Найти в Дзене
НПК АВТОПРИБОР

Сел в машину и… не поехал! Окисление клемм аккумулятора: что нужно знать?

Утром вы садитесь в свою «ласточку» за руль, поворачиваете ключ зажигания или нажимаете кнопку старта, и… ничего. Первая мысль – «сел» аккумулятор. Вы добираетесь до него и видите, что клеммы покрыты налетом. Многие просто счищают его, считая, что виной – низкое качество АКБ. На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Попробуем разобраться в природе явления, понять, почему в современных автомобилях эта проблема стала острее, и найти алгоритм защиты. Почему на клеммах появляется налет? Окисление клемм аккумулятора – это электрохимический процесс, при котором металлические контакты реагируют с кислородом, влагой и парами кислоты. Важно различать состав налета в зависимости от полюса. Белый налет на отрицательной клемме (-) Это сульфат свинца (PbSO₄). Он образуется, когда пары серной кислоты из электролита аккумулятора вступают в реакцию со свинцовыми клеммами. Процесс резко ускоряется во влажной среде. Синеватый или зеленоватый налет на положительной клем
Источник: НПК АВТОПРИБОР.
Источник: НПК АВТОПРИБОР.

Утром вы садитесь в свою «ласточку» за руль, поворачиваете ключ зажигания или нажимаете кнопку старта, и… ничего. Первая мысль – «сел» аккумулятор. Вы добираетесь до него и видите, что клеммы покрыты налетом. Многие просто счищают его, считая, что виной – низкое качество АКБ. На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Попробуем разобраться в природе явления, понять, почему в современных автомобилях эта проблема стала острее, и найти алгоритм защиты.

Почему на клеммах появляется налет?

Окисление клемм аккумулятора – это электрохимический процесс, при котором металлические контакты реагируют с кислородом, влагой и парами кислоты. Важно различать состав налета в зависимости от полюса.

На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Источник фото: www.drive2.ru/l/671284010546110262/.
На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Источник фото: www.drive2.ru/l/671284010546110262/.

Белый налет на отрицательной клемме (-)

Это сульфат свинца (PbSO₄). Он образуется, когда пары серной кислоты из электролита аккумулятора вступают в реакцию со свинцовыми клеммами. Процесс резко ускоряется во влажной среде.

Синеватый или зеленоватый налет на положительной клемме (+)

Это сульфат меди, или медный купорос (CuSO₄). Он также появляется в результате реакции меди (или сплава на ее основе), из которой сделан клеммной зажим, с парами серной кислотой из электролита.

На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/636417122439792665/.
На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/636417122439792665/.

Важно понимать, что слой налета в доли миллиметра действует как изолятор. Он может увеличить контактное сопротивление на 15-20%. При попытке запустить двигатель стартер потребляет сотни ампер, и окисленные клеммы не могут пропустить необходимый ток. Энергия превращается в тепло, вызывая микроискрения и сильный нагрев, что еще больше провоцирует коррозию и может привести к выгоранию клемм и даже к возгоранию, особенно если рядом находятся легковоспламеняющиеся материалы или пары бензина.

На современных автомобилях часто размещают АКБ под сиденьем, под полом салона или в багажнике. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/628701849347691068/.
На современных автомобилях часто размещают АКБ под сиденьем, под полом салона или в багажнике. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/628701849347691068/.

Почему возникает коррозия на клеммах АКБ? И почему в «группе риска» – качественные немецкие авто?

Перезаряд аккумулятора

Неисправный генератор или реле-регулятор напряжения могут давать избыточное напряжение, из-за чего электролит «закипает». Его пары выходят через вентиляционные отверстия и оседают на контактах.

Дефекты корпуса АКБ

Из-за вибраций двигателя могут возникать микротрещины между свинцовыми выводами и пластиковым корпусом. Через них, а также через рассохшиеся уплотнители старых батарей просачивается электролит.

Влага и конденсат (самая коварная причина)

Всего несколько капель воды или конденсата на клеммах многократно ускоряют образование сульфатов.

Чтобы просто заменить аккумулятор на современной немецкой машине, нужна целая процедура демонтажа. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/602631054263603196/.
Чтобы просто заменить аккумулятор на современной немецкой машине, нужна целая процедура демонтажа. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/602631054263603196/.

Почему в «группе риска» премиальные авто?

В зоне риска оказываются далеко не самые бюджетные модели: BMW, Audi и Mercedes-Benz. Их создатели часто размещают АКБ под сиденьем, под полом салона или в багажнике. Например, в Audi Q7 аккумулятор устанавливается под сиденьем водителя, а в BMW X5 – под полом багажника.

Делается это для улучшения развесовки автомобиля за счет переноса веса тяжелой батареи на заднюю ось и для защиты аккумулятора от высоких температур в моторном отсеке. В современных автомобилях с системой Start-Stop, гибридными установками и обилием электроники может быть два-три аккумулятора. Если главная батарея обеспечивает запуск двигателя и питание основных систем, то дополнительная поддерживает работу тормозной системы SBC, навигации, сигнализации. Вторую и третью батареи также надо где-то разместить. Например, у Mercedes-Benz E-класса основной аккумулятор стоит под полом багажника, а дополнительный АКБ – под капотом.

Источник: НПК АВТОПРИБОР.
Источник: НПК АВТОПРИБОР.

«Нетрадиционное» расположение АКБ создает несколько рисков:

Конденсат. Температурные колебания в багажнике или под сиденьем приводят к образованию влаги на корпусе батареи и клеммах. Эта влага создает токопроводящую пленку на корпусе АКБ, вызывая саморазряд батареи. Особенно интенсивно конденсат образуется зимой.

Отсутствие вентиляции. В узком замкнутом пространстве пары электролита не рассеиваются, а оседают на клеммах.

Аккумулятор-«невидимка». Батарея, спрятанная в багажнике или под сиденьем, может оставаться без внимания месяцами и даже годами. В итоге окисление контактов обнаруживается слишком поздно, когда машина перестает заводиться.

Близость к электронике. В современных премиальных автомобилях рядом с аккумулятором часто располагаются модуль управления питанием (IBS), аудиоусилители, блоки предохранителей и реле. Пары серной кислоты и частицы коррозии могут повредить их платы и разъемы. Это приведет к ремонту стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч рублей.

Нередко чтобы добраться до батареи на современном немецком авто необходим целый комплект инструментов. Источник фото: www.drive2.ru/l/9185113/.
Нередко чтобы добраться до батареи на современном немецком авто необходим целый комплект инструментов. Источник фото: www.drive2.ru/l/9185113/.

Диагностика окисления: на что обращать внимание

Осмотрите клеммы. Рыхлый порошкообразный налет говорит о попадании паров электролита, плотная темная пленка – о плохом контакте и искрении.

Обратите внимание, на какой клемме больше окислов. Если окисляется плюсовая клемма, это может указывать на перезаряд аккумулятора. Окисление минусовой клеммы связано с недостаточной плотностью электролита или неполным зарядом батареи.

Проверьте напряжение при работающем двигателе. Нормальное значение - 13,8-14,4 В. Систематическое превышение этих значений говорит о неисправности реле-регулятора и риске перезаряда.

Осмотрите корпус аккумулятора на предмет трещин. Если вы обнаружили влагу или следы электролита на корпусе, это требует немедленного устранения.

Если вы снимали клеммы, заново очистите контакты и нанесите свежий слой защиты. Источник фото: www.drive2.ru/l/602631054263603196/.
Если вы снимали клеммы, заново очистите контакты и нанесите свежий слой защиты. Источник фото: www.drive2.ru/l/602631054263603196/.

Очистка и защита клемм

Важно: перед началом работ наденьте защитные перчатки и очки.

Шаг 1: Очистка клемм

● Отключите клеммы. Сначала отсоединяется «минус» (-), затем «плюс» (+). Это предотвратит случайное короткое замыкание.

● Нейтрализуйте кислоту. Самый доступный и эффективный способ – раствор пищевой соды (одна-две столовые ложки на стакан теплой воды). Нанесите раствор на клеммы и токовыводы аккумулятора. Вы увидите шипение с выделением пузырьков – это реакция нейтрализации остатков серной кислоты из электролита.

● Механическая очистка. Используйте металлическую щетку (не слишком жесткую, чтобы не повредить свинец) или мелкозернистую наждачную бумагу. Очистите поверхности токовыводов и внутренние части клеммных зажимов.

● Промывка и сушка. Смойте остатки продуктов реакции и соды чистой водой. После этого нужно протереть все поверхности.

Регулярно проверяйте отсек на наличие влаги. Источник фото: https://www.drive2.ru/o/b/560600573024406665/.
Регулярно проверяйте отсек на наличие влаги. Источник фото: https://www.drive2.ru/o/b/560600573024406665/.

Шаг 2: Правильная защита клемм

Цель защитного покрытия – изолировать металлическое соединение от внешней среды (кислорода и влаги). И здесь многие допускают ошибку – наносят смазку на контакты до установки клемм. Это неверно, так как даже специальная токопроводящая смазка создает дополнительное сопротивление в месте контакта.

Часто при замене АКБ новую батарею надо прописать в бортовом компьютере. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/602631054263603196/.
Часто при замене АКБ новую батарею надо прописать в бортовом компьютере. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/602631054263603196/.

Правильная схема защиты

● Очистите токовывод аккумулятора и внутреннюю поверхность клеммного зажима.

● Наденьте зажим на токовывод и затяните его. Убедитесь в том, что соединение неподвижно. Сначала подключается плюсовая клемма, затем минусовая.

● Нанесите защитное средство поверх всего собранного узла. Оно должно полностью покрывать клеммный зажим, место его соединения с проводом и основание токовывода.

Так вы обеспечите надежный контакт с минимальным сопротивлением. Защитное покрытие создает герметичный барьер, который не дает влаге, кислороду и парам кислоты добраться до металла.

Можно использовать как специальные спреи для клемм АКБ, так и диэлектрические смазки.
Можно использовать как специальные спреи для клемм АКБ, так и диэлектрические смазки.

Защитная автохимия для клемм

Можно использовать как специальные спреи для клемм АКБ, так и диэлектрические смазки. Составы выпускаются в виде аэрозолей или смазок и содержат антикоррозионные присадки.

Качественная смазка должна обладать следующими свойствами: высокая адгезия к металлу, устойчивость к воздействию кислот и щелочей, способность вытеснять воду, сохранение защитных свойств в диапазоне температур от -30°C до +130°C, яркий цвет для контроля нанесения.

Специализированные спреи для защиты клемм создают долговечное покрытие, которое не смывается автошампунями и не стекает при нагреве. Наносить защиту следует тонким равномерным слоем: избыток смазки будет собирать грязь. После зимнего сезона или каждые 6-12 месяцев рекомендуется обновлять слой смазки. Если вы снимали клеммы, заново очистите контакты и нанесите свежий слой защиты.

Источник: НПК АВТОПРИБОР.
Источник: НПК АВТОПРИБОР.

Особенности обслуживания аккумуляторов не в подкапотном пространстве

Если батарея установлена в багажнике или под сиденьем, регулярно проверяйте отсек на наличие влаги. Убедитесь, что дренажные каналы багажника не засорены листьями и грязью. Проверьте состояние уплотнителей задних фонарей. Осмотрите вентиляционные отверстия аккумулятора и убедитесь, что они не забиты. Можно использовать пакетики с силикагелем. Они поглощают влагу и снижают риск коррозии. Раз в год пакеты нужно менять.

Помните, что замена АКБ на современных автомобилях часто требует регистрации нового аккумулятора в бортовом компьютере. Для этого необходимо специализированное оборудование. Так что лучше отправиться в официальный сервис, где профессионально выполнят замену батареи и защиту клемм от окисления. Это не только продлит срок службы аккумулятора, но и избавит вас от внезапных отказов в самый неподходящий момент.