33,3K подписчиков

Сталинградская "Большая Берта"

7,3K прочитали

Проект 450-мм полевой гаубицы БР-23, которую так и не решились строить

Сверхмощная артиллерия достаточно широко применялась в годы Первой мировой войны. Прежде всего речь идет об орудиях, которые имели калибр 305 мм и выше. Основным назначением данных орудий являлось разрушение мощных оборонительных сооружений, прежде всего это касалось крепостей. В данном случае за скобки выводится железнодорожная артиллерия, речь идет о буксируемых системах. Одним из классических примеров подобных орудий является немецкая 420-мм мортира "Большая Берта". Нередко так именуют совсем другое орудие (а порой и сразу несколько типов орудий), но на практике "Большая Берта" - это буксируемая система, разбираемая в походном положении на несколько частей. Связано это было с тем, что даже буксируемый вариант имел чрезмерную массу, достигавшую почти 50 тонн. Подобная концепция, подразумевавшая буксируемое по частям орудие, которое далее собиралось на месте огневой позиции, являлась типичным явлением. Аналогичную конструкцию имела и русская "рабочая лошадка" - 305-мм гаубица обр.1915 года. Кстати говоря, русская система имела самый большой тираж среди одноклассников - 32 штуки. При этом данные орудия продолжали службу в Красной Армии. На начало Великой Отечественной войны числилось 31 гаубица, которые активно применялись во время наступательных операций.

В начале 30-х годов предполагалось сделать самоходный "большой триплекс", как именовали СУ-7. Но эта машина так до конца и не была построена.
В начале 30-х годов предполагалось сделать самоходный "большой триплекс", как именовали СУ-7. Но эта машина так до конца и не была построена.

О том, что данные системы имеют ряд недостатков, в командовании Красной Армии были прекрасно осведомлены. Это же касалось и других стран. Неслучайно французы пытались механизировать свои Mortier de 280 mod èle 1914 Schneider . И не просто пытались, а построили 25 САУ на шасси Saint -Chamond . В 1937 году рассматривался проект еще более мощного орудия, калибра 370 мм, на шасси 45-тонного танка AMX . Правда, в данном случае речь шла о нескольких машинах, которые на месте "собирались", то есть обладали всеми недостатками, присущими классической осадной артиллерии. А вот в Красной Армии поначалу думали совсем иначе. В ноябре 1932 года был готов первый эскизный проект установки на самоходное шасси 305-мм гаубицы. Данная тема, которую разрабатывали совместно завод Большевик и ОКМО завода №174 (руководил работами П.И. Сячинтов), получила обозначение СУ-7. В дальнейшем "большой триплекс", как именовали СУ-7, проектировалась под 152-мм пушку, 203-мм гаубицу и 305-мм мортиру. Правда, до полноценной САУ дело так не дошло. Тем не менее, общая мысль о необходимости механизации осадной артиллерии видна отлично. Так что и немецкая осадная мортира Ger ät 040 являлась отнюдь не примером немецкой гигантомании, а вполне прослеживающейся в ряде стран идеи механизации осадных орудий. Времени на развертывание в боевое положение (и уход с огневой позиции) для них требовалось значительно меньше, чем для буксируемых аналогов.

Макет 450-мм тяжелой полевой гаубицы БР-23.
Макет 450-мм тяжелой полевой гаубицы БР-23.

Несмотря на понимание проблемы и даже попытки создания самоходных систем, всё равно буксируемые осадные орудия особой мощности оставались в более высоком приоритете. Подобные системы разрабатывали в Советском Союзе, Германии и Чехословакии. Кстати говоря, по итогу СССР закупил лицензию на выпуск чехословацких орудийных систем, так появился "большой дуплекс" - 210-мм пушка БР-17 и 305-мм гаубица БР-18. Вместе с тем, в руководстве ГАУ КА (Главное Артиллерийское Управление Красной Армии) имелись мысли об увеличении калибра осадной артиллерии. Наиболее приоритетным направлением являлось 500-мм железнодорожное орудие ТГ-1, но оно имело ярко выраженную проблему - зависимость от железных дорог. Поэтому в начале 1940 года Артиллерийский Комитет ГАУ КА, в инициативном порядке, разработал тактико-технические требования на 450-мм тяжелую полевую гаубицу. Согласно требованиям, орудие предполагалось использовать с двумя типами боеприпасов - массой 1500 и 1060 кг. Более тяжелый снаряд имел начальную скорость 420 м/с и максимальную дальность 15000 метров, а более легкий - начальную скорость 500 м/с и дальность до 18200 метров. Таким образом, получался аналог "Большой Берты", но с более высокими характеристиками.

Макет снаряда к БР-23, боеприпасы были разработаны НИИ-24.
Макет снаряда к БР-23, боеприпасы были разработаны НИИ-24.

Несмотря на то, что тактико-технические требования на 450-мм тяжелую полевую гаубицу не утвердили, у Арткома ГАУ КА нашелся союзник. Им оказался заместитель наркома обороны Г.И. Кулик, в мае 1940 года получивший звание маршала Советского Союза. Следует отметить, что Григорий Иванович, в разное время, возглавлял ГАУ КА, а еще он принимал участие в советско-финской войне. Эта война выявила острую необходимость в широком спектре артиллерии, в том числе осадной. Не стоит после такого удивляться, что инициатива Арткома ГАУ получила поддержку на столь высоком уровне.

Процесс установки ствола в люльку.
Процесс установки ствола в люльку.

В качестве исполнителя заказа по разработке 450-мм тяжелой полевой гаубицы был выбран завод №221 (завод "Баррикады"). Вполне логичное решение, с учетом того, что разработка и производства артиллерии особой мощности к концу 30-х годов была сконцентрирована в Сталинграде. Разработка орудия, которое получило внутренний индекс БР-23, шла высокими темпами. Уже к середине июня 1940 года был подготовлен эскизный проект орудия, который попал на рассмотрение Арткома ГАУ. На тот момент боевая масса системы составляла 175 тонн, она включая в себя всё оборудование, включая повозки и прочее оборудование. В общей сложности для перевозки БР-23 требовалось 6 повозок. Не так уж и много: схожая по назначению немецкая система 35.5 cm Haubitze M 1 требовала 7 повозок, хотя и имело заметно меньшую массу.

Снятие салазок с повозки, всего для перевозки БР-23 требовалось 6 повозок.
Снятие салазок с повозки, всего для перевозки БР-23 требовалось 6 повозок.

Конструкция орудия была такова, что для установки его в боевом положении требовалось рыть котлован размером 5Х12Х1 метр. Он был необходим для установки основания орудия. Далее на основание устанавливался рельсовый путь, по которому перемещался сборный козловой кран, при помощи которого производилась сборка орудия. На все операции по сборке системы требовалось 6 часов, это во многом объясняет, посему в ряде стран пытались подобные системы сделать самоходными. Хотя всё относительно. Правильнее сравнивать БР-23 не с "Большой Бертой", а с более мощной и тяжелой Gamma Mörser . Там требовалось еще больше повозок, да еще и бетонное основание. В идеале бетонная подушка требовалась и БР-23, но при необходимости можно было обойтись и без нее.

Верхний станок на повозке.
Верхний станок на повозке.

В собранном виде БР-23 имела горизонтальное наведение в пределах 50 градусов (по 25 градусов в каждую сторону). Наведение проводилось при помощи электродвигателей, но имелась возможность и ручной наводки. Наиболее интересно, можно сказать, остроумно выглядел процесс заряжания. При массе снаряда более чем тонну процесс доставки боеприпасов выглядел непростой задачей. Так что в Сталинграде решили попросту процесс механизировать, используя для подвоза снарядов грузовики. Предполагалось, что скорострельность орудия составит 1 выстрел в 5 минут. Для подобных систем вполне нормальный показатель (у Gamma Mörser он составлял один выстрел в 8 минут).

Установка приспособления для заряжания орудия
Установка приспособления для заряжания орудия

17 июня 1940 года эскизный проект рассмотрел заказчик в лице Арткома КА и утвердил работу по техническому проекту. Изначально крутизна нарезов ствола орудия составляла 20 калибров, в ходе утверждения ее увеличили до 25 калибров. Одновременно НИИ-24 получил задание на разработку снарядов к БР-23. В октябре 1940 года завод №221 подготовил технический проект орудия, также был изготовлен макет боеприпаса в натуральную величину, и макеты самой системы. 26 октября 1940 года Артиллерийский Комитет ГАУ КА технический проект утвердил, далее завод №221 получил одобрение на изготовление рабочих чертежей орудия.

Для подвоза снаряда и заряда использовался грузовик.
Для подвоза снаряда и заряда использовался грузовик.

В планах опытных работ ГАУ КА на 1941 год значилось изготовление опытного образца БР-23, со сроком изготовления - июль 1941 года. Стоимость работ по изготовлению системы оценивалась в миллион рублей. Отдельно шли работы по изготовлению фугасных, бетонобойных и лафетопробных снарядов, а также зарядов, их на себя брал Наркомат Боеприпасов. Щекотливость ситуации заключалась в том, что окончательное утверждение журнала Арктома ГАУ по БР-23 не произошло, при этом завод №221 полностью выполнил работы по изготовлению рабочих чертежей системы. Далее завод был готов приступить к изготовлению орудия, но работы зависли. Вопрос "делаем орудие, или нет", завис с 19 февраля 1941 года. Такая осторожность Кулика объяснялась довольно легко. Дело в том, что у завода №221 имелся план по выпуску 203-мм гаубиц особой мощности Б-4, ради него подвинули другие орудия. Даже 152-мм пушка особой мощности БР-2, которую собирались ставить в "истребитель ДОТ-ов" 212, на время "зависла".

Орудие готово к заряжанию.
Орудие готово к заряжанию.

17 мая 1941 года Кулик написал письмо маршалу С.К. Тимошенко (он на тот момент являлся наркомом обороны) с предложением изготовить опытный образец орудия. Судя по всему, был получен отказ, поскольку далее указывается, что Кулик работ по изготовлению БР-23 аннулировал. То есть фразы вроде "выпуску БР-23 помешала война" не соответствуют действительности. Работы заморозили еще до начала войны, причина всё та же - план по гаубицам Б-4. В последний раз советскую "Большую Берту" вспоминали 13 сентября 1941 года. Согласно резолюции генерал-полковника Н.Д. Яковлева, который сменил Кулика на должности начальника ГАУ КА, заводу №221 оплатили изготовление чертежей, на этом работы прекратились. Впрочем, свою "Большую Берту" армия, уже Советская, всё же дождалась. Речь идет о 406-мм САУ "Конденсатор-2П". Правда, эта система создавалась немного для других целей, да и появилась поздновато. Время осадных орудий прошло.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГВА

Архив Андрея Аксенова

Другие статьи о советской буксируемой и самоходной артиллерии:

Проект установки 203-мм гаубицы У-3 на лафете МЛ-20 и САУ с той же системой

Самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, созданная в 1943 Артиллерийской академией РККА имени Ф.Э. Дзержинского

Использование лыж для перевозки артиллерии, включая 203-мм гаубицы особой мощности Б-4

203-мм гаубица особой мощности УМ-4 и другие проекты советских орудий особой мощности, созданных с оглядкой на немецкую гаубицу 21 cm Mörser 18

История создания 85-мм противотанковой/дивизионной пушки У-10, опытная партия которой успела даже повоевать

Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ

Мехтягя для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК