Не все в курсе, что оборотни – это не только вся вот эта жесть с разинутыми пастями. Порой это еще и весьма милые, даже очаровательные существа.
Вот вспомним определение: «оборотень – мифическое создание, которое может с помощью чар на время менять свой облик, превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в иное существо, и наоборот».
И если, скажем, нам не кажется странным, что космические пираты в «Гостье из будущего» или доктор Джекил с мистером Хайдом и герои «Бойцовского клуба» превращаются в кoгo пoпaлo, то от какого-нибудь интеллигентного профессора не ждешь, что он тоже умеет втихую принимать вид и суть некоего другого существа... этакого чужого...
Давайте рассмотрим 10 самых неожиданных примеров известных героев мифов, сказок и т. д., которые, если вдуматься, были натуральными оборотнями.
И в зависимости от того, с какой именно точки зрения это огорошивает, мы их разделим на два условных типа:
- они такие цивилизованные, интеллигентные – и вдруг оборотни… ну что-о такое…
- они настолько прелестные, очаровательные – и нате вам, оборотни… что за дела? ))
1–3. Оборотни-интеллектуалы
Порой получается, что умный да культурный – вовсе не значит человек целиком.
1, 2. Вспомним хотя бы милых сотрудников института чародейства и волшебства из книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и из ее экранизации – комедии СССР «Чародеи».
Конечно, нам не показали всего спектра возможностей превращения. Однако если даже научно неостепененный Фома Брыль мог запросто этак по-быстрому превратиться в вагонного (собрата домового), то какие же невероятные способности могли быть у магистра Вити Коврова?..
3. Более того, даже профессор Иван Енотов в книге «Необыкновенные приключения Карика и Вали» и одноименном кино (там его играл несравненный Василий Ливанов) оказался оборотнем. Причем по собственной воле: вслед за Кариком и его сестрой Валей он выпил изготовленный им же самим эликсир и стал коротышкой.
А профессор на научной лестнице на пару-тройку ступенек повыше будет, чем магистр. Оттого с него и ответственность побольше. Посему и эффект неожиданности покруче.
4–10. Оборотни-красотки/красавцы
4. Ах, даже обаятельная и привлекательная Царевна-Лебедь из пушкинской «Сказки о царе Салтане» была… да-да, тем самым. Ведь она трансформировалась из прелестной девицы в не менее прелестную, но все же птицу.
5. Точно так же обращалась, или оборачивалась, Царевна-Лягушка в русской народной сказке.
Близкими ей вариантами, практически подтипами, слыли героини из сказок других народов – итальянцев, греков, татар, башкир и бурятов. Там тоже фигурировали (каждый раз под своим именем, но с той же сутью) невесты, на которых главные герои женились, расколдовав их из некоего животного, в частности из пресловутой лягушки.
Порой для сего волшебного aкта требовалось зеленое существо поцеловать. И это говорило то ли о самоотверженности, то ли о бесшабашности, то ли о небрезгливости смельчака, решившегося на подобное.
Бедные все эти Иванушки! Увидев красотку, они и не подозревали об оборотной стороне будущей спутницы жизни.
Впрочем, задумываться над этим чуть более глубоко стали лишь в наше время. Главным образом юмора ради. В результате появились анекдоты о том, как Царевна не смогла / не успела / не захотела превратиться в девушку и полностью либо частично осталась в обличье лягушки. Скажем, с телом барышни, но с умом квакающего земноводного.
6. Совершенно неожиданным оборотнем была (с большой долей вероятности) заглавная героиня советской кино-сказки «Варвара-краса, длинная коса». Помните, как выглядел ее папочка – подводный царь Чудо-Юдо Беззаконное? А как выглядела его доченька Вар-Вар-Варвара?
Даже если у сего ушастенького, носастенького товарища жена была обычной (причем красивой) женщиной-человеком, то дочке все равно хоть минимум отцовских генов, но передаться должно было. Вот ведь колдовать она очень даже умела, и это было явно папино.
Отсюда можно предположить, что дитятко в виде прелестной девушки просто «законсервировалось» намеренно, а вполне могло обращаться и в какое-то иное создание, больше похожее на Чудо-Юдо… ну разве что в его законном формате.
Так что остается лишь горячо пожелать Андрею Елисеевичу, чтоб их детишки удались исключительно в него, а не в дедушку…
7. Одним из элегантных примеров была Кицунэ. Эту японскую лисичку-сестричку в фольклоре называли «обакэ»: в буквальном переводе – «то, что меняется».
Сие белое и пушистое (в прямом и переносном смыслах) создание выглядело как совершенно очаровательная белая лиса, которая порой превращалась в других животных и человека. И в качестве человека она была просто-таки Мисс древнего и средневекового мира.
8. Героиня из другой страны – Древней Греции – числилась не просто в красотках, но в супругах главного олимпийского бога: Зевса. Звали ее Океанида Метида, и мужу она подарила знаменитую дочку – ту самую Афину, богиню победы.
Так вот матушка тоже умела обращаться в кого угодно и делала это постоянно. Всё закончилось тем, что супруг обманом побудил благоверную стать мухой, да в этом облике и порешил ее.
9. Если говорить о красавцах-мужчинах, то внезапный материал для размышлений давал богатырь из русских былин Вольга Святославич.
Он не просто врагов поражал, но и мог под настроение становиться то «левом-зверем», то «гнедым туром – золотые рога», а то и «малым горностаюшком», даже порой по потребности «рыбой-щучиной» и «малою птицей-пташицей».
Словом, товарищ, видимо, обладал весьма широким спектром возможностей и фантастическими способностями, а также отличными навыками «акклиматизации» в новых телах и чувством юмора.
10. Наконец, одним из самых неожиданных примеров можно считать душевную героиню всеми любимого балета Петра нашего Чайковского «Лебединое озеро». Одетта существовала на белом свете не только как девушка-красотка, но и как птица. Да, с высоким статусом: королева лебедей. Но ведь лебедь. А в девушку она трансформировалось лишь с приходом луны.
Принц уж так был увлечен этой прелестницей, что даже не замечал некоторых странностей… Так и хочется спросить: а что было бы, если б у них уже до расколдовывания, как говорят в народе, «всё срослось», они бы поженились и решили завести детей? И на кого были бы похожи малютки?..
Кстати, бедняжка не одна влачила сей крест на грустном озере. Вокруг было полно прочих заколдованных девушек-лебедушек, включая Одиллию. Последняя тоже выглядела прелестно. И ее, кстати, выбрал принц Зигфрид – впрочем, по недоразумению (его обманул злой волшебник Ротбарт – отец Одиллии).
Итак...
В среде прелестных оборотней могли быть как отрицательные, так и положительные персонажи.
Порой они друг с другом соперничали, вот как черный лебедь Одиллия и белый лебедь Одетта. Но в целом подобное противостояние напоминает сравнение магии черной и белой: некоторые, не вникая глубоко, считают, будто белая магия – это как бы волшебство полезное; хотя на деле оба вида противоречат нормальной природе.
П. с. Уважаемые читатели, добавляйте ваши примеры, когда герои были оборотнями, хотя мы их считали «своими».
И смотрите кусочек невероятно эффектного шоу с целой толпой Кицунэ у подножия гор Аватара в Китае.
+ читайте мои Дзен-статьи «7 смешных примеров, как в кино отделяют "наших" от "не наших"» и еще «Кем был Карлсон: домовым или другим мифологическим существом?». А также отвечайте на тесты «Угадайте необычное существо из фильма или мультика», плюс «Узнайте кино по герою-дракону».
#кино #фольклор #мифы #сказки #юмор #книги #литература #культура