Найти в Дзене
НПК АВТОПРИБОР

Как продлить «жизнь» генератора: 7 простых правил

Генератор – это электродвигатель, работающий в обратном режиме. Двигатель автомобиля через ременную передачу приводит в движение ротор. Тот вращается внутри статора, создавая переменный ток. Диодный мост преобразует его в постоянный ток, а реле-регулятор поддерживает стабильное напряжение на уровне 13,5–14,5 В. При этом генератор заряжает аккумулятор, питает систему зажигания, фары, бортовой компьютер, печку и еще десяток потребителей электроэнергии. Ресурс генератора измеряется километрами пробега. В идеальных условиях это 100–150 тыс км. Однако игнорирование правил обслуживания генератора может сократить его «жизнь» сразу в два раза. Правило 1: Проверка натяжения ремня При слабом натяжении ремень пробуксовывает, генератор не может развить полную мощность, аккумулятор не заряжается, электрооборудование работает нестабильно, при избыточном – ремень быстро изнашивается, возрастает нагрузка на подшипники генератора. Как проверить самостоятельно? · Остановите двигатель, откройте капот. ·

Генератор – это электродвигатель, работающий в обратном режиме. Двигатель автомобиля через ременную передачу приводит в движение ротор. Тот вращается внутри статора, создавая переменный ток. Диодный мост преобразует его в постоянный ток, а реле-регулятор поддерживает стабильное напряжение на уровне 13,5–14,5 В.

Современный автоомбильный генератор. Источник фото: НПК АВТОПРИБОР.
Современный автоомбильный генератор. Источник фото: НПК АВТОПРИБОР.

При этом генератор заряжает аккумулятор, питает систему зажигания, фары, бортовой компьютер, печку и еще десяток потребителей электроэнергии. Ресурс генератора измеряется километрами пробега. В идеальных условиях это 100–150 тыс км. Однако игнорирование правил обслуживания генератора может сократить его «жизнь» сразу в два раза.

Правило 1: Проверка натяжения ремня

При слабом натяжении ремень пробуксовывает, генератор не может развить полную мощность, аккумулятор не заряжается, электрооборудование работает нестабильно, при избыточном – ремень быстро изнашивается, возрастает нагрузка на подшипники генератора.

Схема ременного привода генератора и вспомогательных агрегатов от двигателя. Источник фото: https://www.zr.ru/content/articles/838026-lada-prior/.
Схема ременного привода генератора и вспомогательных агрегатов от двигателя. Источник фото: https://www.zr.ru/content/articles/838026-lada-prior/.

Как проверить самостоятельно?

· Остановите двигатель, откройте капот.

· Найдите ремень генератора (обычно он светлее и тоньше ремня ГРМ).

· Возьмитесь за ремень посередине между шкивом двигателя и генератора и слегка надавите большим пальцем.

· При правильном натяжении ремень прогибается на 10–15 мм.

· В ином случае обратитесь к мастеру: регулировка ремня занимает 10–15 минут.

Проверка натяжения ремня генератора. Источник фото: https://www.zr.ru/content/articles/838026-lada-prior/.
Проверка натяжения ремня генератора. Источник фото: https://www.zr.ru/content/articles/838026-lada-prior/.

Периодичность проверки натяжения ремня зависит от интенсивности эксплуатации. Для автомобилей в составе таксопарков, служб доставки и т.п. проверка желательна раз в месяц, при обычной городской эксплуатации – раз в квартал, при переменном режиме вождения – раз в полгода. Постоянное поддержание правильного натяжения продлевает ресурс генератора на 20–30%.

Правило 2: Хорошее состояние аккумулятора

Аккумулятор запускает двигатель и питает электропотребителей при выключенном двигателе. Генератор заряжает аккумулятор во время работы двигателя. Поэтому если аккумулятор неисправен, генератор испытывает двойную нагрузку. Это приводит к его перегреву и преждевременному отказу.

Что проверять:

-4

Как проверить самостоятельно?

· Вам понадобится: мультиметр (подойдет дешевый вольтметр из строймаркета).

· Выключите двигатель и всех электропотребителей. Подождите 10 минут.

· Мультиметром в режиме вольтметра измерьте напряжение на клеммах АКБ.

· Запустите двигатель.

· Измерьте напряжение на холостых оборотах, а затем при 3000 об./мин.

· Если напряжение ниже 13,5 В при работающем двигателе, значит генератор не заряжает или заряжает слабо.

Проверка напряжения аккумулятора мультиметром. Источник фото: https://awm-trade.ru/quadrocycles/kak-vybrat-i-ustanovit-akkumulyator-dlya-kvadrotsikla/.
Проверка напряжения аккумулятора мультиметром. Источник фото: https://awm-trade.ru/quadrocycles/kak-vybrat-i-ustanovit-akkumulyator-dlya-kvadrotsikla/.

Рекомендуемая периодичность: осмотр на предмет окисления и целостности – раз в неделю, проверка напряжения мультиметром – раз в месяц, полная диагностика в сервисе – раз в год перед сезоном.

Правило 3: Осторожность с полярностью

Буквально за минуту одна ошибка может «убить» генератор. Например, при замене аккумулятора или при попытке «прикурить» севшую АКБ некоторые путают клеммы: минус (черный провод) подключают на плюс генератора, а плюс – на минус. Результат: пробой диодного моста генератора и необходимость его замены.

Проверка полярности аккумулятора. Источник фото: https://uraltransklimat.ru/chto-takoe-polyarnost-na-akkumulyatore-avtomobilya.
Проверка полярности аккумулятора. Источник фото: https://uraltransklimat.ru/chto-takoe-polyarnost-na-akkumulyatore-avtomobilya.

Некоторые любят проверять генератор, сняв клемму аккумулятора. Это опасная практика! При работающем двигателе и отключенном аккумуляторе выходное напряжение генератора может скачком подняться до 30–40 В, что приводит в негодность регулятор напряжения и диодный мост.

Правила безопасности:

· Не снимайте клеммы аккумулятора при работающем двигателе.

· Не замыкайте между собой выводы генератора для проверки его работы (проверка «на искру»).

· Не подключайте приборы или источники с обратной полярностью к генератору.

· Всегда отключайте аккумулятор, если вы работаете с проводкой или подключением энергопотребителей.

· При «прикуривании» подключайте в порядке: плюс источника → плюс вашего аккумулятора, затем минус источника → минус вашего аккумулятора.

· При отключении: минус вашей машины → минус источника, затем плюс источника → плюс вашего аккумулятора.

Правило 4: Защита от влаги и конденсата

При попадании влаги или конденсата в обмотку статора или на диодный мост начинается коррозия: образуется окисная пленка, контакты теряют проводимость. Генератор начинает работать нестабильно, а потом вовсе отказывает. Особенно опасна морская вода и вода с реагентами: в этом случае коррозия ускоряется в разы.

Типичные ситуации повышенного риска:

-7

Практические рекомендации:

· При пересечении глубоких луж снизьте скорость. Вода должна омывать машину волной, а не плеском попадать в подкапотное пространство.

· После поездки в грязь остановитесь и дайте машине проветриться 10–15 минут.

· Если сильно намокло, дайте двигателю поработать на холостом ходу 5–10 минут при открытом капоте.

· При мойке двигателя используйте слабый напор, не направляйте струю на генератор.

· После мойки высушите генератор сжатым воздухом (если есть компрессор).

· Включите двигатель и дайте ему поработать 5–10 минут на холостых оборотах. Остаточное тепло испарит влагу.

· Перед длительным хранением накройте генератор картонной коробкой или целлофаном.

· Если гараж сырой, положите рядом с генератором мешок силикагеля или газеты.

Сушка двигателя воздуходувкой. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/472180046941913304/.
Сушка двигателя воздуходувкой. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/472180046941913304/.

После каждой поездки в грязь или лужи проводите осмотр, при необходимости – просушку, ежемесячно – проверку на наличие окисления на контактах, при подозрении на попадание влаги обращайтесь в сервис за диагностикой.

Правило 5: Контроль нагрузки на электросеть

Генератор имеет номинальную мощность, в зависимости от модели обычно от 60 до 150 А – это максимальный ток, который он может отдавать без перегрева. Когда вы одновременно включаете фары, дальний свет, кондиционер, обогрев сидений, музыку и видеорегистратор, генератор работает на пределе. Если нагрузка превышает его возможности, он перегревается. Это ускоряет деградацию обмоток, плавит пластик корпуса регулятора напряжения, сокращает ресурс подшипников в 2–3 раза.

Номинальная мощность генератора не равна нагрузке на него. Например, при номинальной мощности 100 А оптимальная нагрузка составляет 30–70 А. Источник фото: НПК АВТОПРИБОР.
Номинальная мощность генератора не равна нагрузке на него. Например, при номинальной мощности 100 А оптимальная нагрузка составляет 30–70 А. Источник фото: НПК АВТОПРИБОР.

Для долгой «жизни» генератор должен работать с нагрузкой 30–70% от своей номинальной мощности. Например, при номинальной мощности 100 А оптимальная нагрузка составляет 30–70 А. Подсчитать общую нагрузку можно путем сложения всех токов включенных энергопотребителей.

Примерное энергопотребление:

-10

Например, вы одновременно включили ближний свет (6 А), кондиционер (8 А), печку (4 А) и магнитолу (3 А). Нагрузка составила 21 А – нормально почти для любого автомобильного генератора. Или вы одновременно включили дальний свет (15 А), кондиционер (10 А), обогрев сидений (5 А), печку (5 А), магнитолу (3 А) и видеорегистратор (1 А). Нагрузка составила 39 А, что для генератора с номинальной мощностью 60 А 65% – на грани опасного режима.

Советы по управлению нагрузкой:

· Выключайте кондиционер, если стоите на светофоре или в пробке более 5 минут.

· Не заряжайте одновременно несколько гаджетов.

· Если ток зарядки аккумулятора на приборной панели начинает падать, выключите кондиционер или другой потребитель.

· Избегайте опасной комбинации: дальний свет + обогрев стекла + обогрев сидений + печка. Например, во время движения с дальним светом по возможности выключайте обогрев стекла и сидений.

· Если на морозе начинают тускнеть фары, выключите кондиционер или обогрев.

· На машинах в составе таксопарков или служб доставки рекомендуется установка дополнительного генератора или батареи емкостью 100–200 А/ч.

· Раз в две недели проверяйте температуру генератора во время работы. Она не должна превышать 60–70°C.

· Избегайте работы на максимальной мощности дольше 2–3 часов подряд.

Чистка сильно загрязненного генератора. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/7243209.
Чистка сильно загрязненного генератора. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/7243209.

Правило 6: Профилактика вместо ремонта

Вентиляционные отверстия в корпусе генератора пропускают воздух через обмотки статора, охлаждая их. Если отверстия забились пылью, грязью или маслом, охлаждение становится неэффективным, что ведет к перегреву генератора. Кроме того, пыль содержит соли и органические вещества. Вместе с влагой они образуют слой, ускоряющий коррозию медных контактов и стальных деталей.

Как чистить генератор?

· Остановите двигатель, дайте ему остыть 30 минут.

· Откройте капот, осмотрите генератор.

· Возьмите щетку средней жесткости и удалите сухую пыль и грязь с вентиляционных отверстий.

· Если грязь въелась или засохла, используйте компрессор с давлением 2–3 бара. Направляйте струю под углом, чтобы грязь выдувалась наружу.

· Протрите корпус сухой тряпкой.

При чистке не используйте воду или влажную тряпку, мойку высокого давления, растворители или бензин.

Внутреннюю чистку со снятием генератора лучше доверить специалисту. В этом случае генератор разбирается на две половины (передняя и задняя крышка), а ротор вытаскивается. Внутренние полости продуваются сжатым воздухом. Диодный мост и регулятор осматриваются на предмет окисления контактов. Контакты при необходимости зачищаются или заменяются. Проверяются щетки (если их длина менее 5 мм, нужна замена). Затем все собирается обратно.

Разобранный автомобильный генератор. Источник фото: https://yandex.com/maps/org/voltazh_sibir/76191532210/.
Разобранный автомобильный генератор. Источник фото: https://yandex.com/maps/org/voltazh_sibir/76191532210/.

О необходимости чистки могут говорить такие признаки, как корка грязи, масла, или пыли на генераторе, шипении или треск при его работе (признак касания щетками загрязненного коллектора), выходное напряжение ниже нормы, сырость генератора после мойки двигателя. Желательно раз в месяц проводить осмотр, при необходимости – продувку, каждые 30–50 тыс км или раз в год – наружную чистку с щеткой, каждые 80–100 тыс км –внутреннюю чистку при техническом обслуживании.

Правило 7: Регулярное обслуживание

Профилактические работы:

-13

Соответственно при текущих ценах общий бюджет на год: 5–10 тыс рублей на профилактику или 15–30 тыс рублей на замену вышедшего из строя генератора. Инвестируйте в профилактику: почти все проблемы с генератором предсказуемы и предотвратимы. 7 правил, которые мы рассмотрели в этой статье, – это не прихоть или излишняя предосторожность. Водители, которые придерживаются хотя бы 70% из этих правил, уверены в надежности генератора при пробеге до 150–200 тысяч км и более.

Также читайте на нашем канале:

НПК АВТОПРИБОР ИСКРА – Завод электрических систем в г. Тольятти