Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Недавно я рассказывала о книге Владислава Бахревского "Арсюша и другие шестилеточки".
Из-за своего невежества я никак не могла понять, почему шестилеток раньше принимали в первый класс 😀 Спасибо, что сразу несколько человек в комментариях объяснили мне что к чему. У меня этот момент почему-то совсем стерся из памяти, хотя эксперимент "школа с 6 лет" государство проводило на моем поколении 🤦
Я ходила в обычный первый класс и как-то не особенно обращала внимание, что где-то в параллельной вселенной существует первый (нулевой) класс, набранный из шестилеток. К тому же с распадом СССР эксперимент сошел на нет.
Я хорошо помню лишь отголоски образовательной реформы - "перепрыгивание" из третьего класса сразу в пятый. Но тогда меня это вообще не волновало 🤣 Пятый так пятый!
Так вот. Оказывается есть еще одна замечательная книжка о подопытных шестилетках, которых вместо подготовительной группы детского сада отправили сразу в первый класс.
Спасибо читательнице Eryku, в комментарии рассказавшей мне о существовании этой книги 🤝🌼
Называется она "Зеленая собака, или Повесть о первоклассниках". На волне интереса к этой теме я разыскала ее электронную версию. И снова окунулась в мир шестилетних малышей, постигающих азы науки.
Автор повести - Наталья Хмелик.
Наталья Александровна Строилова (Хмелик; род. 7 декабря 1948 года, Москва) — детская писательница и журналистка, прозаик, киносценаристка, переводчица. Член Союза писателей Москвы. Дочь Александра Хмелика.
Информация из Википедии 👇
Иллюстрации к повести выполнены Сергеем Соколовым.
Книга выходила в издательстве "Детская литература". Год выпуска - 1989.
По сравнению с доброй и немного наивной историей об Арсюше "Зеленая собака..." мне показалась более взрослой и серьезной. В ней перед читателями предстает не только мир детей, но и мир взрослых.
Мамы, папы, бабушки, дедушки - такие же герои произведения, как и ребята. И хотя они создают, скажем так, "задний фон", их присутствие в сюжете помогает лучше раскрыть характеры детей. Да и как могут существовать шестилетки без опытных и мудрых (а порой не очень мудрых) взрослых?
В повести также есть почти детективная история, связанная с зеленой (в прямом смысле слова) собакой и красным воздушным змеем, которую я раскрывать не буду. История интригующая и загадочная, с хорошим концом...
Главный герой повести - шестилетний Валентин - живет с папой, мамой и младшим братом Сашкой. В сентябре он пошел в первый класс (тот самый, экспериментальный) и попал в компанию таких же шестилеток.
В школе детям предстоит не только научиться рисовать "лапки жуков", читать и считать, но и научиться взаимодействовать друг с другом. Ребята все разные: кто-то задиристый, кто-то молчаливый, кто-то умный и везде успевающий, а кто-то не слишком сообразительный и отстающий.
Стычки, драки, насмешки неизбежны. Малыши еще не умеют толком контролировать свои эмоции и поведение. Они шумят, ссорятся, ябедничают, проказничают. Настоящий бедлам, а не первый класс!
Особенно задирается Сонька - главный "недруг" Валентина еще с детсадовского возраста. Постоянно пытается его высмеять, унизить. К другим не лезет, а к нему цепляется. Вредина!
Но учительница Лариса Александровна словно бы не замечает некрасивого поведения Соньки и других детей. Она зовет ребят не иначе как "мои хорошие умные дети". И в родительские дни не жалуется на них мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Говорит, что все они большие молодцы.
Такая вот добрая у ребят учительница. И красивая к тому же! Малыши ее очень любят и, конечно, стараются не подводить и не расстраивать.
Валентину нравится ходить в школу. По субботам шестилетки тоже учатся, но им разрешено в этот день иногда пропускать занятия. Валентин не пропускает субботы. В школе ему весело и интересно. И Лариса Александровна такая добрая! Если бы только не противная Сонька!
И однажды он решает устроить выходной от Соньки и не ходить в субботу в школу. Тем более, что мама всегда говорит, что Валентин уже взрослый и может принимать решения самостоятельно.
С родителями и младшим братом он едет на елочный базар, чтобы выбрать елку и елочные игрушки. Ведь совсем скоро Новый год! Время летит так быстро!
О, это предновогоднее настроение с приятной предновогодней суетой! Даже не настроение, а состояние души, которое бывает только в детстве.
Как хорошо всем вместе ехать на ёлочный базар! Хорошо сидеть в автобусе и смотреть в круглую дырочку, которую кто-то до тебя сумел продышать в замёрзшем окне. И там ты видишь розовые от восхода дома, розовые облака на небе, розовый снег на краю дороги. И даже асфальт кажется Валентину не серым, а сиреневым.
Фрагмент книги "Зеленая собака, или Повесть о первоклассниках".
Валентин, бродя между рядами елок, представляет себя в еловом лесу. И так отчетливо представляет, что даже начинает искать грибы под елками.
И тут... он встречает противную Соньку! Она сегодня тоже решила пропустить школу. И конечно, видела, как Валентин искал грибы под елками. О чем тут же объявляет во всеуслышание. Валентин от стыда готов провалиться сквозь землю. Зимнее волшебство мгновенно рассеивается...
Мама делает вид, что не слышит Сонькины издевки. Она считает, что в шесть лет дети могут сами выяснить отношения. Ведь они уже взрослые. А Валентин, как всегда, теряется, не зная, что ответить вредной девчонке. Он чувствует себя униженным и глупым. Быть может, папа поможет разделаться с Сонькой?
И папа помогает. Ой, как помогает папа! Поступает как настоящий любящий отец и мудрый взрослый. Одним жестом и парой фраз он ставит все на свои места! И в сердце Валентина снова воцаряется счастье.
А потом в его жизни происходит настоящее чудо! И здесь уже будут фигурировать зеленая собака и красный воздушный змей. И сам Валентин тоже сможет сотворить настоящее чудо. Для других хороших людей. Ведь он уже совсем взрослый и все понимает...
Такая вот почти предновогодняя история. С зеленой собакой, красным воздушным змеем, елкой, доброй учительницей и целым классом шумных шестилеток.
История, адресованная и детям, и взрослым одновременно. Очень люблю такие произведения. Жизненные, правдивые, настоящие. Мир как он есть. Без розовых очков. Без сюсюканий и гипертрофированной боязни травмировать детскую психику.
Одно из таких произведений, которое мне очень нравится, - "Голубая чашка". А теперь будет еще и "Зеленая собака..."
Я думаю, что детям эта повесть будет интересна прежде всего загадочной историей с собакой, не менее загадочной историей с воздушным змеем, а также разными забавными и не очень случаями, которые происходили с героями повести.
Кто-то будет себя отождествлять с Валентином или Вовой Матюшиным, кто-то с Анютой или Миной. А кто-то, возможно, и с Сонькой. Посмотреть на себя со стороны всегда бывает полезно.
Но не только дети могут посмотреть на себя со стороны. Взрослые тоже. И задуматься о разных вещах...
Всегда ли стоит поощрять самостоятельность ребенка: быть может, в некоторых ситуациях ему лучше помочь? Нужно ли вмешиваться в детские ссоры? Как воспринимать то, что ребенок часто хвалится своими успехами? Нужно ли хвалить его за любой хороший поступок? Как помочь ему стать сильнее, успешнее, увереннее, добрее?
Как пробудить в нем лучшие человеческие качества?
Последний эпизод - до слез (от избытка чувств) 😭
Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Хорошего дня!