Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Крупнокалиберный собрат гаубицы М-30

История 152-мм гаубицы Д-1, первой разработки КБ завода №9, принятой на вооружение Красной Армии Расцвет гаубиц в современном понимании этого класса орудий пришелся на конец XIX-начало XX века. Связано это оказалось с целым рядом факторов. Обычно гаубица воспринимается как орудие, которое ведет огонь преимущественно с закрытых позиций. Но в начале XX века выяснилось, что так бывает не всегда. В том числе и потому, что классические пушки оказались слабоваты для ряда задач, для которых их создавали. Поэтому срочно началось введение гаубиц, прежде всего калибра 105-122 мм. Кроме того, стали популярны гаубицы калибра в районе 6 дюймов, имевшие сравнительно небольшую массу, которая сочеталась с мощным боеприпасом. Эскизный проект наложения ствола М-10 на лафет М-30, октябрь-ноябрь 1942 года. В Красной Армии самой массовой гаубицей калибра 152 мм стала 152-мм гаубица обр.1909/30 гг. Естественно, в командовании ГАУ КА понимали, что гаубица устаревает, во второй половине 30-х годов ей начали г

История 152-мм гаубицы Д-1, первой разработки КБ завода №9, принятой на вооружение Красной Армии

Расцвет гаубиц в современном понимании этого класса орудий пришелся на конец XIX-начало XX века. Связано это оказалось с целым рядом факторов. Обычно гаубица воспринимается как орудие, которое ведет огонь преимущественно с закрытых позиций. Но в начале XX века выяснилось, что так бывает не всегда. В том числе и потому, что классические пушки оказались слабоваты для ряда задач, для которых их создавали. Поэтому срочно началось введение гаубиц, прежде всего калибра 105-122 мм. Кроме того, стали популярны гаубицы калибра в районе 6 дюймов, имевшие сравнительно небольшую массу, которая сочеталась с мощным боеприпасом.

Эскизный проект наложения ствола М-10 на лафет М-30, октябрь-ноябрь 1942 года.
Эскизный проект наложения ствола М-10 на лафет М-30, октябрь-ноябрь 1942 года.

В Красной Армии самой массовой гаубицей калибра 152 мм стала 152-мм гаубица обр.1909/30 гг. Естественно, в командовании ГАУ КА понимали, что гаубица устаревает, во второй половине 30-х годов ей начали готовить замену. Таковой стала 152-мм гаубица обр.1938 года (М-10), разработанная КБ завода №172 под руководством Ф.Ф. Петрова. Гаубицу создали в соответствии с требованиями ГАУ КА, но по ряду причин сняли с производства вскоре после начала Великой Отечественной войны. Но уже в 1943 году появилась ее сменщица - 152-мм гаубица обр.1943 года, она же Д-1.

В ноябре была подготовлена документация на орудие.
В ноябре была подготовлена документация на орудие.

Можно сказать, что отчасти в неудаче гаубицы М-10 виноваты немцы. Дело в том, что данное орудие являлось развитием концепции 152-мм гаубицы НГ, разработанной концерном Rheinmetall-Borsig по советскому заказу. Гаубица получилась заметно тяжелее 152-мм гаубицы обр.1909/30 гг, причем немцы сами признали, что это как-то перебор. Их аналог НГ, 149-мм гаубица sFH 36, имела боевую массу 3280 кг, и походную массу 3500 кг. Это позволяло перевозить орудие конной тягой без расстыковки на две части (ствол у sFH 18 возили на ствольной повозке).

Как можно заметить, ГАУ КА изначально от будущей Д-1 отказалось.
Как можно заметить, ГАУ КА изначально от будущей Д-1 отказалось.

У М-10 боевая масса составляла 4150 кг, при этом орудие унаследовало от немецкой прародительницы подкатной передок, который вставлялся в специальный штырь на лафете. Идея эта оказалась не самой лучшей, и уж точно не ускоряла процесс перевода из боевого положения в походное. Кстати, о чрезмерной, для гаубицы такого класса, боевой массе, говорили и финны, которым досталось более 100 трофейных М-10. Непонятный статус М-10 еще больше усугубил проблему. В итоге более верным решением стало форсирование производства 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20.

А вот товарищ Сталин оказался иного мнения.
А вот товарищ Сталин оказался иного мнения.

Тем не менее, потребность в довольно легкой гаубице осталось, особенно после того, как в 1941 году возродились упраздненные в начале войны стрелковые корпуса. И тут инициативу проявил Петров, который с 1940 года трудился в Свердловске, в КБ УЗТМ. В 1942 году он руководил КБ звакуированного в Свердловск завода №8. Основой продукции завода были 122-мм гаубицы М-30, которые, в отличие от М-10, данная гаубица прекрасно вписалась в дивизионную структуру, а за период с 1940 по 1945 годы их сдали 17711 штук. При этом гаубица имела более разумную систему перевода в походное положение, а ее боевая масса составляла около 2,5 тонн.

Первый образец Д-1 на испытаниях.
Первый образец Д-1 на испытаниях.

Так вот, в октябре-ноябре 1942 года Петров предложил проект семейства орудий на унифицированном лафете гаубицы М-30. В докладной записке предлагалось наложить на лафет М-30 стволы с баллистикой 107-мм пушек (в двух вариантах), 122-мм корпусной пушки А-19 и 152-мм гаубицы М-30. Во всех вариантах ствол получал дульный тормоз. Стоит отметить, что речь шла не о простом наложении ствола М-10, а о совершенной новом стволе, но с баллистикой М-10. В отличие от М-10, оттягивать ствол в походном положении не требовалось, а масса в походном положении составляла 3560 кг. Для сравнения, масса М-10 в походном положении достигала 4650 кг.

Всего их построили 4 штуки, на Гороховецкий АНИОП прибыло два.
Всего их построили 4 штуки, на Гороховецкий АНИОП прибыло два.

Пока проект обсуждался, завод №8 разделили на два предприятия - завод №8, который выпускал зенитки, а также на завод №9, выпускавший, прежде всего, танковые орудия и гаубицы. Случилось это 30 октября 1942 года. Первоначально, кстати, Артиллерийский комитет ГАУ КА посчитал, что производить наложение ствола М-10 на лафет М-30 не нужно. Но уже вскоре ситуация изменилась, в том числе и потому, что Петров, в начале апреля 1943 года, ознакомил с новым проектом народного комиссара вооружений Д Ф. Устинова. Тот доложил на самый верх, а там новую разработку приняли с энтузиазмом.

На максимальном угле возвышения.
На максимальном угле возвышения.

12 апреля 1943 год И.В. Сталин подписал постановление ГКО №3166сс "Об изготовлении опытного образца 152-мм гаубицы М-10 путем наложения ствола гаубицы М-10 на лафет 122-мм гаубицы М-30". Согласно ему, к 1 мая 1943 года завод №9 должен был изготовить опытный образец орудия и подать его на испытания. 29 апреля была подписана программа испытаний оружия на Гороховецком АНИОП, где гаубица проходила как Д-1. Тем самым данный проект стал первым для завода №9. Д можно расшифровать как "Девятка", что вполне логично для завода №9.

Орудие имело боевую массу около 3,5 тонн.
Орудие имело боевую массу около 3,5 тонн.

По ряду причин начало испытаний несколько затянулось, но при этом 5 мая 1943 года на Гороховецкий АНИОП прибыло сразу две Д-1 - с серийными номерами 1 и 3. Всего же их построили 4 штуки, благо переделка не составляла больших проблем. Для того, чтобы наверстать время, первые стрельбы из гаубицы №3 начались уже в день прибытия. Также для сверки результатов использовалась гаубица М-10 №535. Гаубица №1 вышла на испытания с мая. Всего же за время испытаний, которые продолжались до 16 мая, обе гаубицы произвели 1217 выстрелов, также было пройдено 1215 километров пути. До того гаубицы 27-29 апреля прошли заводские испытания. На полигон их отправили 1 мая, тут уже вопросы логистики.

В походном положении.
В походном положении.

Как уже говорилось выше, полную копию ствола М-10 на заводе №9 не делали. У Д-1 длина нарезной части составляла 3122 мм, а у М-10 она составляла 3117 мм. Впрочем, начальная скорость снаряда была одинаковой - 508 м/с. От М-10 брался без изменений затвор, при этом нарезная муфта, которая скрепляла казенник, выполняла также роль противовеса. За счет наличия дульного тормоза и других изменений масса ствола Д-1 была выше - 1600 кг против 1361 кг. А вот масса всей системы заметно меньше - 3506 кг в боевом положении и 3550 кг в походном.

Дульный тормоз, на испытаниях его отворачивало.
Дульный тормоз, на испытаниях его отворачивало.

В связи с тем, что ствол Д-1 был заметно тяжелее ствола М-30, в конструкцию лафета и противооткатных устройств ввели ряд изменений. При этом на заводе №9 прорабатывали по два решения с точки зрения тормоза отката и накатнику. Оба варианта тормоза отката был доработкой М-30, второй лишь имел большее количество изменений (например, иной профиль контрштока). По схожему сценарию переделывались накатники. Первый вариант изготовлялся из деталей М-30 и МЛ-20, а второй получил дополнительно клапан во внутренний цилиндр накатника. Д-1 также имела иные колеса (КМП-122, диаметр 1250 мм, ширина шины 200 мм), нежели М-30. Оговаривалось, что можно использовать колеса Ч-16 от МЛ-20 с установкой ступичной части от М-30. Различные мелкие изменения были внесены в другие группы деталей. То есть да, лафеты у М-30 и Д-1 очень похожи, но с рядом нюансов.

Колеса отличались от М-30, как и лафет.
Колеса отличались от М-30, как и лафет.

По итога испытаний выяснилось, что кучность стрельбы у Д-1 и М-10 очень похожие, но новая гаубица прыгала при стрельбе чуть выше. Связано это было с меньшей массой. При этом противооткатные устройства второго варианта работали лучше. Прыжки оказывались меньше, чем у первого варианта. Максимальная скорострельность составляла 3-4 выстрела в минуту, что равнозначно М-10. В ходе испытаний возки были получены удовлетворительные результаты, но требовалось усилить рессоры. Также имелись замечания по дульному тормозу, требовалось изменить его крепление.

На испытаниях подрессоривание потребовало доработки.
На испытаниях подрессоривание потребовало доработки.

Несмотря на то, что по итогам испытаний Д-1 потребовала доработки, комиссия рекомендовала, после устранения недочетов, запускать гаубицу в серию. Д-1 она рассматривала как орудие дивизионной артиллерии, которое могло решать задачи совместно с М-30. Лафет гаубицы позволял ее перевозить со скоростью до 45 км/ч (с условием усиления рессоры). Имелись и специфичные недостатки, напрямую связанные с лафетом М-30. Например, на углах возвышения более 40 градусов казенник начинал биться в грунт, так что требовалось вырыть яму. Такая проблема, впрочем, была совсем не редкостью для орудий с высокими углами вертикальной наводки.

Исходная номенклатура боеприпасов Д-1.
Исходная номенклатура боеприпасов Д-1.

Летом 1943 года проводились дополнительные испытания Д-1, в том числе и с точки зрения определения оптимальных колес для системы. При этом орудия активно готовились к войсковым испытаниями. 12 июня 1943 года было подписано постановление ГКО №3563сс "Об изготовлении и испытании 152 мм гаубицы образца 1943 г. Д-1". Согласно ему, гаубицы дорабатывались, проводились войсковые испытания (в 15-дневный срок), а завод №9 готовился к серийному выпуску. 8 августа 1943 года Д-1 приняли на вооружение Красной Армии.

Ужет осенью 1943 года первые Д-1 оказались в войсках.
Ужет осенью 1943 года первые Д-1 оказались в войсках.

Следует отметить, что запуск орудия в серию не означал их массовый выпуск. За 1943 год сдали всего 84 орудия, а в 1944 году - еще 258 штук. При этом на фронте первые Д-1 появились уже осенью 1943 года. В частности, на Ленинградском и Волховском фронтах отмечались продольные трещины в углах нарезов дульной части. Как показало изучение гаубиц М-30, у них имелись аналогичные проблемы. По этой причине М-30 к началу 1944 года доработали. Также дорабатывался и лафет, тут Д-1 весьма так помогла орудию-прародителю.

Впрочем, было их немного. Ибо по сути дивизионная гаубица шла в корпусную артиллерию.
Впрочем, было их немного. Ибо по сути дивизионная гаубица шла в корпусную артиллерию.

Небольшой объем выпуска можно объяснить теми же проблемами организационного характера, что и в случае с М-10. На Гороховецком АНИОП Д-1 четко указали как дивизионную артиллерию, а в войсках она находилась в составе корпусной артиллерии. То есть действовала совместно с МЛ-20. Орудие заслужило высокие оценки с точки зрения точности, большим плюсом было и то, что время перевода в боевое положение и обратно было куда меньшим, чем у МЛ-20 и М-10. Вести огонь Д-1 могла и прямой наводкой, для чего применялся бетонобойный снаряд.

Данный снаряд появился уже после войны.
Данный снаряд появился уже после войны.

По-настоящему массовое производство Д-1 началось уже в 1945 году. Пик выпуска пришелся на 1946 год, после чего объемы стали снижаться. Всего же с 1943 по 1949 годы сдали 2827 гаубицы данного типа. При этом, в отличие от времени производства, боевая служба Д-1 оказалась куда длиннее. Она, собственно говоря, и не закончилась. После войны номенклатура боеприпасов пополнилась бронебойным и кумулятивным снарядами, но основная задача Д-1 это ведения огня с закрытых позиций. У нее не такая дальность стрельбы, как у Д-20, зато это орудие заметно легче. А также оно отличается высокой точностью.

Д-1 всё еще в строю. Лишнее доказательство, что орудие получилось удачное.
Д-1 всё еще в строю. Лишнее доказательство, что орудие получилось удачное.

Можно сказать, что Д-1 имела частичный успех. С одной стороны, получилась "М-10 здорового человека", то есть необходимой боевой массы и с меньшими временными затратами на приведение в боевое/походное положение. С другой же стороны, орудие это было нужно в дивизионной артиллерии, а ее направляли в корпусную артиллерию. А там уже были системы, имеющие большую дальность. Тем не менее, боевая служба Д-1, которая продолжается уже 82 года, нагляднее всего говорит, хорошее это орудие, или плохое. Тут, как говорится, дело было не в бобине.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГАСПИ

РГАКФД

Другие статьи о советской тяжелой буксируемой артиллерии:

Рассказ о 48-линейной (122-мм) гаубице обр.1909 года, новинке Музея отечественной военной истории

Рассказ о 152-мм гаубице обр.1909/30 г №1804, экспонате Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Рассказ о 152-мм гаубице КМ (капитальная модернизация), модернизации 152-мм гаубицы образца 1909/30 гг

Рассказ о 152-мм гаубице М-10 из коллекции Музея отечественной военной истории

Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1

Рассказ о 152-мм гаубице Д-1, одном из экспонатов Музея отечественной военной истории

Особенности буксировки 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 на примере орудия из коллекции Музея отечественной военной истории

Проект установки 203-мм гаубицы У-3 на лафете МЛ-20 и САУ с той же системой

Использование лыж для перевозки артиллерии, включая 203-мм гаубицы особой мощности Б-4

203-мм гаубица особой мощности УМ-4 и другие проекты советских орудий особой мощности, созданных с оглядкой на немецкую гаубицу 21 cm Mörser 18

История опытной 203-мм мортиры М-4 на базе гаубицы-пушки МЛ-20

Проект 450-мм полевой гаубицы БР-23, которую так и не решились строить