Найти в Дзене

Китай придумал, как обойти утильсбор: работает ли схема с занижением мощности

В ноябре российские СМИ и телеграм-каналы писали о том, что некоторые дилеры китайских брендов якобы будут снижать «паспортную» мощность двигателя машин до 160 л. с. для сохранения низкой ставки утильсбора. Это связано с тем, что уже с 1 декабря вступают в силу новые правила расчёта утилизационного сбора: машины с двигателем свыше 160 л. с. будут облагаться по прогрессивной шкале (с 750 тыс. до 4,6 млн руб.), тогда как для транспорта с мощностью до 160 л. с. останутся минимальные ставки (3,4–5,2 тыс. руб). Например, пишут, что седан Chery Arrizo 8 с китайской «паспортной» мощностью 186 л. с. поступает на российский рынок под ограничением 150 л. с.; теоретически после покупки владельцы могли бы снять ограничение и вернуть полную мощность. Эти сообщения вызвали дебаты: действительно ли дилеры нашли «легальный лазейку» для экономии или это лишь слухи? По закону утильсбор уплачивается при ввозе или выпуске каждого автомобиля, и уже с декабря 2025  года его величина будет зависеть не то
Оглавление

В ноябре российские СМИ и телеграм-каналы писали о том, что некоторые дилеры китайских брендов якобы будут снижать «паспортную» мощность двигателя машин до 160 л. с. для сохранения низкой ставки утильсбора.

Это связано с тем, что уже с 1 декабря вступают в силу новые правила расчёта утилизационного сбора: машины с двигателем свыше 160 л. с. будут облагаться по прогрессивной шкале (с 750 тыс. до 4,6 млн руб.), тогда как для транспорта с мощностью до 160 л. с. останутся минимальные ставки (3,4–5,2 тыс. руб).

Например, пишут, что седан Chery Arrizo 8 с китайской «паспортной» мощностью 186 л. с. поступает на российский рынок под ограничением 150 л. с.; теоретически после покупки владельцы могли бы снять ограничение и вернуть полную мощность.

Эти сообщения вызвали дебаты: действительно ли дилеры нашли «легальный лазейку» для экономии или это лишь слухи?

Что говорит закон и власти

По закону утильсбор уплачивается при ввозе или выпуске каждого автомобиля, и уже с декабря 2025  года его величина будет зависеть не только от объёма, но и от мощности двигателя.

Согласно проекту Минпромторга, для частников сохранят льготные ставки (3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. за авто старше 3 лет) лишь при мощности до 160 л. с.; мощные машины перейдут на «коммерческие» тарифы.

-2

Таким образом, легковые машины мощнее 160 л. с. подорожают на сумму от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей при ввозе.

Министерство промышленности и торговли утверждает, что нововведения направлены на борьбу с «серыми» схемами импорта. Чиновники настаивают, что 80% ввозимых в страну машин – слабее 160 л.с.

Таможня тоже декларирует свое намерение следить в оба глаза за всем, что пересекает границу на колёсах. На практике это вылилось в рост числа доначислений за уже ввезённые авто.

Таким образом, на официальном уровне демонстрируется настрой на выявление недоплат, однако новую схему по снижению мощности власти пока не комментировали.

Что делают дилеры и импортёры

СМИ приводят примеры, что некоторые китайские модели уже доступны в «облегчённой» версии. Так, Chery Arrizo 8 (186 л. с. в Китае) поставляется в Россию ограниченным до 150 л. с. двигателем. По данным Telegram-канала Baza, после покупки дилеры предлагают клиентам прошивку для возвращения исходной мощности.

Аналогично обсуждаются и другие машины: Geely Cityray (200 л. с.) при снижении до 160 л. с. экономит сотни тысяч рублей на утильсборе, Geely Monjaro (238→160 л. с.) – до 175–200 тыс. руб. выгоды.

-3

Массовый чип-тюнинг

По сообщениям СМИ, более половины московских дилерских центров китайских марок предлагают «перепрошить» двигатели Chery, Geely, JAC, Changan и других китайских брендов.

Законодательно такая процедура не запрещена: изменение настроек ПО двигателя для увеличения или уменьшения мощности на уровне технического обслуживания не квалифицируется как внесение изменений в конструкцию.

Однако официально при ввозе указывается мощность, заявленная заводом-изготовителем. Поэтому «занижать» паспортные данные в рамках легального ввоза через ОТТС дилер не в праве – это потребовало бы переаттестации модели.

По мнению экспертов, получить низко мощную версию может помочь лишь кооперация с заводом: такую практику применяли для оптимизации акцизов (известен пример Toyota Camry 3.5: 249 л. с. для России вместо 270 л. с. в остальном мире).

Для физлиц же опция «договориться с заводом» закрыта: гипотетическая лазейка есть только при коммерческом ввозе. Мы ставим на то, что в частном порядке эта практика не станет массовой.

Закроет ли государство глаза

Приживется ли схема будет зависеть от желания властей. Однако уже сейчас очевидно, что государство настроено на борьбу с «серым» импортом.

При массовом использовании обходных методов можно ожидать усиления контроля или корректировки законодательства – например, требования указывать максимальную мощность или введения дополнительных проверок.

Если схема всё-таки «уйдет в народ», у более мощных китайских моделей появится искусственно заниженный конкурент (с меньшим утильсбором), что может исказить баланс рынка. Что также может побудить Минпромторг и ФТС пересмотреть правила или исключить лазейки.

Пока же власти конкретных мер против «обхода по мощности» не объявляли, но считают предотвращение серого импорта важной задачей.

"Когда клиенты спрашивали про доставку из Казахстана или Кыргызстана, мы сразу говорили: «государство вас не забудет» — найдёт способ взыскать деньги. Тем более сейчас, когда любые серые схемы оно оборачивает в свою пользу", – рассказал ААМ Илья Поплевин, руководитель компании "ПодберуАвто".

🚀Чтобы поддержать проект, подписывайтесь на нас в Дзене и Telegram.