Найти в Дзене
АвиаОбоз

Взлет Gripen. Шведские боевые самолеты становятся популярны в мире

Канадское правительство ведет переговоры со Швецией о производстве истребителей JAS-39 Gripen по лицензии и даже думает об отказе от новейших американских F-35 Lightning II в пользу шведских самолетов. До недавнего времени Gripen был темной лошадкой на рынке боевой авиации, но в последнее время он все больше на слуху. Неделю назад шведская компания Saab заключила с Колумбией соглашение на сумму около €3,1 млрд на поставку 17 самолетов — 15 одноместных Gripen E и двух двухместных Gripen F в 2026–2032 годах. До этого, в августе, четыре Gripen купил Таиланд и планирует закупить еще. В переговорах в Канаде участвуют представители Saab — производителя Gripen, а также канадского авиастроителя Bombardier. Новости о возможной покупке канадскими ВВС шведских самолетов, с одной стороны, отражают растущий интерес западных стран к производству вооружений, с другой — являются следствием охлаждения отношений Канады и США. Эта перспектива может стать более ясной в том случае, если Швеция договорится

Канадское правительство ведет переговоры со Швецией о производстве истребителей JAS-39 Gripen по лицензии и даже думает об отказе от новейших американских F-35 Lightning II в пользу шведских самолетов. До недавнего времени Gripen был темной лошадкой на рынке боевой авиации, но в последнее время он все больше на слуху.

JAS-39 Gripen на взлете. Фото: JOHN THYS/AFP - Getty Images
JAS-39 Gripen на взлете. Фото: JOHN THYS/AFP - Getty Images

Неделю назад шведская компания Saab заключила с Колумбией соглашение на сумму около €3,1 млрд на поставку 17 самолетов — 15 одноместных Gripen E и двух двухместных Gripen F в 2026–2032 годах. До этого, в августе, четыре Gripen купил Таиланд и планирует закупить еще.

В переговорах в Канаде участвуют представители Saab — производителя Gripen, а также канадского авиастроителя Bombardier. Новости о возможной покупке канадскими ВВС шведских самолетов, с одной стороны, отражают растущий интерес западных стран к производству вооружений, с другой — являются следствием охлаждения отношений Канады и США.

Эта перспектива может стать более ясной в том случае, если Швеция договорится с Канадой о строительстве завода по сборке этих истребителей.

Производитель Gripen Saab пытается заинтересовать канадцев перспективой создания 10 тысяч рабочих мест в Канаде, сообщил на прошлой изданию Globe and Mail генеральный директор компании Saab Микаэль Юханссон.

Saab же в результате получит возможность построить 150 самолетов для украинских военно-воздушных сил. О соглашении между Украиной и Швецией стало известно в конце октября.

До сих пор Gripen не участвовали в военных конфликтах. Проверка в боевых условиях помогает улучшить характеристики военной техники, выявить ее слабые места и детские болезни. И такая техника обычно ценится на рынке выше.

Правительство премьер-министра Канады Марка Карни, как сообщало агентство Reuters, еще в марте попросило чиновников Министерства обороны проверить, насколько Канада зависит от оборонной промышленности США, и идея заменить американские самолеты связана c этой проверкой.

BBC News обратилась с просьбой о комментарии в компанию Bombardier, и там подтвердили, что обсуждения этой возможности ведутся, а сама компания может проконсультировать заинтересованные стороны, если Канада решит начать движение в этом направлении.

На вооружении ВВС Канады сейчас находятся 89 истребителей McDonnell Douglas CF-18 Hornet — «канадской» модификации известного американского палубного истребителя F/A-18 разработки 1970-х годов.

Это довольно старые машины, и Канада собиралась заменить их на новые истребители пятого поколения Lockheed Martin F-35 американского производства.

Канада собиралась купить 88 таких самолетов, однако твердые обязательства есть только в отношении первых 16 истребителей. Остальные 72 можно заменить.

Как стало известно Reuters, канадские военные рекомендовали правительству сохранить американский заказ и не вооружать ВВС вторым типом истребителей.

Всемогущий F-35

F-35 — истребитель пятого поколения, один из самых совершенных в мире. Главным его достоинством является применение в конструкции технологии стелс, которая снижает заметность самолета для радара.

Это свойство позволило израильским F-35I в июне 2025 года нанести удар по объектам в Иране и вернуться назад без потерь. На вооружении ВВС Израиля состоят эти самолеты особой модификации, которые применяют в том числе и израильское оборудование.

Строительство F-35 — самая дорогая программа Пентагона, ее общая стоимость оценивается в $400 млрд.

Но этот истребитель — мировой бестселлер. По данным Lockheed Martin, заказчикам поставлено более 1255 самолетов F-35, а портфель заказов превышает 300 единиц.

Сразу несколько европейских стран меняют свои истребители F-16 на F-35. Среди них — Норвегия, Бельгия, Нидерланды и Дания. Всего в программе закупок F-35 участвуют 20 стран.

19 ноября стало известно, что президент США Дональд Трамп одобрил продажу этих истребителей Саудовской Аравии, что вызвало у многих опасения из-за того, что, во-первых, одна из ближневосточных стран получит оружие столь же мощное, как и у Израиля, а во-вторых, что это может привести к утечке высоких авиационных технологий.

Однако высокопоставленные американские источники сказали агентству Reuters, что истребители, которые планируется передать Эр-Рияду, не будут оснащены наиболее совершенными системами вооружений и радиоэлектронной борьбы.

Есть ли в F-35 «аварийный выключатель»?

Поставки военной техники, особенно такой эффективной как истребители пятого поколения, — это вопрос не только экономический, но и политический.

После вступления Трампа в должность президента США его резкие высказывания в отношении союзников и покупателей американского оружия заставили тех задуматься, чем грозит им эта зависимость.

Истребители строятся с участием множества стран, а окончательная сборка и оснащение большей их части происходят в США, Италии и Японии.

F-35 использует американское программное обеспечение, а запчасти, которые производятся для ремонта и штатной замены в ходе техобслуживания, принадлежат США вплоть до того момента, когда их устанавливают на самолет.

Многие европейцы задались вопросом — есть ли в этом самолете «аварийный дистанционный выключатель», некая программа, которую можно активировать дистанционно и которая обездвижит F-35 по воле американцев?

Эти опасения были настолько серьезными, что Пентагон даже выступил со специальным опровержением, заявив, что никакой «аварийной кнопки» не существует.

Тем не менее зависимость иностранных партнеров США от обновлений программного обеспечения и поставок запчастей существует.

Шведский самолет

JAS-39C Gripen ВВС Чехии на аэродроме в Лиепае. Фото: JAS-39C Gripen ВВС Чехии на аэродроме в Лиепае
JAS-39C Gripen ВВС Чехии на аэродроме в Лиепае. Фото: JAS-39C Gripen ВВС Чехии на аэродроме в Лиепае

Saab JAS-39 Gripen был одним из трех истребителей, поступивших на вооружение европейских стран в 1990-х годах, но разработку которых начинали еще во время холодной войны. Два других — Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

С одной стороны, Gripen был создан для противостояния советским самолетам. То, что у Швеции не было возможности иметь большой парк военных истребителей, привело к тому, что этот изначально строился как многоцелевой самолет, готовый к выполнению самых разных задач — воздушному бою, ударам по земле, разведке.

Вторая национальная особенность — простота обслуживания и надежность. Как и предыдущие истребители Saab, Gripen может взлетать с плохо подготовленных полос и даже автомобильных дорог, а обслуживать его может не очень квалифицированный персонал.

Это привело к тому, что у Gripen оказалась чуть ли не самая маленькая среди современных самолетов стоимость летного часа — показатель, который включает в себя затраты не только на топливо, но и техобслуживание и запчасти.

Соответственно, до недавнего времени на международном военном рынке Gripen имел репутацию боевого самолета для тех стран, которые во главу угла ставят стоимость.

За приемлемую цену можно купить современный истребитель поколения 4++ с уже интегрированной цифровой бортовой системой обработки информации, радаром, возможностью нести много разного оружия.

Последний фактор — еще одно свойство, которое делает Gripen очень привлекательным продуктом, поскольку возможность использовать и европейское, и американское оружие делает его востребованным товаром для стран, которые применяют разные системы вооружений.

В отличие от Lockheed Martin, Saab готов не просто к поставкам самолетов, а к передаче технологий — так, например, произошло в ходе поставок самолетов бразильским ВВС.

Saab также поставляет иностранным клиентам самолеты с незаниженными характеристиками, как это принято делать, например в США или России. Тем не менее некоторые канадские военные высказались против замены F-35 на Gripen.

«F-35 настолько превосходит все, что может предложить Gripen, что любая экономия в виде денег, полученная при переходе на двойной флот, будет потеряна», — это слова бывшего начальника штаба канадских вооруженных сил Тома Лоусона.

Источник: BBC News

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале