В эпоху расцвета трэш-метала большинство групп шло по проторенной дорожке, проложенной гигантами вроде Judas Priest и Black Sabbath, или вдохновлялось «Новой волной британского хэви-метала» (NWOBHM) во главе с Iron Maiden. Но Канада, подарившая миру Rush, Anvil и Annihilator, родила в своих недрах нечто совершенно иное.
В краю алюминиевых рудников Квебека появилась группа Voivod. Они выбрали научно-фантастический и индустриальный путь, смешав ярость трэша со сложными джазовыми гармониями. В итоге они создали звучание, которое до сих пор остается практически уникальным — сравнить их можно разве что с King Crimson от мира метала. Их музыка звучит так, будто была написана на 100 лет вперед.
Прежде чем перейти к рейтингу альбомов, стоит сказать пару слов о людях, создавших эту вселенную.
Архитекторы звука Voivod
- Дени «Piggy» Д’Амур (Гитара): Музыкальным ядром группы был покойный Пигги. Он играл как никто другой: никаких стандартных «запилов», вместо этого — феноменальный словарный запас ультра-сложных джазовых аккордов, пропущенных через дисторшн. Именно он заставлял группу звучать футуристичнее, чем Ministry или Fear Factory, используя только гитару там, где другие брали сэмплеры.
- Дэн «Chewy» Монгрейн (Гитара): После трагической смерти Пигги от рака казалось, что Voivod конец. Но на помощь пришел Чуи — преподаватель джаза в колледже. Сначала он идеально копировал стиль Пигги, но со временем раскрыл собственный блестящий почерк, напоминающий техничность Аллана Холдсуорта.
- Доминик «Rocky» Ларуш (Бас): Нынешний басист, удерживающий ритм с невероятной мощью и музыкальностью.
- Дени «Snake» Беланже (Вокал): Снейк начинал с типичного трэшевого рыка, но вырос в уникального вокалиста, чье чистое пение и интеллигентная подача стали визитной карточкой группы. Его тексты полны тем отчуждения и футуристических антиутопий.
- Мишель «Away» Ланжевен (Ударные/Арт): Сердце группы. Он не только отвечает за впечатляющие ударные партии, но и как художник создает все безумные обложки альбомов Voivod.
Группа существует с середины 80-х, и вот десятка их величайших работ.
10. Killing Technology (1987)
Именно здесь Voivod отправились на неизведанную территорию. Хотя продюсирование того времени было немного «тонким», гитары уже звучали уникально. Здесь появились те самые ломаные ритмы и карающие риффы, особенно в треке «Ravenous Medicine» — настоящем медицинском кошмаре, воплощенном в метале. Этот альбом стал первым в своеобразной трилогии, заложившей фундамент для будущих экспериментов.
9. Dimension: Hatröss (1988)
Многие считают эту пластинку одним из величайших хэви-метал альбомов всех времен, вне зависимости от поджанра. Здесь нет ни одной избитой фразы или скучной аранжировки. Слушатель попадает в ловушку индустриальных хуков, которые сокрушают и завораживают одновременно. Если бы этот альбом вышел сегодня, он все равно считался бы музыкой далекого будущего. Это планка, поднятая слишком высоко для большинства подражателей.
8. Nothingface (1989)
Как превзойти гениальный Dimension: Hatröss? Voivod сделали это, добавив прогрессивного лоска. Альбом стал более доступным для массового слушателя (возможно, подтянулись фанаты Rush), что положительно сказалось на продажах. Пигги был настолько хорош, что в кавере на «Astronomy Domine» Pink Floyd воспроизвел психоделические клавишные партии исключительно на гитаре. А трек «Missing Sequences» — это музыкальное полотно, которое невозможно описать словами, его нужно слышать.
7. The Outer Limits (1993)
Альбом запомнился многим своей 3D-обложкой и очками, которые шли в комплекте. К этому моменту Voivod стали мелодичнее, но не «попсовее». Связь с Rush здесь чувствуется не в стиле, а в подходе: они взяли свой сложный почерк и сделали его понятнее. 17-минутный опус «Jack Luminous» демонстрирует их умение работать с длинными формами, не навевая скуку, а гитара Пигги в «The Lost Machine» звучит как сталелитейный завод будущего.
6. Angel Rat (1991)
Спродюсированный Терри Брауном (известным по работе с Rush), этот альбом стал самым «коммерческим» по звучанию в дискографии канадцев. Это не означает падение качества. Скорее, Voivod показали, что могут окунуться в более доступные воды, не теряя своей уникальности.
5. Negatron (1995)
Тяжелый период перемен. Вокалист Снейк уходит, и группа превращается в трио с новым басистом/вокалистом Эриком Форрестом (единственный участник без прозвища). Это самый брутальный и злой альбом в их карьере. Кажется, что Эвей и Пигги были по-настоящему в ярости и выплеснули это в музыку. Форрест привнес почти дэт-металлический рык. Заглавный трек и закрывающая «DNA (Don’t No Anything)» — это настоящий звуковой шторм.
4. Phobos (1997)
Группа все еще звучит яростно, но сквозь стену риффов начинают пробиваться синтезаторные штрихи. Эрик Форрест снова у микрофона и отлично справляется, в том числе и в кавере на «21st Century Schizoid Man» King Crimson. К сожалению, после этого альбома Форрест попал в автокатастрофу и не смог продолжить работу с группой.
3. Target: Earth (2013)
Первый альбом, записанный с новым гитаристом Чуи после смерти Пигги (посмертные альбомы на основе черновиков Пигги мы не рассматриваем как полноценные студийные работы нового состава). Чуи доказал, что фанаты зря сомневались: он мастерски заполнил пустоту, оставленную легендой. Хотя здесь он еще держится близко к стилю предшественника, альбом получился отличным и вернул веру в будущее группы.
2. The Wake (2018)
Ошеломляющая работа. Альбом настолько насыщен идеями, что перечислить их все невозможно. Группа вышла за привычные рамки, добавив струнный квартет и духовые секции. Чуи окончательно раскрылся как самостоятельный творец. The Wake был признан одним из лучших метал-альбомов 2018 года и до сих пор поражает воображение своей креативностью.
1. Synchro Anarchy (2022)
Если предыдущий альбом мог показаться кому-то слишком масштабным, то здесь Voivod решили рубить с плеча. Это один из самых злых и панковских альбомов со времен Killing Technology, но музыкально он гораздо более продвинут. Монгрейн (гитара) и Рокки (бас) выдают невероятно сложные партии, сохраняя джазовую основу, но не позволяя ей затмить металлическую мощь. Это концентрированный Voivod: быстрый, умный и бескомпромиссный.
А какой альбом Voivod вы считаете лучшим? Делитесь мнением в комментариях!