Найти в Дзене

Гнетущее ощущение, что коллеги лучше меня. Что обостряет синдром самозванца? Часть 1

Представьте себе: вы только что публично выступили или провели презентацию и получили одобрение руководства и коллег. Однако вместо радости вас накрывает волна тревоги и недовольства. Внутренний голос нашептывает: «Тебе просто повезло. Все сейчас поняли, что ты не так уж хорош. Вот Мария Ивановна с двадцатилетним стажем – да, она настоящий профи. А ты – случайный гость в этой профессии». Знакомое состояние? По разным данным, от 70% до 82% людей хотя бы раз в жизни сталкивались с проявлениями «синдрома самозванца». И вопреки мифу, он атакует не только новичков, но и опытных, уже состоявшихся специалистов. Особенно остро он ощущается в ситуации, когда рядом находятся коллеги с большим опытом работы или общепризнанные профи. Что же это за феномен и почему он так коварен? Рождения термина «синдром самозванца» и вхождение его в научный лексикон произошло в 1978 году с публикации статьи психологов Полин Клэнс и Сюзанна Аймс «Синдром самозванца у женщин с высоким уровнем достижений: динамика
Оглавление

Представьте себе: вы только что публично выступили или провели презентацию и получили одобрение руководства и коллег. Однако вместо радости вас накрывает волна тревоги и недовольства. Внутренний голос нашептывает: «Тебе просто повезло. Все сейчас поняли, что ты не так уж хорош. Вот Мария Ивановна с двадцатилетним стажем – да, она настоящий профи. А ты – случайный гость в этой профессии».

Знакомое состояние? По разным данным, от 70% до 82% людей хотя бы раз в жизни сталкивались с проявлениями «синдрома самозванца». И вопреки мифу, он атакует не только новичков, но и опытных, уже состоявшихся специалистов. Особенно остро он ощущается в ситуации, когда рядом находятся коллеги с большим опытом работы или общепризнанные профи.

Что же это за феномен и почему он так коварен?

Рождения термина «синдром самозванца» и вхождение его в научный лексикон произошло в 1978 году с публикации статьи психологов Полин Клэнс и Сюзанна Аймс «Синдром самозванца у женщин с высоким уровнем достижений: динамика и терапевтическая интервенция». Они впервые описали этот феномен на основе работы с 150 успешными женщинами — профессорами, врачами, юристами. Несмотря на объективные достижения, эти женщины были убеждены, что они не так умны, как о них думают, и что их успех — это результат везения или обмана, а не компетенций, и что рано или поздно все «раскроют» их несостоятельность.

Важно, что Клэнс не считала синдром самозванца болезнью как таковой. Однако он может стать великолепной питательной средой, на которой возникают реальные психические заболевания. Например, депрессия с тотальным обесцениванием себя и своих достижений.

Как устроен внутренний самозванец: 6 масок одной роли

Согласно модели Клэнс, синдром состоит из нескольких ключевых компонентов. Эти компоненты во многом взаимосвязаны друг с другом, но наличие одних не обязательно должно пробуждать и другие (это крайне важно!). На физическом уровне для «запуска» переживания синдрома самозванца достаточно всего комбинации двух-трех из них.

1. Цикл самозванца: бег по замкнутому кругу

Синдром самозванца «любит» цикличность. Должен повторяться типичный сценарий поведения при выполнения рабочих задач. Где на первом этапе задача воспринимается как очень значимая и ответственная, далее возникает необходимость в ней детально разобраться, поскольку уровень собственной компетенции в этом вопросе кажется недостаточным. Здесь стратегия может различаться: либо запускается скрупулёзный сбор всевозможных данных или наоборот включается режим прокрастинации. В любом случае к дедлайну человек подходит с явным ощущением, что он «не успевает» и близок к провалу. За короткий промежуток времени включается «турбофорсаж» и человек не зная отдыха начинает все срочно доделывать, чтобы успеть. После сдачи задания, несмотря на временное облегчение, пробуждаются убеждения в собственной некомпетентности, поскольку кажется, что настоящие профи «так не поступают».

Поясню это на конкретном примере. Представьте себе Алексея, талантливого IT-специалиста. Ему поручили важный проект. Цикл запускается:

* Тревога: появляется цепочка мыслей: «Я не справлюсь! Объём задания очень большой! У меня мало времени! Я не понимаю, как делать… и пр.»

* Сверх-подготовка или прокрастинация: Алексей либо ночами штудирует литературу, откладывая сон и отдых, либо, наоборот, неделями не может приступить, а потом за 48 часов до дедлайна совершает подвиг.

* Краткое облегчение: Задача сдана.

* Обесценивание успеха: Если проект хвалят, Алексей думает: «Мне просто повезло на этот раз» или «Это потому, что я не спал три ночи, любой бы так смог». Его мозг находит любую причину, лишь бы не признать: «Я действительно компетентен».

2. Проклятье максимы: быть лучшим или никем

Человек с синдромом самозванца считает, что он должен быть не просто хорош, а уникален, лучшим. Обычная хорошая работа для него равносильна провалу. Сравнение с более опытными коллегами становится для него пыткой. Он заранее чувствует, что уступает. Навязчивые мысли подобного плана ведут его прямой дорогой к социальной изоляции. Могут появляться мысли типа: «Зачем выходить в профессиональный чат, если все там такие умные, а я — нет?»

3. Ловушка сверхспособностей

Внутренний голос нашептывает: «Настоящий профессионал все задачи решает легко, изящно и с первой попытки». Эта иллюзия не оставляет права на раскачку, обучение на ошибках и простое человеческое «не знаю». Любая трудность воспринимается как доказательство собственной несостоятельности. Возможна мысль такого плана: «У профи такого не бывает!»

4. Скованные страхом

Страх неудачи парализует. Он заставляет перепроверять работу десятки раз (стратегия сверх-подготовки) или, наоборот, саботировать ее начало. Любая ошибка, даже мелкая, вызывает не просто досаду, а глубочайшее чувство стыда: «Я опять всех подвел».

5. Фокус на ложные причины

Это ядро синдрома. Достигнутый в моменте успех всегда объясняется внешними причинами: «повезло», «помогли», «задание было легким». А вот неудачи приписываются исключительно себе: «Я недостаточно умен/способен». Похвала отскакивает, словно горох от стены. Более того, сама похвала воспринимается крайне неуютно, слова кажутся «травмирующими», хочется по-быстрее покинуть сложившуюся ситуацию.

6. Вина за успех

Успех пугает. Он ассоциируется с повышенными ожиданиями («А в следующий раз я должен буду сделать еще лучше!») и социальным отчуждением («Подруги/коллеги будут мне завидовать, я стану «белой вороной»). Ощущение того, что каждый новый уровень автоматически должен приводить к стабильно выдаваемым улучшенным результатам страшит и отпугивает. Один раз быть героем - это может быть интересно, но совершать подвиги ежедневно воспринимается как невыполнимая задача.

О том, какие причины приводят к обострению синдрома самозванца и что с этим делать, будет рассмотрено в следующих частях.

Прослушать Аудиоверсию этой части можно по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/69280f25e1512c5248164146

Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук.

Индивидуальная психологическая помощь онлайн. Экспертный рейтинг ⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️

Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, учёный, судебный эксперт. Высшее психологическое образование МГУ, МГППУ, канд. психол. наук. Профессиональная практическая психология. Более 20 лет опыта