? Как он появился? С чем был связан?
Первое упоминание о празднике мы находим в Первой Книге Маккавеев, которая была написана в конце второго века до нашей эры и дошла до нас в греческом переводе. Речь там идет о празднике, который длился 8 дней и включал в себя песнопения, молитву и жертвоприношения. Судя по описанию, корни у праздника были еще языческие. Никакого масла, огня, свечей, никакого ханукального чуда в книге не упоминается.
Исследователи иудаизма высказывают различные предположения относительно 8-и праздничных дней. Откуда эта цифра? Надо сказать, что она встречается в Танахе не раз. 8 дней устанавливали молитвенник в Синайской пустыне, царь Соломон праздновал основание первого Храма 8 дней, другой царь, Хизкияху (он же Езекия) заново учреждал Храм в течение 8-и дней, ну и конечно Суккот, праздник кущей, отмечавшийся незадолго до Хануки, тоже длится 8 дней.
И лишь в первом веке нашей эры во Второй Книге Маккавеев появляется послание евреям Египта, в котором говорится о "празднике Суккот и празднике Огня". Там это связывается с историей Нехемьи (он же Неемия), который добыл огонь для освящения жертвенника из некоей "густой воды", то есть, собственно, нефти (נפתא). После чего "небеса прояснились и разгорелся огонь".
Это ли не чудо?
Не такое впечатляющее, как несгораемое в течение 8-и дней масло, но все же. Любопытно, что праздник Огня в тексте упоминается вместе с праздником кущей, Суккотом, как будто это два события в одном торжестве.
Однако есть версия, что праздник Огня стали отмечать отдельно при царе Ироде, который хотел установить новые, римские обычаи. А римляне устраивали Сатурналии, праздник света и огня в декабре, на который приходится самый короткий день в году.
Историк Иосиф Флавий пишет:
"И вот на двадцать пятое число месяца кислева, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения."
Вероятно, так и установилась дата Хануки, хотя ее мифология тогда еще не сформировалась.
Она постепенно складывается в диаспоре, то есть после изгнания евреев из их собственных царств и расселения в разных странах. Во всяком случае к 6 веку, когда появился Талмуд, Ханука уже считалась важным праздником. Именно тогда (собственно, в Талмуде) впервые появляется легенда о ханукальном чуде в его нынешнем виде.
Хотя какое-то время авторитетные раввины еще спорили о ритуальной стороне дела. Например, рабби Шамай утверждал, что необходимо в первый день зажигать все 8 свечей на праздничном светильнике, называемом ханукия, и с каждым днём одну гасить, а оппонировавший ему рабби Гилель считал, что нужно делать всё наоборот, зажигая по одной дополнительной свече каждый день, пока не будут гореть все восемь (то есть вообще-то девять, учитывая одну служебную свечу, от которой зажигаются все остальные).
Как мы знаем, Гилель в этой дискуссии победил.
В изгнании же возникают и все известные нам кулинарные символы Хануки.
Считается, что в Италии стали печь в честь праздника суфганиёт, пончики в масле, а в Восточной Европе - латкес, картофельные драники.
Тогда же появляется обычай играть в сэвивон (он же дрейдл), ханукальный волчок, хотя обычно иудаизм отрицательно относится к азартным играм. Но считается, что евреи играли в сэвивон в образовательных целях, изучая таким образом Тору. И в этом был определенный смысл.
А вот в годы становления сионистского движения волшебный мифический флёр Хануки начал уходить на второй план. Активные, убежденные в своей правоте еврейские поселенцы стали возвращаться на землю предков и строить по кирпичику новый Израиль. Нельзя сказать, что были они поголовно безбожниками, хотя атеистов там хватало. Многие сионисты оставались искренне верующими иудеями. Но они понимали, что одними молитвами их неподъемную миссию не исполнить. Требуется много и тяжело работать, а потом еще и защищать плоды своего труда от местных арабов, привыкших жить грабежом и разбоем.
Поэтому в одном из гимнов сионистской молодежи "Мы несем факелы" поэт Аарон Зеэв написал те самые слова, которые я поместил в заголовок - "Не случилось с нами чуда". Это был прямой отсыл к Хануке, но в отличие от античных Маккавеев, новые спасители Иерусалима полагались не на чудеса, а на собственные силы, пусть и при поддержке свыше.
Это была принципиально новая идеология, пересмотревшая значение Хануки.
Еще в 1884 году на конференции в Катовице раввин Шмуэль Могилевер предложил объявить Хануку официальным праздником движения «Ховевей Цион». Ведь она олицетворяла победу добра над злом и веру в освободительный дух израильтян - как древних, так и современных.
Многие сионисты считали себя потомками Маккавеев, не только в генетическом, но и в духовном смысле. Даже Герцль в заключительных словах своей книги «Еврейское государство» написал: «Поколение Маккавеев воскреснет».
Религиозный нарратив отнюдь не противоречил этому настроению, ведь в еврейской культуре Танах считается не только сборником мифов и легенд, но и в значительной степени историческим документом. Есть множество примеров, когда описанные в Танахе события подтверждаются историками и археологами.
Таким образом в новом Израиле, светском государстве, Ханука сохранилась, став национальным праздником, в который каждый волен вкладывать свой смысл.
Для одних это триумф веры, которая утверждает торжество света над тьмой, для других символ национального освобождения, для третьих вообще победа добра над злом - в самом широком смысле слова.
При этом для большинства из нас Ханука стала своего рода еврейским аналогом Рождества (а в 2024 году еще и совпали их даты): это добрый семейный праздник со свечами, подарками и обильным застольем. Это море света в самое темное время года.
Нынешняя Ханука - особый случай.
Я хорошо помню, что буквально год назад настроение было совершенно иным. Мы от всей души надеялись, что свет в конце концов победит тьму. Но тьма тогда окружала и душила нас, делая эту надежду зыбкой и уязвимой, как дрожащий огонек храмового светильника, который мог погаснуть в любой момент. Хуже того, несомненно должен был погаснуть.
Если бы не чудо...
И вот сегодня мы живем в гораздо более светлое время. Мы потеснили тьму. Не уничтожили окончательно, но загнали в ее мрачные норы, выходы из которых контролируем сами.
Нет, чуда с нами не случилось (хотя, вероятно, набожные люди тут со мной поспорят). Я убежден: все, чего добились израильтяне за этого год, далось ценой огромных жертв и титанических усилий. Наши близкие до сих пор в плену у чудовищ. Если такова помощь бога, то это очень жестокий бог.
Но люди, при всем их несовершенстве, в силах сами творить добро. Чудо бы нам точно не помешало, но ничего, как-нибудь справимся.
Можно сказать, что мы отвоевали свое право радоваться свету, отвоевали эту Хануку. Доказали (снова), что тьма не в силах победить.
А потому в нынешнем году мы по праву отметим праздник от всей души.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.
#Израиль #новостиизраиля #палестинаиизраиль #израильипалестина #война #ближний восток #иранизраиль #израильиран #канализраиль #евреи #проевреев #евреиизраиль #глазамикосмополита