Было у меня 2 статьи о том, что в передаче "Жить здорово" рассказывали о буллинге в школе:
1. Рекомендуют нередко
В прошлый раз я закончила свою статью тем, что Елена Малышева сказала, что школы хотят избежать ответственности и "чохом" отправляют учеников к психиатрам.
"Мы нередко рекомендуем". У меня возник вопрос, кто такие "мы". И "не редко"- это как часто?
Привет комментатору "12 лет в школе":
Очень интересно некоторым комменторам, что за центр такой, куда идут по живой очереди и который работает даже ночью.
2. С глаз долой, из сердца вон
Елена Малышева:
"Школа сегодня, как я понимаю, не хочет вообще на себя брать никакую ответственность. Потому что все запуганы этими историями с пер**трелками детскими. И все хотят: идите все на индивидуальное обучение с глаз долой, с сердца вон".
Кстати, мне постоянно пишут: если что-то не нравится в школе, обучение, например, или отношение учителей, или буллинг со стороны одноклассников, то нужно ученику уйти на семейное образование или поменять школу.
3. Верите, что это психологи?
На экране в судии показывают 3 отрывка, в которых женщины- психологи говорят о школьной травле.
" Просто так ребенок не становится козлом отпущения в классе.
Я считаю, что, значит, были какие-то нарушения в его развитии на более ранних этапах внутри родительской семьи".
"Агрессия — это не насилие. Всего лишь гормоны стресса, которые возникают в нашем организме в ответ на какую-то ситуацию. Агрессия будет превращаться в насилие там, где мы будем запрещать ее детям".
"Мама, отвали! Дети такое говорят. Почему они это делают? Потому что они отстаивают свои границы, в любом возрасте, где им негде дышать".
И все 3 раза на экране появляется вот такая надпись:
ВЫ ВЕРИТЕ, что это ПСИХОЛОГИ?
Малышева:
"То есть, с одной стороны, "мама, отвали"- это нормально. С другой стороны, над тобой издеваются, потому что в тебе что-то не то. С третьей стороны, школьные психологи всех валят чохом теперь к детским психиатрам, которых просто не может быть столько, чтобы за вечер осмотреть 60 детей".
4. Стала нервничать
Елена Малышева:
" Я хочу спросить нашего гостя и эксперта, детского врача-психиатра Елену Анатольевну Гордееву, которая работает в детском психиатрическом центре.
Есть такая проблема, что вы вынуждены бесконечно смотреть детей, отправленных к вам из огромного количества школ?"
Е.А. Гордеева:
"Елена Васильевна, ну, конечно, любой, обратившийся к нам пациент и семья, безусловно, получит осмотр, который захочет. Но сама по себе вот эта ситуация ужасающая.
На последних роликах, если честно, я стала нервничать. Слово буллинг сейчас очень романтизировано. В школьном пространстве, в принципе, в медиапространстве. Мне понравилось слово "тр*вля". Это тр*вля, это изде**тельство, это оскорбление, это бывают насиль**венные действия. И как будто бы незаметно окружающей общественности, это все-таки эмоциональный прессинг. прежде всего, от которого страдает сам ребенок. С какой целью рекомендовано было изолировать этого ребенка, абсолютно непонятно. Видимо, чтобы та группа агрессивно настроенных детей нашла себе другую жертву, и цикл бы стал продолжаться.
Слава богу, наши квалифицированные коллеги, наши детские врачи-психиатры в клиническом своем осмотре собрали информацию с родителей, сопровождающую какую-то документацию и разобрались в ситуации. Не в ситуации, а в том, что конкретно у этого ребенка не было никакого психического расстройства".
"Я просто хочу сказать, что его-то это по факту и не спасло.-говорит Малышева.- Нет расстройства, но все равно".
5. Какое профильное?
Далее Елена Васильевана обраащается к "главному медицинскому психологу нашей страны". Это декан психологического факультета МГУ, профессор, доктор наук, академик Юрий Петрович Зинченко.
Елена Малышева:
"Юрий Петрович, вот я хочу сейчас показать документы, которые мы, врачи, должны иметь, чтобы работать врачами.
Это минимум 5 документов, и каждые 5 лет добавляется 6, 7, 8, 9, 10 и так далее. Давайте посмотрим. Первое – это диплом об окончании высшего медицинского учреждения, университета или академии.
Дальше, это диплом об окончании ординатуры, там, где мы получаем специализацию. Дальше, следующий диплом, который у нас должен быть, диплом о повышении квалификации. Я напоминаю, он будет возобновляться каждые пять лет. Мы не имеем права с одним дипломом прожить всю жизнь. Дальше, свидетельство об аккредитации специалиста, который возобновляется каждые пять лет. И еще один, пятый документ, это диплом о переподготовке.
Я сейчас хочу открыть профессиональные стандарты психологов. Но первое, с одной стороны, появилась запись, что все-таки психологи должны быть с высшим образованием. Хотя внизу скромная приписка, что также можно закончить месячные курсы.
Вот я сейчас хочу у вас, как у специалиста, спросить, какие документы нужны психологу? И что этот стандарт говорит? Что мы, родители, должны знать, Юрий Петрович?"
Зинченко:
"Елена Васильевна, действительно проблема есть в системе здравоохранения. Она решена четко, есть соответствующий профессиональный стандарт, есть приказ министра. который определяет, что в систему здравоохранения на должность медицинского психолога можно поступить при наличии диплома клинический психолог. Либо, если это психолог, то обязательно должна быть профессиональная переподготовка к обычному психологу не менее года. А что касается системы образования, здесь еще недорегулирована эта история, потому что вы видите высшее профильное образование. Самое страшное слово «профильное». А какое профильное, какого профиля? То есть если это высшее психологическое образование, понятно. Высшее педагогическое, тоже понятно, но это не очень психолог. У нас еще есть конфликтологи и так далее в этой группе специальностей. Поэтому сейчас Министерство просвещения разработало новый проект профессионального стандарта педагога-психолога, который четко будет указывать наличие именно соответствующего психологического образования. То есть это должно быть профильное психологическое образование. Именно психолог-педагог для школы, правильно? Чего сейчас нет. Поэтому, конечно, когда нет требований к психологам, то и психологи соответствующие"
А дальше Елена Василевна спрашивает, что Юрий Петрович советует этой бабушке, которая в студии. Нужен профессиональный совет.
Зинченко:
"Елена Васильевна, во-первых, что предшествовало? Это та же схема, что и в медицине. То есть чем раньше на что-то мы обращаем внимание, тем легче с этим справиться. Потому что когда мы имеем дело уже, собственно, с травлей, это уже следствие чего-то. Чего-то, что было, наверное, в семье, чего-то, что недосмотрели, может быть, школьные психологи, и чего-то, что недосмотрел классный руководитель".
Вот мне, например, кажется, что бабушке, которая в студии, нужно дать рекомендции, что ей или родителям мальчика делать дальше. Школа хочет от мальчика избавиться, родителей отфутболили, заключение психиатра проигнорировали. Что же Юрий Петрович говорит далее?
Зинченко:
"Первое: все-таки школа должна решить эту проблему. Если врач-психиатр сказал, что ребенок должен учиться в нормальной школе, имеет ли право школьный психолог и директор настаивать на том, что ребенок должен уйти из школы? Самый ужас, когда мы пользуемся принципом, есть проблемный ребенок, есть проблема. Нет проблемного ребенка в школе, нет проблемы".
То есть проблемный ребенок тот, которого травят? А с теми, кто травит, все нормально?
Зинченко:
"Конечно, это неприемлемая ситуация. Здесь необходимо взять на себя ответственность, которая позволит эту ситуацию исправить. Исправить ее, в первую очередь, в классе, потому что, как коллега сказала, забрали одного, над кем производили какие-то неприемлемые действия, возникнет другой. То есть в этом смысле работа с классом, работа с родителями, работа с педагогическим составом. Школа все-таки должна взять на себя ответственность за происходящее. При всей ответственности родителя школа здесь должна тоже непосредственно участвовать. Я просто хочу еще добавить, что медицинское освидетельствование не может быть пересмотрено ни педагогами, ни психологами. Здесь ставится точка. Вы согласны со мной, доктор?"
6. Схожу в школу
Малышева:
"Совершенно согласна. Более того, я бы хотела напомнить буллинг вот в этой ситуации, как мне кажется, это социальная проблема, не имеющая отношения к медицине. И, наверное, самому мальчику, безусловно, нужен квалифицированный, грамотный медицинский психолог, чтобы оказать ему поддержку и помочь адаптироваться. И помощь сейчас абсолютно точно. Юрий Петрович, я вас попрошу ВЗЯТЬ ПОД СВОЙ КОНТРОЛЬ эту семью, потому что вы имеете рычаги влияния. А бабушке нашей чудесный, взволнованной, хочу сказать, что мы вас абсолютно поддержим, и я ВМЕСТЕ С ВАМИ СХОЖУ В ШКОЛУ".
Интересно, в какую школу сходит Елена Малышева.
Есть комментаторы, которые считают, что историю сочинили:
"Тема выеденного яйца не стоит". Ну да, чужого же ребенка травят, не Аллы.
Почему не имеет отношения к правде жизни? К ожалению, буллинг в школах сушествует, и школы либо не умеют с ним бороться, либо не хотят.
Вы как думаете?
И вот вам вишенка:
О чем я писала год назад:
Мой канал на Ютубе https://www.youtube.com/channel/UCS4gxD_zhtG08ij381aRq2g
Мой новый канал на Ютубе
https://www.youtube.com/channel/UCx6GvGooYQar0f2pkxYNYQg
Еще статьи о детях на канале Ученик+учитель: