В бурные двадцатые годы прошлого столетия жил один мастер ювелирного дела… Впрочем, о нем мы поговорим позже, ведь на первом месте — романтика. Итак, в те времена в Париже жил курсант летной школы по имени Жан Шарпантье, человек с душой романтика, который однажды без памяти влюбился. В автомобиль.
Молодой парижанин Жан Шарпантье был из тех, кто, по словам поэта, жил мечтами о полетах. Он учился на пилота-истребителя в школе, носящей имя Луи Блерио, известного пионера французской авиации. Жан был одним из лучших учеников и подавал большие надежды. Однажды осенью, в свободное время, он посетил Парижский автосалон. Прогуливаясь между стендами, где демонстрировались десятки иностранных и отечественных (французских) автомобилей, он неожиданно остановился как вкопанный перед экспозицией кузовного ателье Pourtout, где красовался великолепный автомобиль марки Voisin.
На приборном щитке слева направо: указатель давления масла в системе смазки, тахометр, амперметр, спидометр, указатель уровня топлива в бензобаке и часы. Блестящий рычаг с темным набалдашником над передней панелью позволяет приоткрыть лобовое стекло для улучшения вентиляции салона
Компания Voisin, основанная в 1921 году, занимала нишу престижных автомобилей со спортивным характером в «верхне-среднем» ценовом сегменте. К концу 1920-х годов в ее ассортименте были модели с четырех- и шестицилиндровыми двигателями, которые компания производила самостоятельно, не доверяя это важное дело сторонним производителям. Позже, в середине 1930-х годов, марка перешла к простым малолитражным автомобилям с двигателями Cibou, но изначально Voisin выпускала добротные и быстрые машины, которые хорошо зарекомендовали себя на различных соревнованиях, включая первую в истории 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1923 году. Они полностью оправдывали свой рекламный слоган: «Le Voisin de l’Élite» — «автомобиль элиты».
Во внутренней отделке дверей исользован мотив восходящего солнца. Гатуральная кожа эффектно сочетаетя с натуральным же деревом
Автомобили Voisin поставлялись только в виде шасси, предполагалось, что кузов будет заказан у сторонней компании самим покупателем, в соответствии с его вкусом. Модель, привлекшая внимание Жана Шарпантье, была приобретена известным и состоятельным парижским ювелиром по фамилии Веже. Автомобиль обошелся ему в 135 тысяч франков, сумму, за которую можно было купить восемнадцать Citroën, но ювелира не интересовали дешевые варианты. Заказ на изготовление открытого кузова был размещен в кузовной фирме Marcel Pourtout, основанной в 1925 году.
Pourtout была семейной компанией: жена основателя вела бухгалтерию, а изготовлением кузовов занимались всего двенадцать первоклассных мастеров. Мастерская в Буживале быстро приобрела репутацию поставщика не только качественных, но и стильных кузовов, способных эффектно «одеть» любой автомобиль. Среди клиентов фирмы были такие известные люди, как премьер-министр Франции Клемансо, что было немалым достижением для кузовного дома, которому не было и пяти лет.
Четырехцилиндровый верхнеклапанный мотор с алюминиевыми поршнями рабочим объемом 1990 смз спроектировал для этой модели видный французский конструктор-двигателист Морис Готье из фирмы Delage. Отдача составляла около. 40 л.с. при 2650 об/мин.
Будущий пилот Жан Шарпантье еще несколько раз приходил на выставку, чтобы полюбоваться понравившейся машиной. Он назвал её Жоржеттой и позже долго следил за ней, когда счастливый владелец, забрав ее прямо с выставки, мчался по улицам Парижа. Жан успешно окончил летную школу, но к этому времени разразился мировой экономический кризис 1929 года, жизнь изменилась, и воспоминания об автомобиле постепенно ушли на второй план. Ведь летать — это не то же самое, что ездить.
Термометр Каах в радиаторной пробке — местный, французский, аналог заокеанского «мотометра». Другое дело, что в Штатах такой прибор к концу 20-х годов уже помаленьку выходил из употребления, а указатель температуры воды в системе охлаждения переехал на приборную панель
Однако, спустя много лет, судьба вновь свела летчика с автомобилем его юности. Однажды, проезжая по окрестностям Парижа, Жан увидел, как его обогнал кабриолет и скрылся за поворотом. Если бы он ехал на дешевом Citroën, то не придал бы этому значения, но он был за рулем спортивного двухлитрового Ballot, пусть и подержанного, но ухоженного. Жан, конечно же, нажал на газ, чтобы узнать, кто его так лихо обогнал, но таинственный автомобиль исчез.
Вот так приподнимается лобовое стекло
Загадочная машина еще несколько раз попадалась ему на глаза, но не давала себя догнать. Однажды Жану повезло увидеть ее у ворот гаража. Он тут же прижал свой Ballot к тротуару, выскочил из машины и обомлел: перед ним стояла его Жоржетта! Потрепанная, немного помятая и небрежно перекрашенная, но это была она.
Разговор с владельцем автомобиля мало что прояснил. Он купил ее случайно, машина хорошо ездила, но крышу поднять было нельзя: заело механизм. Пол прогнил, пороги тоже… В общем, нужно было заниматься машиной, но не было времени, поэтому он собирался ее продать и купить что-нибудь поновее. К счастью для Жана, у него были при себе деньги. Он тут же вручил задаток и вскоре забрал Жоржетту домой, чтобы восстановить.
Полуэллиптические рессоры передней подвески дополнены фрикционными амортизаторами. В ходе последней реставрации машине вернули ее оригинальный черный цвет — долгое время она была белой с ярко-красными колесами
Работы было много: ходовая часть также требовала внимания. Похоже, прежний владелец был не силен в механике и не заглядывал под машину. Жан работал не спеша, тщательно исправляя каждую поломку. Некоторые детали пришлось заказывать. В целом, летчик был счастлив рядом со своей машиной. Ему везло по жизни: в этот период он удачно женился, и его жена с пониманием относилась к его увлечениям. Жан был доволен жизнью. Об этом свидетельствует его переписка, сохранившаяся в исторических файлах. После завершения реставрации он недолго поездил на Жоржетте, так как получил контракт с Goodyear в Акроне, штат Огайо, где занимались строительством дирижаблей. Семья Шарпантье переехала в Штаты, оставив автомобиль в Париже.
«Автограф» кузовостроителя на правом борту
Вероятно, Жан планировал вернуться в Париж после завершения контракта, но его карьера в Америке пошла в гору, и он решил остаться там навсегда. В 1960 году он с тяжелым сердцем продал Жоржетту одному из своих парижских знакомых. Редкая машина впоследствии также переехала в Америку, но они больше не встречались.
Французский автомобиль всплыл на аукционе в начале 1990-х годов, где его заметил коллекционер Ноэль Томпсон, который приобрел его и отдал на профессиональную реставрацию в мастерскую Automotive Restorations в Нью-Джерси. Мастера работали над автомобилем пять лет, чтобы вернуть ему прежний блеск. Нынешним состоянием машины был бы доволен даже ее первый владелец, ювелир Веже, не говоря уже о влюбленном пилоте.
Наличие двух запасных колес серьезно ограничило доступ в багажник. Поэтому его крышка откидывается вбок со стороны тротуара
У автомобиля целых две запаски, но ни одного бампера — ни спереди, ни сзади
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/prekrasnaya-zhorzheta-1927-georges-irat-model-a/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉