Утром вы садитесь в свою «ласточку» за руль, поворачиваете ключ зажигания или нажимаете кнопку старта, и… ничего. Первая мысль – «сел» аккумулятор. Вы добираетесь до него и видите, что клеммы покрыты налетом. Многие просто счищают его, считая, что виной – низкое качество АКБ. На самом деле, коррозия (окисление) клемм – это симптом серьезной проблемы. Попробуем разобраться в природе явления, понять, почему в современных автомобилях эта проблема стала острее, и найти алгоритм защиты.
Почему на клеммах появляется налет?
Окисление клемм аккумулятора – это электрохимический процесс, при котором металлические контакты реагируют с кислородом, влагой и парами кислоты. Важно различать состав налета в зависимости от полюса.
Белый налет на отрицательной клемме (-)
Это сульфат свинца (PbSO₄). Он образуется, когда пары серной кислоты из электролита аккумулятора вступают в реакцию со свинцовыми клеммами. Процесс резко ускоряется во влажной среде.
Синеватый или зеленоватый налет на положительной клемме (+)
Это сульфат меди, или медный купорос (CuSO₄). Он также появляется в результате реакции меди (или сплава на ее основе), из которой сделан клеммной зажим, с парами серной кислотой из электролита.
Важно понимать, что слой налета в доли миллиметра действует как изолятор. Он может увеличить контактное сопротивление на 15-20%. При попытке запустить двигатель стартер потребляет сотни ампер, и окисленные клеммы не могут пропустить необходимый ток. Энергия превращается в тепло, вызывая микроискрения и сильный нагрев, что еще больше провоцирует коррозию и может привести к выгоранию клемм и даже к возгоранию, особенно если рядом находятся легковоспламеняющиеся материалы или пары бензина.
Почему возникает коррозия на клеммах АКБ? И почему в «группе риска» – качественные немецкие авто?
Перезаряд аккумулятора
Неисправный генератор или реле-регулятор напряжения могут давать избыточное напряжение, из-за чего электролит «закипает». Его пары выходят через вентиляционные отверстия и оседают на контактах.
Дефекты корпуса АКБ
Из-за вибраций двигателя могут возникать микротрещины между свинцовыми выводами и пластиковым корпусом. Через них, а также через рассохшиеся уплотнители старых батарей просачивается электролит.
Влага и конденсат (самая коварная причина)
Всего несколько капель воды или конденсата на клеммах многократно ускоряют образование сульфатов.
Почему в «группе риска» премиальные авто?
В зоне риска оказываются далеко не самые бюджетные модели: BMW, Audi и Mercedes-Benz. Их создатели часто размещают АКБ под сиденьем, под полом салона или в багажнике. Например, в Audi Q7 аккумулятор устанавливается под сиденьем водителя, а в BMW X5 – под полом багажника.
Делается это для улучшения развесовки автомобиля за счет переноса веса тяжелой батареи на заднюю ось и для защиты аккумулятора от высоких температур в моторном отсеке. В современных автомобилях с системой Start-Stop, гибридными установками и обилием электроники может быть два-три аккумулятора. Если главная батарея обеспечивает запуск двигателя и питание основных систем, то дополнительная поддерживает работу тормозной системы SBC, навигации, сигнализации. Вторую и третью батареи также надо где-то разместить. Например, у Mercedes-Benz E-класса основной аккумулятор стоит под полом багажника, а дополнительный АКБ – под капотом.
«Нетрадиционное» расположение АКБ создает несколько рисков:
Конденсат. Температурные колебания в багажнике или под сиденьем приводят к образованию влаги на корпусе батареи и клеммах. Эта влага создает токопроводящую пленку на корпусе АКБ, вызывая саморазряд батареи. Особенно интенсивно конденсат образуется зимой.
Отсутствие вентиляции. В узком замкнутом пространстве пары электролита не рассеиваются, а оседают на клеммах.
Аккумулятор-«невидимка». Батарея, спрятанная в багажнике или под сиденьем, может оставаться без внимания месяцами и даже годами. В итоге окисление контактов обнаруживается слишком поздно, когда машина перестает заводиться.
Близость к электронике. В современных премиальных автомобилях рядом с аккумулятором часто располагаются модуль управления питанием (IBS), аудиоусилители, блоки предохранителей и реле. Пары серной кислоты и частицы коррозии могут повредить их платы и разъемы. Это приведет к ремонту стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Диагностика окисления: на что обращать внимание
Осмотрите клеммы. Рыхлый порошкообразный налет говорит о попадании паров электролита, плотная темная пленка – о плохом контакте и искрении.
Обратите внимание, на какой клемме больше окислов. Если окисляется плюсовая клемма, это может указывать на перезаряд аккумулятора. Окисление минусовой клеммы связано с недостаточной плотностью электролита или неполным зарядом батареи.
Проверьте напряжение при работающем двигателе. Нормальное значение - 13,8-14,4 В. Систематическое превышение этих значений говорит о неисправности реле-регулятора и риске перезаряда.
Осмотрите корпус аккумулятора на предмет трещин. Если вы обнаружили влагу или следы электролита на корпусе, это требует немедленного устранения.
Очистка и защита клемм
Важно: перед началом работ наденьте защитные перчатки и очки.
Шаг 1: Очистка клемм
● Отключите клеммы. Сначала отсоединяется «минус» (-), затем «плюс» (+). Это предотвратит случайное короткое замыкание.
● Нейтрализуйте кислоту. Самый доступный и эффективный способ – раствор пищевой соды (одна-две столовые ложки на стакан теплой воды). Нанесите раствор на клеммы и токовыводы аккумулятора. Вы увидите шипение с выделением пузырьков – это реакция нейтрализации остатков серной кислоты из электролита.
● Механическая очистка. Используйте металлическую щетку (не слишком жесткую, чтобы не повредить свинец) или мелкозернистую наждачную бумагу. Очистите поверхности токовыводов и внутренние части клеммных зажимов.
● Промывка и сушка. Смойте остатки продуктов реакции и соды чистой водой. После этого нужно протереть все поверхности.
Шаг 2: Правильная защита клемм
Цель защитного покрытия – изолировать металлическое соединение от внешней среды (кислорода и влаги). И здесь многие допускают ошибку – наносят смазку на контакты до установки клемм. Это неверно, так как даже специальная токопроводящая смазка создает дополнительное сопротивление в месте контакта.
Правильная схема защиты
● Очистите токовывод аккумулятора и внутреннюю поверхность клеммного зажима.
● Наденьте зажим на токовывод и затяните его. Убедитесь в том, что соединение неподвижно. Сначала подключается плюсовая клемма, затем минусовая.
● Нанесите защитное средство поверх всего собранного узла. Оно должно полностью покрывать клеммный зажим, место его соединения с проводом и основание токовывода.
Так вы обеспечите надежный контакт с минимальным сопротивлением. Защитное покрытие создает герметичный барьер, который не дает влаге, кислороду и парам кислоты добраться до металла.
Защитная автохимия для клемм
Можно использовать как специальные спреи для клемм АКБ, так и диэлектрические смазки. Составы выпускаются в виде аэрозолей или смазок и содержат антикоррозионные присадки.
Качественная смазка должна обладать следующими свойствами: высокая адгезия к металлу, устойчивость к воздействию кислот и щелочей, способность вытеснять воду, сохранение защитных свойств в диапазоне температур от -30°C до +130°C, яркий цвет для контроля нанесения.
Специализированные спреи для защиты клемм создают долговечное покрытие, которое не смывается автошампунями и не стекает при нагреве. Наносить защиту следует тонким равномерным слоем: избыток смазки будет собирать грязь. После зимнего сезона или каждые 6-12 месяцев рекомендуется обновлять слой смазки. Если вы снимали клеммы, заново очистите контакты и нанесите свежий слой защиты.
Особенности обслуживания аккумуляторов не в подкапотном пространстве
Если батарея установлена в багажнике или под сиденьем, регулярно проверяйте отсек на наличие влаги. Убедитесь, что дренажные каналы багажника не засорены листьями и грязью. Проверьте состояние уплотнителей задних фонарей. Осмотрите вентиляционные отверстия аккумулятора и убедитесь, что они не забиты. Можно использовать пакетики с силикагелем. Они поглощают влагу и снижают риск коррозии. Раз в год пакеты нужно менять.
Помните, что замена АКБ на современных автомобилях часто требует регистрации нового аккумулятора в бортовом компьютере. Для этого необходимо специализированное оборудование. Так что лучше отправиться в официальный сервис, где профессионально выполнят замену батареи и защиту клемм от окисления. Это не только продлит срок службы аккумулятора, но и избавит вас от внезапных отказов в самый неподходящий момент.