Найти в Дзене

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Чтобы перестать заставлять и не делать уроки вместе со школьником. Приходишь с работы – и тут же садишься за уроки. Хотелось бы отдохнуть, но приходится умножать дроби, подчеркивать прилагательные, делать поделку из каштанов. Знакомая ситуация? Наверное, все родители с этим сталкиваются. И параллельно задумываются, когда же школьник наконец начнет делать уроки самостоятельно. А не как сейчас – после уговоров, обещаний и капитуляции родителей, которые вынуждены включаться в процесс. Конечно, такой режим жизни выматывает всех. Ребенка, который каждый раз садится за ДЗ как будто наказание отбывает. Родителей, постоянно заступающих во «вторую смену». Но есть хорошая новость – привычку учиться самостоятельно можно сформировать. Это все-таки навык, а не талант. Разбираемся, почему дети вечно тянут с уроками и как научить их делать домашку без напоминаний. Первое, что думают родители – он(-а) просто ленится. Но проблема обычно глубже – перегрузка, страх не справиться с объемом, неумение плани
Оглавление

Чтобы перестать заставлять и не делать уроки вместе со школьником.

Приходишь с работы – и тут же садишься за уроки. Хотелось бы отдохнуть, но приходится умножать дроби, подчеркивать прилагательные, делать поделку из каштанов. Знакомая ситуация?

Наверное, все родители с этим сталкиваются. И параллельно задумываются, когда же школьник наконец начнет делать уроки самостоятельно. А не как сейчас – после уговоров, обещаний и капитуляции родителей, которые вынуждены включаться в процесс.

Конечно, такой режим жизни выматывает всех. Ребенка, который каждый раз садится за ДЗ как будто наказание отбывает. Родителей, постоянно заступающих во «вторую смену». Но есть хорошая новость – привычку учиться самостоятельно можно сформировать. Это все-таки навык, а не талант.

Разбираемся, почему дети вечно тянут с уроками и как научить их делать домашку без напоминаний.

Почему детям сложно садиться за уроки?

-2

Первое, что думают родители – он(-а) просто ленится. Но проблема обычно глубже – перегрузка, страх не справиться с объемом, неумение планировать время. А теперь подробнее.

  1. Усталость, перегрузки. Весь день в школе ребенок грыз гранит науки, запоминал новую информацию, напрягался в попытках научиться решать новый тип уравнений. Общения тоже хватило. Логично, что по приходу домой хочется отдохнуть. А вечером еще сложнее заставить себя что-то делать.
  2. Нет привычки. Если школьник не привык придерживаться режима дня и не умеет планировать время, самостоятельности с домашкой тоже не стоит ждать.
  3. Страх не справиться. Когда ребенок не понимает, сколько времени займет работа и как справиться с объемом, не хочется даже начинать.
  4. Нет мотивации. Просто не понимает, зачем делать уроки и учиться вообще.
  5. Бунт. Иногда школьник тянет с уроками из-за давления или чрезмерного контроля со стороны родителей. Такая вот обратная реакция.

«Ребенку важно чувствовать, что он управляет процессом, а не просто выполняет чужие указания. Если вы ждете самостоятельности, дайте пространство для действий: когда делать уроки, с чего начать, где удобнее заниматься», – подчеркивает психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

Отсюда вывод – школьника нужно учить не уроки делать, а планировать и организовывать свой день. Даем пошаговое руководство, как это сделать.

Шаг 1. Создаем правильную среду

-3

Если в жизни школьника нет порядка, планирования и понимания своих обязанностей, самостоятельности тоже не будет. Поэтому первый пункт – организация пространства вокруг:

● обустройте место для занятий;

● обеспечьте тишину, чтобы не было других отвлекающих факторов. Например, чтобы через комнату постоянно не ходили другие члены семьи;

● на рабочем месте должны быть только принадлежности для учебы.

Следующий пункт – режим дня. Он должен быть четким, понятным и постоянным:

● время подъема/отбоя;

● расписание занятий, секций и кружков;

● время на отдых и «залипание» в гаджеты;

● личное время – общение с друзьями, прогулки.

Полезно будет договориться о правилах: никаких гаджетов во время занятий, четко определенные перерывы на отдых и тому подобное.

Важно! Не стоит заставлять ребенка садиться за уроки сразу по приходу из школы – должно быть время на отдых и «перезагрузку».

Кстати, насчет кружков и секций. По данным исследований НИУ «Высшая школа экономики», дополнительное образование – чуть ли не ключевой фактор развития самостоятельности у школьников. Опрос почти пяти тысяч школьников и двух тысяч родителей показал: дети, которые задействованы в допобразовании (спорт, инженерные кружки, искусство), более самостоятельны и инициативны, чем сверстники без увлечений.

Шаг 2. Учим планированию

Нередко дети не столько отказываются делать уроки, сколько никак не могут заставить себя сесть за них. В том числе потому, что теряются в объеме задач. Когда перед глазами куча заданий (все важные и срочные), мозгу проще выбрать тактику избегания проблемы. Здесь поможет только планирование, научить которому ребенка должны взрослые.

Начинайте с совместной разработки планов на день/неделю/месяц. Причем обязательно нужно учитывать мнение самого школьника: пусть подумает, сколько времени занимает каждое задание, распределит, в каком порядке их делать. Ваша задача – направлять и подсказывать, но не диктовать свою волю. Так ребенок будет учиться принимать самостоятельные решения, выстраивать свой день.

Чтобы планирование работало, выберите подходящий способ.

-4

А еще – не забывайте про визуализацию. Младшие школьники могут нарисовать свое расписание задач и повесить на видном месте. Ребятам постарше подойдут планеры, приложения в смартфоне. Можно начать с простого списка – детям нравится вычеркивать сделанное. А когда навык закрепится, перейти к тайм-блокам или любым другим методам планирования, комфортным для вас и ребенка.

Важно: план должен быть перед глазами. Повесьте листок на стену или используйте магнитную доску. Так ребенок видит задачи и прогресс. Последний мотивирует лучше любых уговоров.

И главное – хвалите школьника. Только не за идеальный результат, а за усилия, стремления, прогресс. Это тоже важный фактор мотивации.

Шаг 3. Включаем мотивацию

-5

Без интереса любая учеба превращается в повинность, а то и наказание. Можно заставить ребенка сесть за уроки, но нельзя заставить захотеть их делать. Поэтому важно помочь увидеть смысл.

Мотивация бывает двух типов: внешняя и внутренняя.

Первая – чтобы получить «вознаграждение» или не получить двойку/нагоняй/наказание: «сделаешь – получишь наклейку, мультик, карманные деньги». Такая мотивация срабатывает быстро, но действует недолго.

Второй тип сложнее. Это когда ребенок понимает, зачем учится и что это ему даст. Внутренняя мотивация формируется медленнее, но работает на всем пути к цели.

Если хотите разобраться в механизмах работы мотивации подробнее, советуем почитать материал по теме. Здесь остановимся на ключевых моментах.

Чтобы «зажечь» внутреннюю мотивацию:

  1. Говорите с ребенком. Обсуждайте, зачем нужно учиться и делать уроки, как конкретные дисциплины и навыки пригодятся в жизни – сейчас или в будущем. Например, «научишься читать быстро – будешь успевать за субтитрами в фильмах без перевода». А вот объяснения вроде «чтобы построить карьеру» работают хуже – это как-то слишком абстрактно.
  2. Отмечайте даже маленькие победы. Выполнил задание без напоминаний, начал читать книгу.
  3. Давайте свободу выбора. Пусть школьник сам решает, в каком порядке делать уроки, в какие секции ходить. Ваша задача – ненавязчивый контроль.

Не забывайте про поддержку – фраза «Ты так много сделал сам, у тебя обязательно все получится» работает лучше, чем «Почему не пять?».

Когда мотивация найдена, а ребенок заинтересовался процессом, можно снижать контроль.

Шаг 4. Постепенно снимаем контроль

-6

Научить самостоятельности за день невозможно, поэтому наберитесь терпения. Со временем ваше участие сведется к минимуму. Но контроль нужно снижать постепенно: если вчера вы вместе сидели над каждой строчкой, а сегодня вообще не подходите, ребенок только растеряется.

На первом этапе все еще нужно быть рядом, но не вмешиваться без просьбы. Пусть ребенок сам решает, как выполнить задание, вы же только страхуете, если дело застопорится.

Если школьник спрашивает: «Я правильно сделал?» – не давайте готовый ответ. Лучше уточнить: «А ты сам что думаешь, как можно проверить?». Так формируется навык самопроверки – важная часть самостоятельной работы.

На следующем этапе можно перейти к «сверке часов». Например, в начале спросить: «Что у тебя сегодня по плану?», а вечером – «Как думаешь, ничего не пропустил?».

Важно не контролировать каждый шаг, а доверять. Даже если что-то упустил, пусть сам увидит последствия, исправит и учтет на будущее. Это научит ответственности.

Шаг 5. Разбираемся с ошибками и трудностями

-7

Даже самый организованный ребенок в какой-то момент может сказать: «Не хочу» или «Не получается». И просто захлопнуть тетрадь. А на начальном этапе такие ситуации – так вообще норма.

Важно понять: ошибки, сопротивление, скачки мотивации – это тоже часть процесса. В такие моменты главное – не переходить в режим давления и борьбы со школьником.

Когда ребенок спотыкается, нужно не подгонять, а помочь разобраться, что пошло не так. Иногда за «не хочу» скрывается усталость, иногда – страх, что снова не получится. Попробуйте спокойно поговорить после того, как ребенок немного «остынет». Задавайте вопросы:

  • «Что сейчас кажется самым трудным?»;
  • «Как тебе помочь?»;
  • «Хочешь, разберем пример, а дальше ты сам попробуешь?».

Важно! Обсуждайте ошибки без оценок и перехода на личность ребенка. Вместо «Опять неправильно!» и «Вечно ты на полпути бросаешь»» лучше сказать что-то вроде: «Посмотри, где ты свернул не туда. Что можно сделать по-другому?».

Это научит ребенка воспринимать ошибки как часть опыта, а не повод для стыда и чувства собственной неполноценности. Полезно показать на собственном примере: «Помнишь, я вчера забыл оплатить счет? Тоже ошибка. Запишу в ежедневник, чтобы в следующий раз сделать вовремя». Так ребенок увидит, что взрослые тоже ошибаются – это не конец света.

Заключение

Научить ребенка делать уроки самостоятельно – значит в первую очередь научить его думать, планировать и не бояться ошибок. Понятно, что это задачу не на день или неделю, но шаг за шагом привычка сформируется. Особенно если рядом взрослые, которые не давят, а поддерживают.

Создайте понятную систему: удобное рабочее место, четкий распорядок дня, понятные цели и задачи. Не нужно составлять расписание вместо школьника – важно научить его планировать время и распределять силы.

А еще – поддерживайте внутреннюю мотивацию ребенка. Речь не о вознаграждениях, а о поиске смыслов и доверии. Если видите, что интерес потихоньку просыпается, начинайте ослаблять контроль и сводить к минимуму свое участие. И главное – воспринимайте ошибки как нормальную часть процесса и научите ребенка относиться к промахам так же. Не получилось сегодня ➡️ проанализировал ошибки ➡️ исправил ➡️ научился ➡️ стал сильнее.

Советуем к прочтению:

Image by freepik