Вчера, практически сегодня, случилось важное и странно запоздалое событие — моё первое знакомство с Ингмаром Бергманом. А подсказал повернуть голову в нужную сторону канал «Минималистка» — и теперь у меня чувство, будто кто-то распахнул давно закрытую дверь, за которой хранились запахи детства, страхи ночей, смешки семейных застолий и тихое потрескивание свечей на сцене старого театра. «Фанни и Александр» — фильм, о котором трудно говорить сухо. Он как будто дышит, нагревается рядом с тобой, шепчет и пугает, обнимает и отталкивает. Это кино о страдании и нежности, жестокости и прощении, вере и её обломках, детской фантазии, которая смягчает реальность, но не спасает от её ударов. Через мир семьи Экдаль Бергман открывает зрителю страну, где магия и быт живут бок о бок. Детский взгляд превращает шаляющие тени на стене в древних духов, старый стул — в артефакт четырёхтысячелетней принцессы, а театральный реквизит — в портал в другое измерение. И в этой игре воображения есть отзвук нашего
«Фанни и Александр» : когда кино перестаёт быть искусством и становится откровением
28 ноября28 ноя
26
3 мин