Мы уже выяснили тут , что дети жёстко фиксируются на страхах, страхов много, страхи не угасают со временем и блокируют здоровые эмоции. Чем больше предсказуемости, тем меньше страхов. Чтобы помочь ребёнку преодолеть страхи, нужно для начала понять их причины.
Для этого вам придётся проанализировать самому, что происходит. Это поможет подготовиться к предметной консультации с врачом или психологом, а в некоторых случаях даже побороть страх, если его источник будет исключён из окружения ребёнка.
Ребёнок, испытывающий страх и тревогу в пределах своих нормальных ощущений, временами выглядит обеспокоенным, скованным, нервозным, напряжённым, испуганным. Чем дольше воздействие факторов страха, чем прочнее это состояние входит в повседневную жизнь. Может казаться, что ребёнок просто сам по себе такой замкнутый, стеснительный, интроверт… Но это не стеснительность, а кубышка со страхами, которая точит и расшатывает нервную систему.
Если же происходит что-то из ряда вон выходящее, семья становится свидетелем бурной реакции. Родители убеждаются, что приступ не связан с состоянием, требующим вызова врача, кое-как успокаивают ребёнка, на какое-то время всё нормализуется и затихает до следующего случая. Пожалуйста, обратите внимание – я не пишу про ситуации и состояния ребёнка, требующие вызова скорой помощи или незамедлительной консультации врача!
На бытовом уровне в острый момент события у вас не будет времени размышлять, где там агрессия (в том числе как защита от страха), где мелтдаун из-за перегрузки, где паническая атака. Просто стараетесь параллельно с «разруливанием» ситуации интуитивно понять и фиксируете в голове, что происходит с ребёнком и что происходит вокруг. Потом, когда успокаиваетесь и вы, и ребёнок, вы всё записываете в дневник.
Родители в силах:
- составить описание типичного режима дня ребёнка и завести дневник экстренных ситуаций
- настроиться на готовность к созидательной коррекции
- устранить или ограничить бытовые факторы, обострившие состояние страха и тревожности
- создать безопасную эмоциональную атмосферу
- получить обратную связь от воспитателей и учителей про настрой ребёнка
- составить сенсорный профиль (совместно со специалистами или сами)
Про сенсорный профиль у меня будет целый цикл статей; это отправная точка в коррекции при аутизме. А про фотографию дня ребёнка и дневник наблюдений напишу подробнее.
Фотография дня ребёнка
Если между выходными и будними днями есть отличия (кто сидит с ребёнком дома, посещает ли школу \ сад), «фотографию» делаем отдельно для выходного, отдельно для буднего дня. Если отличий нет и ребёнок только дома, с ним только мама или по очереди мама \ папа \ бабушка \ няня \ волонтёр – берётся один обычный день.
По мере взросления и появления навыков составляете новую фотографию, сравниваете динамику.
Фиксируете:
Месяц составления и возраст ребёнка на этот момент
Обычный распорядок дня всей семьи (без подробностей) и отдельно ребёнка (в подробностях)
Режим дня – во сколько просыпается, ест, гуляет, спит днём, когда играет, когда занимается, с каким эмоциональным настроем
Кормление – что ест, как ест, кто инициатор кормления; давится ли едой
Как ведёт себя обычно в целом
Какие навыки самообслуживания
Какие ритуалы есть
Какие стереотипы есть
Как реагирует на маму, папу, на других близких, на остальных; чьи просьбы выполняет; к кому подходит, к кому нет и с чем
Как встречает входящих в дом
Как относится к воде, шуму, свету, лифту, мебели, бытовым приборам, машине, общественному транспорту, темноте, высоте и т.п. Подпускает ли к себе. Есть ли излишне острые реакции на сенсорные раздражители
Что вызывает интерес и что именно делает ребёнок сам
Как играет (играет ли?), что делает (что любит делать) – поведение дома
Как занимается и идёт ли на контакт на занятиях
Как ходит в туалет (все возможные подробности)
Как происходит мытьё рук и мытьё всего ребёнка и т.п.
Сборы на прогулку, как ведет себя на прогулке. Сборы по делам
Как ведет себя в саду \ в школе \ с няней
Как ведет себя в лечебном учреждении
Что с телевизором и гаджетами – сколько по времени, какие именно, какой контент
Мышление, речь, коммуникация, физическая форма, моторика (например эхолалит, активно бегает, избирательный контакт есть, 10 слов, не говорит, вообще не коммуницирует и т.п. - в общих чертах кратко)
И дополнение к типичному дню:
- Что происходит, когда ребёнок ведёт себя необычно, в чем это выражается
- В каких ситуациях проявляются напряженные движения, крик, застывшая мимика?
- Где это происходит? Кто рядом? Что вокруг? Как долго длится реакция? Что после?
- В каких еще ситуациях бывает такая же реакция?
- Насколько часто вы замечаете тревогу, обеспокоенность, напряжённость у ребёнка? Это разовые всплески или регулярные проявления? Или вообще постоянные?
- Кто из взрослых в семье демонстрирует тревожные состояния и эмоции.
Фотографию дня держите под рукой, дополняете по мере наблюдений.
Дневник экстренных ситуаций - подходит вообще для всех детей как минимум 3-12 лет
Фиксируем все ситуации с любым ярким нетипичным поведением (рекомендую вписывать в дневник не только страхи, но и любые "странности", проявления агрессии и т.п.).
Сравниваем обычные реакции на раздражитель и реакции в экстренной ситуации.
Хронометраж и «фотография» самой ситуации - как можно более подробное описание.
Какие сенсорные нагрузки были в этот момент? Какое было освещение, какая музыка, какие звуки, скорость, люди вокруг? Какой время дня? Кто что сказал \ сделал \ показал \ не сделал?
Как ребёнок оказался в том месте и в тех обстоятельствах? Это типичное место и обстоятельства для ребёнка? Если да - ищем, в чём отличие от предыдущих.
Что происходило в ближайшие 1-4 часа до ситуации? Или что происходило в прошлый раз?
Состояние ребёнка – выспался, голодный, жара, что-то болело?
Когда ещё повторялось нечто подобное, при каких условиях?
Какие еще ситуации были связаны с этим предметом \ этой частью тела \ этим человеком \ этой фразой – происходили при вас или случались со слов воспитателей, няни?
У этой статьи будет продолжение, какие именно бывают страхи
Будет здорово, если вы поделитесь в комментариях своим опытом.
Нам еще нужно обсудить примеры страхов, потому что рационально и логично мыслящим взрослым очень сложно поставить себя на место ребёнка и предположить, что его может пугать даже на бытовом уровне.
Подписывайтесь, у меня в планах еще много полезных материалов. За лайки и комментарии буду признательна.