История 152-мм гаубицы Д-1, первой разработки КБ завода №9, принятой на вооружение Красной Армии
Расцвет гаубиц в современном понимании этого класса орудий пришелся на конец XIX-начало XX века. Связано это оказалось с целым рядом факторов. Обычно гаубица воспринимается как орудие, которое ведет огонь преимущественно с закрытых позиций. Но в начале XX века выяснилось, что так бывает не всегда. В том числе и потому, что классические пушки оказались слабоваты для ряда задач, для которых их создавали. Поэтому срочно началось введение гаубиц, прежде всего калибра 105-122 мм. Кроме того, стали популярны гаубицы калибра в районе 6 дюймов, имевшие сравнительно небольшую массу, которая сочеталась с мощным боеприпасом.
В Красной Армии самой массовой гаубицей калибра 152 мм стала 152-мм гаубица обр.1909/30 гг. Естественно, в командовании ГАУ КА понимали, что гаубица устаревает, во второй половине 30-х годов ей начали готовить замену. Таковой стала 152-мм гаубица обр.1938 года (М-10), разработанная КБ завода №172 под руководством Ф.Ф. Петрова. Гаубицу создали в соответствии с требованиями ГАУ КА, но по ряду причин сняли с производства вскоре после начала Великой Отечественной войны. Но уже в 1943 году появилась ее сменщица - 152-мм гаубица обр.1943 года, она же Д-1.
Можно сказать, что отчасти в неудаче гаубицы М-10 виноваты немцы. Дело в том, что данное орудие являлось развитием концепции 152-мм гаубицы НГ, разработанной концерном Rheinmetall-Borsig по советскому заказу. Гаубица получилась заметно тяжелее 152-мм гаубицы обр.1909/30 гг, причем немцы сами признали, что это как-то перебор. Их аналог НГ, 149-мм гаубица sFH 36, имела боевую массу 3280 кг, и походную массу 3500 кг. Это позволяло перевозить орудие конной тягой без расстыковки на две части (ствол у sFH 18 возили на ствольной повозке).
У М-10 боевая масса составляла 4150 кг, при этом орудие унаследовало от немецкой прародительницы подкатной передок, который вставлялся в специальный штырь на лафете. Идея эта оказалась не самой лучшей, и уж точно не ускоряла процесс перевода из боевого положения в походное. Кстати, о чрезмерной, для гаубицы такого класса, боевой массе, говорили и финны, которым досталось более 100 трофейных М-10. Непонятный статус М-10 еще больше усугубил проблему. В итоге более верным решением стало форсирование производства 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20.
Тем не менее, потребность в довольно легкой гаубице осталось, особенно после того, как в 1941 году возродились упраздненные в начале войны стрелковые корпуса. И тут инициативу проявил Петров, который с 1940 года трудился в Свердловске, в КБ УЗТМ. В 1942 году он руководил КБ звакуированного в Свердловск завода №8. Основой продукции завода были 122-мм гаубицы М-30, которые, в отличие от М-10, данная гаубица прекрасно вписалась в дивизионную структуру, а за период с 1940 по 1945 годы их сдали 17711 штук. При этом гаубица имела более разумную систему перевода в походное положение, а ее боевая масса составляла около 2,5 тонн.
Так вот, в октябре-ноябре 1942 года Петров предложил проект семейства орудий на унифицированном лафете гаубицы М-30. В докладной записке предлагалось наложить на лафет М-30 стволы с баллистикой 107-мм пушек (в двух вариантах), 122-мм корпусной пушки А-19 и 152-мм гаубицы М-30. Во всех вариантах ствол получал дульный тормоз. Стоит отметить, что речь шла не о простом наложении ствола М-10, а о совершенной новом стволе, но с баллистикой М-10. В отличие от М-10, оттягивать ствол в походном положении не требовалось, а масса в походном положении составляла 3560 кг. Для сравнения, масса М-10 в походном положении достигала 4650 кг.
Пока проект обсуждался, завод №8 разделили на два предприятия - завод №8, который выпускал зенитки, а также на завод №9, выпускавший, прежде всего, танковые орудия и гаубицы. Случилось это 30 октября 1942 года. Первоначально, кстати, Артиллерийский комитет ГАУ КА посчитал, что производить наложение ствола М-10 на лафет М-30 не нужно. Но уже вскоре ситуация изменилась, в том числе и потому, что Петров, в начале апреля 1943 года, ознакомил с новым проектом народного комиссара вооружений Д Ф. Устинова. Тот доложил на самый верх, а там новую разработку приняли с энтузиазмом.
12 апреля 1943 год И.В. Сталин подписал постановление ГКО №3166сс "Об изготовлении опытного образца 152-мм гаубицы М-10 путем наложения ствола гаубицы М-10 на лафет 122-мм гаубицы М-30". Согласно ему, к 1 мая 1943 года завод №9 должен был изготовить опытный образец орудия и подать его на испытания. 29 апреля была подписана программа испытаний оружия на Гороховецком АНИОП, где гаубица проходила как Д-1. Тем самым данный проект стал первым для завода №9. Д можно расшифровать как "Девятка", что вполне логично для завода №9.
По ряду причин начало испытаний несколько затянулось, но при этом 5 мая 1943 года на Гороховецкий АНИОП прибыло сразу две Д-1 - с серийными номерами 1 и 3. Всего же их построили 4 штуки, благо переделка не составляла больших проблем. Для того, чтобы наверстать время, первые стрельбы из гаубицы №3 начались уже в день прибытия. Также для сверки результатов использовалась гаубица М-10 №535. Гаубица №1 вышла на испытания с мая. Всего же за время испытаний, которые продолжались до 16 мая, обе гаубицы произвели 1217 выстрелов, также было пройдено 1215 километров пути. До того гаубицы 27-29 апреля прошли заводские испытания. На полигон их отправили 1 мая, тут уже вопросы логистики.
Как уже говорилось выше, полную копию ствола М-10 на заводе №9 не делали. У Д-1 длина нарезной части составляла 3122 мм, а у М-10 она составляла 3117 мм. Впрочем, начальная скорость снаряда была одинаковой - 508 м/с. От М-10 брался без изменений затвор, при этом нарезная муфта, которая скрепляла казенник, выполняла также роль противовеса. За счет наличия дульного тормоза и других изменений масса ствола Д-1 была выше - 1600 кг против 1361 кг. А вот масса всей системы заметно меньше - 3506 кг в боевом положении и 3550 кг в походном.
В связи с тем, что ствол Д-1 был заметно тяжелее ствола М-30, в конструкцию лафета и противооткатных устройств ввели ряд изменений. При этом на заводе №9 прорабатывали по два решения с точки зрения тормоза отката и накатнику. Оба варианта тормоза отката был доработкой М-30, второй лишь имел большее количество изменений (например, иной профиль контрштока). По схожему сценарию переделывались накатники. Первый вариант изготовлялся из деталей М-30 и МЛ-20, а второй получил дополнительно клапан во внутренний цилиндр накатника. Д-1 также имела иные колеса (КМП-122, диаметр 1250 мм, ширина шины 200 мм), нежели М-30. Оговаривалось, что можно использовать колеса Ч-16 от МЛ-20 с установкой ступичной части от М-30. Различные мелкие изменения были внесены в другие группы деталей. То есть да, лафеты у М-30 и Д-1 очень похожи, но с рядом нюансов.
По итога испытаний выяснилось, что кучность стрельбы у Д-1 и М-10 очень похожие, но новая гаубица прыгала при стрельбе чуть выше. Связано это было с меньшей массой. При этом противооткатные устройства второго варианта работали лучше. Прыжки оказывались меньше, чем у первого варианта. Максимальная скорострельность составляла 3-4 выстрела в минуту, что равнозначно М-10. В ходе испытаний возки были получены удовлетворительные результаты, но требовалось усилить рессоры. Также имелись замечания по дульному тормозу, требовалось изменить его крепление.
Несмотря на то, что по итогам испытаний Д-1 потребовала доработки, комиссия рекомендовала, после устранения недочетов, запускать гаубицу в серию. Д-1 она рассматривала как орудие дивизионной артиллерии, которое могло решать задачи совместно с М-30. Лафет гаубицы позволял ее перевозить со скоростью до 45 км/ч (с условием усиления рессоры). Имелись и специфичные недостатки, напрямую связанные с лафетом М-30. Например, на углах возвышения более 40 градусов казенник начинал биться в грунт, так что требовалось вырыть яму. Такая проблема, впрочем, была совсем не редкостью для орудий с высокими углами вертикальной наводки.
Летом 1943 года проводились дополнительные испытания Д-1, в том числе и с точки зрения определения оптимальных колес для системы. При этом орудия активно готовились к войсковым испытаниями. 12 июня 1943 года было подписано постановление ГКО №3563сс "Об изготовлении и испытании 152 мм гаубицы образца 1943 г. Д-1". Согласно ему, гаубицы дорабатывались, проводились войсковые испытания (в 15-дневный срок), а завод №9 готовился к серийному выпуску. 8 августа 1943 года Д-1 приняли на вооружение Красной Армии.
Следует отметить, что запуск орудия в серию не означал их массовый выпуск. За 1943 год сдали всего 84 орудия, а в 1944 году - еще 258 штук. При этом на фронте первые Д-1 появились уже осенью 1943 года. В частности, на Ленинградском и Волховском фронтах отмечались продольные трещины в углах нарезов дульной части. Как показало изучение гаубиц М-30, у них имелись аналогичные проблемы. По этой причине М-30 к началу 1944 года доработали. Также дорабатывался и лафет, тут Д-1 весьма так помогла орудию-прародителю.
Небольшой объем выпуска можно объяснить теми же проблемами организационного характера, что и в случае с М-10. На Гороховецком АНИОП Д-1 четко указали как дивизионную артиллерию, а в войсках она находилась в составе корпусной артиллерии. То есть действовала совместно с МЛ-20. Орудие заслужило высокие оценки с точки зрения точности, большим плюсом было и то, что время перевода в боевое положение и обратно было куда меньшим, чем у МЛ-20 и М-10. Вести огонь Д-1 могла и прямой наводкой, для чего применялся бетонобойный снаряд.
По-настоящему массовое производство Д-1 началось уже в 1945 году. Пик выпуска пришелся на 1946 год, после чего объемы стали снижаться. Всего же с 1943 по 1949 годы сдали 2827 гаубицы данного типа. При этом, в отличие от времени производства, боевая служба Д-1 оказалась куда длиннее. Она, собственно говоря, и не закончилась. После войны номенклатура боеприпасов пополнилась бронебойным и кумулятивным снарядами, но основная задача Д-1 это ведения огня с закрытых позиций. У нее не такая дальность стрельбы, как у Д-20, зато это орудие заметно легче. А также оно отличается высокой точностью.
Можно сказать, что Д-1 имела частичный успех. С одной стороны, получилась "М-10 здорового человека", то есть необходимой боевой массы и с меньшими временными затратами на приведение в боевое/походное положение. С другой же стороны, орудие это было нужно в дивизионной артиллерии, а ее направляли в корпусную артиллерию. А там уже были системы, имеющие большую дальность. Тем не менее, боевая служба Д-1, которая продолжается уже 82 года, нагляднее всего говорит, хорошее это орудие, или плохое. Тут, как говорится, дело было не в бобине.
Список источников:
ЦАМО РФ
РГАСПИ
РГАКФД
Другие статьи о советской тяжелой буксируемой артиллерии:
Рассказ о 48-линейной (122-мм) гаубице обр.1909 года, новинке Музея отечественной военной истории
Рассказ о 152-мм гаубице М-10 из коллекции Музея отечественной военной истории
Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1
Рассказ о 152-мм гаубице Д-1, одном из экспонатов Музея отечественной военной истории
Проект установки 203-мм гаубицы У-3 на лафете МЛ-20 и САУ с той же системой
Использование лыж для перевозки артиллерии, включая 203-мм гаубицы особой мощности Б-4
История опытной 203-мм мортиры М-4 на базе гаубицы-пушки МЛ-20
Проект 450-мм полевой гаубицы БР-23, которую так и не решились строить