Найти в Дзене
Живописные истории

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Мир, возвращающий изобилие»

Целью французской художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) было поступление в Королевскую академию. Для этого ей надо было почаще практиковаться в исторической живописи, любимом жанре Академии. В 1779 году она выполнила пастелью аллегорию «Невинность и справедливость» (Музей Анжера), а в 1780 году – картину «Мир, возвращающий изобилие». Для амбициозной художницы избрание в Королевскую академию имело решающее значение. Не принадлежа к этой августейшей организации, художник не мог выставляться в Салоне, и меценатство было строго ограничено. Женщины-академики уже были, но их число было ограничено, и все они работали в менее значимых жанрах. Директор, Жан Батист Мари Пьер, упорно возражал против кандидатуры Виже-Лебрён, поскольку её муж был торговцем, а устав Королевской академии исключал всех, кто был связан с торговлей произведениями искусства. Требовалось распоряжение короля. Здесь на помощь пришла Мария-Антуанетта, ведь Виже-Лебрён была её любимой художницей. Людови

Целью французской художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) было поступление в Королевскую академию. Для этого ей надо было почаще практиковаться в исторической живописи, любимом жанре Академии.

В 1779 году она выполнила пастелью аллегорию «Невинность и справедливость» (Музей Анжера),

а в 1780 году – картину «Мир, возвращающий изобилие».

-2

Для амбициозной художницы избрание в Королевскую академию имело решающее значение. Не принадлежа к этой августейшей организации, художник не мог выставляться в Салоне, и меценатство было строго ограничено.

Женщины-академики уже были, но их число было ограничено, и все они работали в менее значимых жанрах.

Директор, Жан Батист Мари Пьер, упорно возражал против кандидатуры Виже-Лебрён, поскольку её муж был торговцем, а устав Королевской академии исключал всех, кто был связан с торговлей произведениями искусства.

Требовалось распоряжение короля.

Здесь на помощь пришла Мария-Антуанетта, ведь Виже-Лебрён была её любимой художницей.

Людовик XVI согласился, и 31 мая 1783 года Виже-Лебрён была принята в качестве полноправного члена Академии. В протоколе говорилось, что, сделав это исключение, Королевская академия "с глубоким уважением исполнила приказ своего государя".

Категория, в которую она была принята, не была оговорена.

Её главная соперница, Аделаида Лабиль-Гиар (1749-1803), была принята в качестве портретиста, представив пастель с портретом скульптора Огюстена Пажу.

Проницательная Виже-Лебрен представила картину «Мир, возвращающий изобилие».

Картина была написана в то время, когда Франция активно участвовала в Войне за независимость США, и актуальность сюжета была подчеркнута подписанием в 1783 году договора, положившего конец войне.

Как говорилось в рецензии:

Весьма вероятно, что её эта работа обеспечит ей приём. «Мир, возвращающий изобилие» – аллегория столь же естественная, сколь и остроумная: в данных обстоятельствах лучшего выбора не найти. Первая фигура, благородная, благопристойная, такая же скромная, как мир, только что заключённый Францией, изображена в обрамлении оливы, её любимого дерева… Что касается второй [фигуры], она изливает изобилие различных плодов земли из рога изобилия. (Bachaumont et al. 1783–89, vol. 24, pp. 5–6 [13 сентября 1783 г.])

Хотя некоторые критики подозревали Виже-Лебрён в плагиате, её защитники утверждали:

Некоторые критики, чтобы умалить славу художницы, утверждают, что мадам Лебрен, имея более широкий доступ к превосходным моделям, просто копировала их. Они утверждают, что находят на её картине Гвидо, Кортону, Чиньяни, Сантерра и т. д.; но всё это доказывает, что она не копировала ни одного из них. Если она стремилась им подражать, то нет ничего более действенного, и это даже предписание искусства. (Deloynes 1881, т. 13, с. 332, № 291)

Коллеги высоко оценили эту работу художницы. Так, художник Джон Трамбулл (1756–1843) видел картину в выставочном зале Королевской академии в Лувре в 1786 году и отметил:

«Среди [приемных работ] «Мир и изобилие» мадам Лебрен занимает видное место; колорит очень яркий и приятный» (Trumbull 1953, с. 102).

Сегодня картину можно увидеть в Лувре.

Статьи о творчестве и жизни Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён:

Виже-Лебрён | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-3