Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Я очень жалею, что эта книга не попала мне в руки, когда сын учился в первом классе. Мы прочитали ее гораздо позже. Сын сказал, что шестиклассничкам про шестилеточек тоже бывает полезно почитать 😅 Но, конечно, самое время для чтения этой книги - это шесть или чуть больше лет. Ровесникам о ровесниках читать всегда интереснее.
Повесть Владислава Бахревского "Арюша и другие шестилеточки" с уютными рисунками Игоря Глазова вышла в издательстве "Стрекоза" в 2017 году.
Признаюсь, что книгу покупала из-за иллюстраций. По стилю они чем-то похожи на иллюстрации Анатолия Борисова к книгам о Незнайке, которые я обожаю.
Такие же сочные и яркие. Их много. И все они на целую страницу, если не считать мелких рисунков в начале каждой главы!
Но от них глаза не устают, а, напротив, отдыхают 😀 Потому что цвета подобраны в правильной цветовой гамме, а композиции не перегружены лишними деталями. Персонажи милые и симпатичные. Линии рисунков плавные, мягкие. В общем, любовь 💖
Как можно догадаться из названия, эта повесть рассказывает о шестилетнем мальчике Арсюше и его ровесниках. И не просто ровесниках, а одноклассниках. Действие происходит во времена заката СССР в одном из южных городов нашей необъятной страны.
"Почему шестилеточки? Раньше в первый класс поступали в 6 лет?" - спросил меня сын. А я и не знала, что ему ответить. Я пошла в школу в 6 лет, но была чуть ли не самой младшей в классе...
Повесть была написана в 1990 году. Арсюша и ребята - практически мои ровесники. Но мне кажется, что в школу тогда принимали и в 6, и в 7 лет. Смотрели по подготовке ребенка и т. д. Почему здесь оказался целый класс шестилеток - для меня загадка 😀
Книга рассказывает о буднях первоклассников. Вот Арсюша идет в школу (один!), по дороге встречает едущих в грузовике овец и разговаривает с ними на овечьем языке. В школе он пытается выпить семь стаканов молока, чтобы быстрее вырасти. Но в него вмещается только четыре.
В кабинете зоологии (в который попадает случайно) мальчик видит живого филина. Филина зовут Филя. Арсюша считает его свои родственником, ведь его фамилия Филинов. Так он говорит учительнице. И обещает наловить для Фили мышей. Но учительница отказывается, объясняя, что в неволе у филина другой рацион.
В школьном дворе Арсюша находит жука и пытается защитить его от рук любопытных одноклассников. Но жук, который оказывается жужелицей, способен и сам за себя постоять. Он пускает в глаз своему обидчику Петрушину струю едкой жидкости...
Арсюше снится сон, что он находит на улице 10 рублей. И сон сбывается... По дороге в школу он и впрямь находит 10 рублей. Мальчик объясняет одноклассникам и учительнице, что вообще-то его сны сбываются. Например, сегодня во сне он катался на верблюде... Ребята хохочут, не представляя, как может сбыться сон про верблюда.
Найденные деньги Арсюша решает потратить на поход в зверинец всем классом. В зверинце мальчик пытается спасти воробья от лап тигра Огонька. Своим поступком он до смерти пугает учительницу и служителя зоопарка. Но в глазах одноклассников приобретает авторитет.
На сдачу с десятки ребята покупают "вкусняшки" и отдыхают в сосновом бору. А потом убирают мусор не только за собой, но и за менее сознательными гражданами, которые намусорили здесь раньше.
От учительницы первоклассники получают задание: узнать цену деньгам. Они расспрашивают прохожих о том, кто сколько зарабатывает за день (напомню, что действие происходит еще в СССР 😀), и те охотно им отвечают.
Весной Арсюша решает проверить теорию и о том, что земля круглая. Он встает на час раньше и отправляется в школу в противоположную сторону. По дороге встречает цветущий каштан, долго любуется листьями и цветами, похожими на свечки. И приходит в класс только к третьему уроку. Но он не огорчается, ведь теперь точно знает, что земля круглая.
А затем самым неожиданным образом сбывается сон про верблюда! 🐫 Но хотя бы одну интригу я оставлю 🙃🤐 И так уже все пересказала 🤭
Замечательная книга! Добрая, спокойная. Из тех времен, когда шестилетние дети одни ходили по улице, могли совершенно свободно поговорить с незнакомыми взрослыми об их заработке. А на найденную на улице купюру сходить всем классом в зоопарк, да еще угоститься сладостями.
Меня накрыла ностальгия, что вполне понятно! Это же мое прекрасное детство как оно есть!
Когда уроки природоведения, труды и физкультура частенько проводились на улице. Когда во главе угла стояли знания, а не нормативы. Когда свободно можно было сходить всем классом в магазин или в кино. Или к учительнице домой (и она поила нас чаем с малиновым вареньем) 😀
Когда учение не было стрессом для нас, а уж тем более для наших родителей. Когда не было дурацких школьных чатов, и родители появлялись в школе только на родительских собраниях и праздничных утренниках. А готовились к этим самым утренникам мы самостоятельно. И класс украшали самостоятельно. И чаепитие организовывали, и столы накрывали...
Вот и сына в первую очередь удивила самостоятельность шестилеток. Дойти одному из дома в школу и из школы домой, купить что-то в магазине на перекус, погулять самостоятельно в лесочке (о, ужас!), пока учительница отдыхает, собрать 115 килограммов макулатуры - это нормально. Было нормальным раньше.
Но не надо думать, что современным детям эта книга не будет интересна. Напротив! Во время чтения мы обсудили много разных вопросов.
Где кончается благоразумие и начинается безрассудство (история с тигром Огоньком)? Стоит ли доказывать, что земля круглая, рискуя опоздать к первому уроку? Как поступить с найденными деньгами? Что купить в магазине на перекус, имея в кармане такую-ту сумму денег? Нужно ли убирать мусор за другими? И много-много-много других вопросов.
Тема денег и их заработка очень понравилась. В первом классе уже можно свободно обсуждать этот вопрос. Пусть лишний раз дети подумают, как достаются деньги родителям.
И еще один момент, который произвел впечатление, - Арсюша не примерный ученик, который везде успевает и не сходит с передовиц стенгазет, а обычный ребенок со своими достоинствами и недостатками.
Он плохо считает, но очень любит живую природу. Он добрый мальчик (защищает животных, не жадничает), но немного мечтательный (смотрит в окно во время урока), целеустремленный (надо же доказать, что земля круглая!), но несобранный (часто отвлекается, теряет счет времени). Арсюша опасается тигра в зверинце, но отважно бросается на выручку воробью, залетевшему в клетку тигра.
В книге нет навязывания идеалов, но она по-хорошему "правильная". Мы прочитали ее на одном дыхании в рамках вечернего чтения вслух (читал сын), и даже расстроились, когда она закончилась. Есть такие книги, с которыми расстаешься с сожалением и потом часто вспоминаешь.
"Арсюша и другие шестилеточки" - одна из них.
Очень рекомендую прочитать ее вместе с ребенком младшеклассником!
Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Желаю хорошего дня!