Найти в Дзене
Живописные истории

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Мария-Антуанетта в придворном платье»

Став дофиной в апреле 1770 года, Мария-Антуанетта писала 16 ноября 1774 года: Художники — моя погибель и доводят меня до отчаяния. Я задержала почтальона, пока мой портрет не был закончен; его только что принесли; и он настолько плохого сходства, что я не могу его отправить. Надеюсь, к следующему месяцу у меня будет хороший. Ей пришлось ждать до 1778 года, чтобы наконец получить работу, которая ей понравилась, и именно Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) написала её. 16 июня 1777 года королева написала матери: Я отдала себя в распоряжение художницы на столько, сколько ей будет угодно. 29 июня Мария Терезия сообщила дочери о своих пожеланиях: Я хотела бы увидеть вашу осанку в придворном платье, даже если лицо не очень похоже на вас. Чтобы не слишком вас утруждать, мне нужно лишь представить себе вашу фигуру и осанку, которые мне незнакомы и которым все так рады. Поскольку я потеряла свою дорогую дочь, когда она была совсем маленькой и ещё ребёнком, это желание узнать, кем

Став дофиной в апреле 1770 года, Мария-Антуанетта писала 16 ноября 1774 года:

Художники — моя погибель и доводят меня до отчаяния. Я задержала почтальона, пока мой портрет не был закончен; его только что принесли; и он настолько плохого сходства, что я не могу его отправить. Надеюсь, к следующему месяцу у меня будет хороший.

Ей пришлось ждать до 1778 года, чтобы наконец получить работу, которая ей понравилась, и именно Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) написала её.

16 июня 1777 года королева написала матери:

Я отдала себя в распоряжение художницы на столько, сколько ей будет угодно.

29 июня Мария Терезия сообщила дочери о своих пожеланиях:

Я хотела бы увидеть вашу осанку в придворном платье, даже если лицо не очень похоже на вас. Чтобы не слишком вас утруждать, мне нужно лишь представить себе вашу фигуру и осанку, которые мне незнакомы и которым все так рады. Поскольку я потеряла свою дорогую дочь, когда она была совсем маленькой и ещё ребёнком, это желание узнать, кем она стала, должно извинять мою настойчивость, проистекающую из глубины материнской нежности.

Портретистка во всём отвечала желаниям императрицы.

Без сомнения, она начала с изображения лица Марии-Антуанетты в её присутствии.

Виже Лебрен позже описывала эту первую встречу так:

В 1779 году [на самом деле, в 1778 году], моя дорогая подруга, я впервые написала портрет королевы, которая тогда была в расцвете молодости и красоты. Мария-Антуанетта была высокой, с восхитительной фигурой, довольно полной, но не слишком. Руки у неё были великолепные, кисти маленькие и идеальной формы, а стопы очаровательные. Она ходила лучше любой другой женщины во Франции, держа голову очень высоко с величием, выделявшим её среди всего двора. Но это величавость нисколько не умаляла кротости и благородства её облика. В конце концов, очень трудно дать тому, кто не видел королеву, представление о таком сочетании грации и благородства… На первом сеансе внушительная манера держаться королевы меня ужасно напугала, но Её Величество говорила со мной с такой добротой, что её учтивая любезность тут же рассеяла это впечатление.

О лице королевы портретиста добавила:

Черты её лица были совсем не правильными: она унаследовала от своей семьи этот вытянутый, узкий овал, свойственный австрийской нации. Глаза у неё были небольшие, почти голубые; взгляд был полон остроумия и кротости, нос изящный и красивый, а рот не слишком большой, хотя губы были немного пухлыми. Но самым замечательным в её лице был сияющий цвет лица. Я никогда не видел такого блестящего, и именно блестящего; её кожа была настолько прозрачной, что не поддавалась тени. Поэтому я не смогла передать желаемый эффект: у меня не было красок, чтобы передать ту свежесть, теней, столь тонких, что они были свойственны только этому очаровательному лицу и которых я не встречала ни у одной другой женщины.
-2

Интересно, что портрет, заслуживший одобрение королевы, имеет довольно традиционную композицию, да и в исполнение не идеален.

Виже-Лебрён не пыталась скрыть реальность.

Лицо королевы, залитое румянцем, не скрывает габсбургской наследственности.

Композиция была выполнена в соответствии с указаниями Марии Терезии и соответствовала традиционной иконографии королев. Мария-Антуанетта, одетая в парадное придворное платье с белыми атласными панье и шлейфом, расшитым геральдическими лилиями, изображена в дворцовой обстановке, а корона покоится на церемониальной подушке рядом с ней.

-3

Бюст Людовика XVI, воздвигнутый на высоком постаменте, украшенном фигурой Правосудия, легко узнаваем.

-4

Виже-Лебрён, безусловно, чувствовала себя не в своей тарелке в рамках устоявшегося жанра, и ей ещё только предстояло освоить определённые правила масштаба, что особенно заметно в диспропорции колонны, и продемонстрировать ослепительную технику, которая впоследствии станет отличительной чертой её творчества.

Тем не менее, она дала полностью угодила заказчице.

1 апреля 1779 года Мария-Терезия, получив полотно в Вене, написала:

Ваш величественный портрет восхищает меня! [Принц де] Линь заметил некоторое сходство; но мне было достаточно того, что он передаёт вашу осанку, чем я очень довольна.

Королева Франции наконец нашла своего портретиста.

Сегодня портрет выставляется в Музее истории искусств в Вене.

Виже-Лебрён | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-5