Найти в Дзене
Транспортный Глобус

90 трамвай - меньше всего проработавший маршрут за всю историю системы

Маршрут трамвая №90 проработал всего 2 месяца! Он был запущен 10 сентября 2025 года вместе с открытием движения по новой линии по проспекту Академика Сахарова, а последним днём маршрута стало 12 ноября 2025 года. Пожалуй, это самый короткая в истории московского трамвая продолжительность существования маршрута, по крайней мере, я не нашёл примеров, когда бы маршрут работал меньше (возможно было в период каких-то ремонтов только). На его место заступил его более длинный аналог трамвайный диаметр Т1. Можно, в принципе, сказать, что 90-й одновременно продлили и переименовали, и это будет тоже в какой-то степени правдой. Но стоит отметить и ещё некоторые моменты. Другой уникальной особенностью маршрута было то, что это был единственный в истории маршрут, часть трассы которого проходила без пассажирского обслуживания. Речь об участке «Павелецкий вокзал – метро Пролетарская», который трамваи 90 маршрута проезжали без пассажиров в обе стороны. Крайне странное, на первый взгляд решение, кот

Маршрут трамвая №90 проработал всего 2 месяца! Он был запущен 10 сентября 2025 года вместе с открытием движения по новой линии по проспекту Академика Сахарова, а последним днём маршрута стало 12 ноября 2025 года. Пожалуй, это самый короткая в истории московского трамвая продолжительность существования маршрута, по крайней мере, я не нашёл примеров, когда бы маршрут работал меньше (возможно было в период каких-то ремонтов только). На его место заступил его более длинный аналог трамвайный диаметр Т1. Можно, в принципе, сказать, что 90-й одновременно продлили и переименовали, и это будет тоже в какой-то степени правдой. Но стоит отметить и ещё некоторые моменты.

Другой уникальной особенностью маршрута было то, что это был единственный в истории маршрут, часть трассы которого проходила без пассажирского обслуживания. Речь об участке «Павелецкий вокзал – метро Пролетарская», который трамваи 90 маршрута проезжали без пассажиров в обе стороны.

-2

Крайне странное, на первый взгляд решение, которое вряд ли бы когда-либо и где-либо могло использоваться: почему бы не брать пассажиров, если всё равно вагоны едут в общем потоке. Ускориться засчёт пропуска остановок и обогнать другие вагоны трамваи всё равно же не могут. Объяснение лежит именно в последующей эволюции маршрута: не было смысла создавать у пассажиров привычку, что маршрут ездит на Пролетарскую, если всё равно через пару месяцев он бы перестал туда ходить. А на Павелецкой площади разворотных колец нет (до начала 90-х было рядом на Зацепской площади, где разворачивалась «Аннушка», но сколько лет прошло»). Таким образом, целых 2 месяца на трамвайных табло горела редкая для этого вида транспорта конечная «Павелецкий вокзал». Такое теперь вряд ли вы в обозримом будущем сможете увидеть. Вот вам третья уникальность!

-3

А откуда взялся номер 90? Тут всё просто (хотя чего простого) – номер дан в честь юбилея Московского метро, которому, хоть и в мае, но в этом году исполнилось 90 лет! Трамвай теперь приписан к метрополитену же, так что всё логично. С другой стороны, если так, то можно считать тогда, что это Метрополитену 126 лет. В любом случае, если самый большой на данный момент трамвайный номер – это 50-й (а самый большой когда-либо бывавший в истории – 54-й), то 90й трамвай – это весьма оригинально.

-4

Интересно, конечно, прошёл день запуска длинной версии 12 ноября: утром ещё ходили 90-е трамваи, а днём вышли Т1.

-5

Причём на табло в салоне в рекламного блоке сперва показывался традиционно сам 90-й маршрут,

-6

а потом уже после в момент официального пуска появились кадры с «диаметром» и Т1.

При этом трамвай продолжал ехать по 90-му маршруту к Павелецкому вокзалу. Заетем мне повезло наблюдать преображение трамвая из 90-го в Т1 прямо в реальном времени! Вагон уже подъезжал к конечной в Сокольниках, и готов был поворачивать со Стромынки на Полевой переулок к разворотному кольцу. Навстречу уже стали встречаться вагоны нового маршрута, некоторые и выезжали с кольца.

-8

Внезапно по рации водителю сообщают, что надо ехать прямо, он снова выбегает из кабины переводить стрелку, и огорошивает этим пассажиров, которые вынуждены срочно теперь выходить через переднюю дверь. Дальше на ходу переключается трафарет, и трамвай едет до Метрогородка. Все этапы прямо из одного вагона можно видеть на этом видео.

Вот такая трансформация: сел в 90-й трамвай, а вышел из Т1-го ) Зато проехал от Павелецкой площади туда, больше такой возможности уже и не будет.

Всё, уже Т1.
Всё, уже Т1.

Так вот мне повезло наблюдать и первые и последние дни и даже часы работы 90-го трамвая. Запущенный изначально, как временный из-за нехватки автономных вагонов, он таки принял на себя первый наплыв пассажиров, внимание телекамер, блогеров и, вообще, горожан. Говорят, хотели сперва запустить его вообще только до Покровских Ворот, но в конечный момент придумали вариант с оборотом по Пролетарской. В любом случае, к пуску «диаметра» 90-й уже успел прижиться на проспекте и сформировать неплохой пассажиропоток на линии, и это всего-то за 2 месяца.

-10