Понимаете, вдруг все кинулись доказывать, что если ты хочешь учиться, ты будешь ездить в школу на другой конец города, будешь днем учиться заочно, будешь гуглить в интернете, будешь переводиться на семейное, будешь, будешь и будешь.
Но, смотрите... Тот же Сириус и прочее – это все для действительно одаренных и выдающихся.
А что делать обычным ученикам? Ученикам, которые просто бы хотели учиться на 4 и 5 в школе, а потом поступить в вуз. Давайте сразу договоримся, что вузы не только и исключительно для отличников, победителей олимпиад и пр.
А в результате они просиживают 6-7 часов в школе, где даже получают хорошие оценки, но не получают знания.
– Какие же они тогда хорошие ученики! – негодующе воскликнете вы.
Поясню. За что обычно в школе ставят хорошие оценки?
1. Ты тихий, спокойный, не рыпаешься, дисциплину соблюдаешь.
2. Ты не совсем дурак. Домашние задания хотя бы списываешь. Если надо что-то выучить – выучишь.
3. Ты усидчивый и исполнительный. Надо громадную таблицу сделать? Два часа просидишь, но сделаешь. И еще пять получишь. Надо большой конспект написать? Сядешь и напишешь. Надо весь вечер учить? Сядешь и будешь учить. Потом забудешь, но это мелочи. Школьная система так далеко не заходит. ))
А потом соберешься ЕГЭ сдавать и – ой. Резко выясняется, что твоих знаний недостаточно. Что у тебя оценки просто за то, что ты не срываешь уроки и хотя бы кое-что делаешь. И просто слегка лучший среди худших.
А чтобы исправить ситуацию, тебе надо делать все, что ты делал до этого, плюс еще пахать дополнительно.
Все ли это будут делать? Все ли это смогут сделать? Напомню, что речь идет о лицах определенного возраста с еще не сформированной эмоционально-волевой сферой. Об обычных школьниках. И, разумеется, если есть выбор: делать что-то трудное или легкое, большинство выберет второе.
Еще раз напомню, мы не говорим о сферическом коне в вакууме идеальных детях.
Ибо почему-то комментаторам видится примерно так. Ребенок понимает, что в школе он знаний не получает. Ага, для начала ребенок должен как-то до этого дойти. Тут, знаете, и не каждый взрослый сообразит. Хорошо, на каком-то этапе до ребенка это доходит. Тогда он решает, что будет искать другие возможности. Ищет. Находит. Делает. Переезжает, ездит в другую школу, учится дополнительно. Вот реально, вы действительно считаете, что если ученик так не может – он плохой ученик? А не слишком ли много вы на него взваливаете?
Я не говорю об идеальных детях, еще раз повторю. Я говорю об обычных. Которые, да, будут учиться, будут стараться, но делать что-то дополнительно не будет. Даже если мы патетически будем кричать, что они сами должны заботиться о своем будущем, что жизнь – это борьба, и что раз так, то они сами виноваты.
И, получается, что мы как раз этот пласт школьников упускаем, потому что сейчас, по сути, все работает так. Либо обычная школа, где в основном ориентируется на тех, кто не учится. Либо что-то другое, требующее многократных вложений и усилий.
А ведь вот этот – средний – пласт, он как раз самый большой. Я уже неоднократно писала, я не считаю, что средний человек – это плохо. Это обычно, это нормально, да и большинство из нас такие середнячки. Я вот. Дочь моя. А как раз на них школьная система не рассчитана. Напомню, система обычных средних школ. Средних. Для средних учеников.
Так создайте им нормальные условия для учебы. Просто дайте им учиться в школе, без дополнительных плясок с бубнами. Реально учиться, а не получать оценки за старательность. Не надо их готовить к суперолимпиадам или к конкурсам, подготовьте хотя бы к ОГЭ и ЕГЭ без репетиторов.
И в стране будет гораздо меньше учителей, которые сами пишут с ошибками, бухгалтеров, которые при сложении двух цифр каждый раз получают разную сумму, электриков, которые приходят, трогают проводочки у перегоревшей лампы дневного света и говорят, что ничего с этим не могут сделать (последний случай – это реальный из моей практики).
Я понимаю, это все выглядит, как страна розовых пони. Но помечтать-то можно...
И, кстати, еще часто пишут, что невозможно после начальной школы провести разделение детей. Типа, это все не показатель, а вдруг потом знания проявятся. Знаете... Мне кажется, это как раз не так сложно. Я в следующий раз напишу свои наблюдения. Это не предложение будет, это просто мои наблюдения.
Поэтому пока думаем, пишем свои мысли, а заодно ставим лайки и подписываемся на меня везде:
Дзен: https://dzen.ru/krokoziabra
Телеграм: https://t.me/zapiskirepetitora1
Мах: https://max.ru/krokoziabra
Вконтакте: https://vk.com/krokoziabra
А начало всего вот:
Ну что, прорыв? Или как? Убирают экзамены по выбору, теперь вообще в колледжи можно без аттестата
Если школьник не сдал ОГЭ, он все равно поступит в колледж
Про систему школьного образования от его недавней жертвы
И сегодня везде будет тема вина: и в Телеграме днем, и в Дзене вечером! Давайте слегка подсластим мой пессимизм.
Вот о чем я писала 24 ноября в прошлом году:
Как надо правильно приходить в гости. И без всяких «полакомиться»
Небольшое предупреждение для читателей и комментаторов. Не надо лезть в мои трусы
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.