20 августа 2007 года Boeing 737-809 авиакомпании China Airlines совершал рейс по маршруту Тайбэй (Тайвань) — Наха (Япония, Окинава). На борту находилось 165 человек (157 пассажиров и 8 членов экипажа).
Самолёт благополучно приземлился в аэропорту назначения и уже дорулил до гейта. Когда командир воздушного судна Ю Чиен-ко выключал двигатель № 2, перед подачей трапа, наземный персонал заметил огонь в районе правого крыла. В тот же момент у пилотов сработала сигнализация «Пожар двигателя №2». Салон начал быстро заполняться чёрным дымом.
Получив информацию о пожаре от диспетчеров, командир приказал начать аварийную эвакуацию. Все пассажиры и бортпроводники смогли благополучно покинуть самолет через четыре выхода, используя надувные трапы.
После того как последняя бортпроводница выбралась через правый задний аварийный выход, командир и второй пилот, двое последних оставшихся на борту, начали покидать самолет через форточку в кабине. К этому моменту огонь охватил уже половину фюзеляжа. Пилоты попытались использовать аварийный канат в кабине, чтобы спуститься на землю. Сначала в форточку полез второй пилот. В тот момент, когда он вылез из кабины, произошёл взрыв (взорвались двигатель № 2 и топливные баки правого крыла). Пилота сорвало с каната и он упал на землю.
Когда через форточку начал выбираться командир, произошло ещё два взрыва и самолёт разрушился. КВС выпрыгнул из окна, не пользуясь канатом. Оба пилота не пострадали.
Пожар и эвакуация попали на видео:
Вся эвакуация длилась 6 минут. Никто не погиб. 57-летний житель Тайваня с гипертонией и 8-летняя девочка из Гонконга почувствовали себя плохо - обоих доставили в ближайшую больницу. Сотрудник наземных служб аэропорта получил травмы во время эвакуации на земле, а бортпроводница, последней покинувшая салон, упала на землю в момент взрыва самолета.
С момента, когда в службу пожарной охраны аэропорта поступило сообщение о пожаре, до начала пожаротушения прошло около четырех с половиной минут. Согласно японским нормативам, время реагирования должно составлять не более трех минут. Задержка была связана, в частности, с тем, что диспетчер на вышке не слышал переданные по радио запросы пожарных расчетов о разрешении использовать рулежные дорожки для подъезда к месту пожара. Не получив ответа, пожарные расчеты все же решили воспользоваться рулежными дорожками без разрешения.
После аварии Управление гражданской авиации Китайской Республики приостановило полеты всех 14 оставшихся Boeing 737-800 авиакомпаний China Airlines, Mandarin Airlines и военно-воздушных сил Китайской Республики для проверки топливных систем. Бюро гражданской авиации Японии попросило японских эксплуатантов самолетов 737-700 и 737-800 провести аналогичные проверки. Никаких отклонений обнаружено не было, и самолеты вернулись в эксплуатацию
Следователи быстро поняли, что причиной пожара стала утечка топлива. Исследовав топливный бак, расположенный в крыле, они обнаружили вдавленный болт, который пробил его стенку и нарушил герметичность. Пока самолёт двигался по перрону, вытекающее топливо под воздействием потока воздуха работавшего правого двигателя не попадало на его части. Однако, как только двигатель заглушили, топливо полилось на его раскалённое сопло и воспламенилось.
Вдавленный болт был частью устройства, выполнявшего функцию ограничителя выпуска предкрылков. За несколько недель до инцидента, по требованию производителя, сотрудники авиакомпании осуществили доработку этого устройства. Она включала приклеивание (во избежание частых самосвинчиваний) гайки на крепёжном болте. Раскручивание и закручивание рабочие осуществляли вслепую, на ощупь, так как к месту крепления было не подобраться. В процессе закручивания незаметно для всех выпала шайба, которая не давала болту выскочить из устройства.
Выпавший во время посадки болт остался в «стакане», куда очень плотно задвигается предкрылок. При этом «стакан» расположен внутри топливного бака. В итоге, во время уборки предкрылков мощная гидравлика вдавила болт в стенку топливного бака, он его пробил, что вызвало утечку и пожар.
Несмотря на то, что гайка находилась в месте, труднодоступном для обслуживания и осмотра, ни производитель, ни авиакомпания не уделили этому достаточного внимания при подготовке, соответственно, сервисного бюллетеня и карты работ. Кроме того, ни исполнитель работ по техническому обслуживанию, ни руководитель работ не доложили руководству о сложности выполнения этой операции.
После расследования компания «Boeing» провела срочную проверку всех 737-800 в мире. В одних только США нашлось более 20 потенциальных жертв обнаруженного недостатка. Впоследствии фиксирующее устройство на всех самолётах было переконструировано.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!
Ту-154 сгорел в Толмачёво: