Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Художник жжет: как писали портреты на мумиях почти две тысячи лет назад

Фаюмский портрет – уникальное явление, ведь соединяет в себе греко-римскую и египетскую культуры. Удивительны и материалы: на мумиях, обнаруженных в Фаюмском оазисе, относящихся к I–II векам н.э., вместо масок находили портреты. Написаны такие портреты были восковыми красками на деревянных дощечках. Этот способ живописи греки называли «энкаустика». Однако зародился он в Египте. Художник, работавший в такой необычной технике, использовал мраморную или деревянную поверхность и разогретые восковые краски с добавлением растительного масла, которые наносились либо кистью, либо особым металлическим инструментом – каутерием. Когда рисунок был готов, его нужно было оплавить, поднося горячий предмет. Тогда краска будто вживалась в поверхность. Поэтому мастер, работающий в этой технике, назывался у греков «вжигающим». Такие художники к своему имени добавляли подпись: «ενεχαε» («он вжег»). По саркофагу, найденному в Керчи в 1900 году мы можем увидеть, как выглядела мастерская такого художника. Ма
Оглавление

Фаюмский портрет – уникальное явление, ведь соединяет в себе греко-римскую и египетскую культуры. Удивительны и материалы: на мумиях, обнаруженных в Фаюмском оазисе, относящихся к I–II векам н.э., вместо масок находили портреты. Написаны такие портреты были восковыми красками на деревянных дощечках. Этот способ живописи греки называли «энкаустика». Однако зародился он в Египте.

Фаюмский портрет, на котором видна часть пеленания мумии
Фаюмский портрет, на котором видна часть пеленания мумии

Художник, работавший в такой необычной технике, использовал мраморную или деревянную поверхность и разогретые восковые краски с добавлением растительного масла, которые наносились либо кистью, либо особым металлическим инструментом – каутерием. Когда рисунок был готов, его нужно было оплавить, поднося горячий предмет. Тогда краска будто вживалась в поверхность. Поэтому мастер, работающий в этой технике, назывался у греков «вжигающим». Такие художники к своему имени добавляли подпись: «ενεχαε» («он вжег»).

Мастерская художника

Роспись саркофага с изображением художника-энкауста
Роспись саркофага с изображением художника-энкауста

По саркофагу, найденному в Керчи в 1900 году мы можем увидеть, как выглядела мастерская такого художника.

Мастер затапливал небольшую печку чернильными орешками, которые не дают копоти, чтобы не повредить работы. Перед ним квадратный ящик с множеством отделений для краски. Использовал такой художник и миниатюрные жаровни, чтобы нагреть до температуры от от 60° до 100° свой инструмент, сделанный из металла – каутерий.

Краски, изготовленные с использованием воска и растительного масла
Краски, изготовленные с использованием воска и растительного масла

Когда мастеру нужно было сделать мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика с красками комочек, скатанный чаще всего в шарик, и отделял от него нагретым каутерием кусочек, отмеряя ровно на один мазок. Все мазки, сделанные одним и тем же каутерием, совершенно одинаковы по форме и по размеру, поэтому, если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий. Портрет писался послойно, каждый слой закреплялся повторным нагреванием краски. Такой способ письма создавал объемное и выразительное изображение.

Золотые венки

Портрет юноши. II век н.э. ГМИИ им. Пушкина в Москве
Портрет юноши. II век н.э. ГМИИ им. Пушкина в Москве

Золотой венок – часть античного погребального обряда, поэтому их нередко можно увидеть на фаюмских портретах. Для золочения часто использовалось тонкое листовое золото. Поверхность портрета закрывалась трафаретом, открытыми оставались места, где должен был быть изображен венок. К нагретой доске художник подносил трафарет, на прорези в котором накладывал листовое золото – оно легко впаивалось в теплую краску. В местах, где предполагалась позолота, использовалась более жирная краска, в которую клалось немного больше растительного масла.

Насколько часто использовалась такая техника говорит тот факт, что в греческом языке слово «воск» было синонимом слова «краска». Воску присущи исключительно ценные для живописи свойства: стойкость, воск придает фактуре нежность, мягкость, пластичность. Особенно ценен воск для портретной живописи ввиду того, что его естественный цвет близок цвету человеческого тела.

Многие из фаюмских портретов, написанные в период с I века до н. э. по IV век н. э., прекрасно сохранились и до сих пор поражают яркостью цвета.

Фаюмский портет, изображающий молодую женщину
Фаюмский портет, изображающий молодую женщину

Ранние фаюмские портреты писали на дощечках из плотной древесины кедра или сикоморы. Фаюмские портреты ценятся исследователями за настоящее, не идеализирующее, портретное сходство. Художники показывали людей такими, какими они были, ведь такой портрет, передавая правду жизни, должен был обеспечить успошему вечную жизнь. И ведь в каком-то смысле так и получилось. Ведь, благодаря технике энкаустики, мы можем увидеть этих людей, как наяву, и сейчас.

Фаюмский портет, изображающий молодую женщину
Фаюмский портет, изображающий молодую женщину

Читайте также: