22 ноября 1307 года, папой римским Климентом V была издана булла «Pastoralis Praeminentiae», которая имела роковое значение для ордена тамплиеров. В папской булле одобрялись действия короля Франции Филиппа IV Красивого, который приказал арестовать тамплиеров по всей Франции, а обвинения против ордена признавались доказанными. Папой было заявлено, что руководители ордена сознались в преступлениях. Это стало официальным церковным оправданием преследования тамплиеров: папа призвал всех христианских монархов последовать примеру Франции и начать преследование ордена. Булла узаконила и подтолкнула дальнейшие репрессии в отношении тамплиеров, предрешив судьбу ордена как организации, которая вскоре была упразднена. Она также означала политическое подчинение папы интересам французского короля.
Филипп IV Красивый обрушился на орден тамплиеров прежде всего из-за финансовых трудностей. Король Франции оказался в долгах перед орденом, который стал к тому времени крупнейшим финансовым институтом Европы. За этим скрывалось желание укрепить своё влияние, получить доступ к богатствам ордена и ликвидировать независимую структуру, способную конкурировать с королевской властью.
Распространив слухи о ереси, коррупции и преступлениях среди тамплиеров, Филипп добился их ареста и конфискации имущества.
Сам орден был официально запрещён папой Климентом V в 1312 году.
К тому моменту, орден тамплиеров существовал примерно два столетия — с момента своего основания в 1119 году. Орден был создан на Святой Земле в эпоху крестовых походов небольшой группой рыцарей, возглавляемых Гуго де Пайеном, с главной целью охраны паломников и борьбы с мусульманами. Получил своё имя, потому что с 1119 года его первая штаб-квартира находилась на месте бывшего Храма Соломона в Иерусалиме, а само название происходило от французского слова Temple — храм.
Согласно уставу все тамплиеры полностью подчинялись великому магистру и католической церкви. Орден совмещал функции охранного военного братства с экономической и благотворительной деятельностью, что выделяло его на фоне других рыцарских орденов. Тамплиеры были не только воинами, но и защитниками христианской веры, а также активными участниками политической жизни Европы и Святой Земли.
Несмотря на то, что ранним символом тамплиеров были два рыцаря на одной лошади, как показатель бедности и преданности Христу, орден быстро стал одной из самых богатых и влиятельных военно-монашеских организаций своего времени.
Впервые в истории военных орденов тамплиеры ввели систему банковских операций — они предоставляли пилигримам ссуды и обеспечивали финансовую защиту, что сделало их не только воинами, но и своего рода банкирами Средневековья. Они были пионерами в области безналичных расчетов. Паломник или купец мог сдать деньги в одной коммандерии (отделении ордена) в Европе и получить их в Святой Земле по специальному векселю, что защищало его от разбоя в дороге.
По всей Европе тамплиеры строили замки, церкви и укрепленные фермы (коммандерии). Многие из этих сооружений, такие как Тампль в Париже или замок Алмурол в Португалии, до сих пор поражают воображение, породив предания о спрятанных сокровищах.
Тамплиеры стали героями множества легенд, мифов и конспирологических теорий. В культуре они символизируют идеалы рыцарства, загадочные тайны и мистицизм, а их трагическая судьба — аресты, обвинения в ереси и уничтожение — породили бесчисленные литературные произведения.
Наиболее известные из них: роман Вальтера Скотта «Айвенго», бестселлер «Код да Винчи» Дэна Брауна, интеллектуальный детектив «Маятник Фуко» Умберто Эко. Кроме того существует бесчисленное количество приключенческих книг и фильмов, где тамплиеры изображались как хранители величайших тайн — от Святого Грааля до Ковчега Завета.
Самые важные тайны, связанные с орденом тамплиеров, включают несколько ключевых сюжетов, которые до сих пор вызывают интерес.
Тамплиеров обвиняли в тайных обрядах, включая якобы поклонение Бафомету — мифическому демоническому образу, а также в мужеложстве и создании золота методами алхимии. Сегодня считается, что большинство обвинений в ереси и пороках были сфабрикованы, но точная природа их ритуалов остаётся окутана тайной.
Тамплиеры накопили колоссальные богатства, связанные с их банковской деятельностью и владениями по всей Европе и на Святой Земле. Место последнего пристанища этих сокровищ окружено множеством легенд и слухов — одни утверждали, что они спрятаны в Ля-Рошеле, другие говорили о перевозке за Атлантику.
Приписывают тамплиерам в том числе и обладание Священным Граалем, Ковчегом Завета и другими артефактами, а также секретами христианства и древних мистерий, которые они якобы хранили в строжайшей тайне.
Официально тамплиеры были распущены, многие из них казнены или изгнаны, но существует множество легенд о выживших рыцарях, которые продолжили тайную деятельность, что повлияло в дальнейшем на образование масонских и других эзотерических обществ.
Даже экономическое могущество тамплиеров сопровождалось скрытностью и мистикой. Орден тамплиеров имел тесную связь с алхимией и эзотерическими учениями, что является одной из самых загадочных сторон их истории. Тамплиеры, несмотря на католическую принадлежность, изучали и практиковали алхимию, астрологию, кабалу и различные тайные науки. Их местоположение на пересечении западной и восточной культур, а также активное присутствие на Святой Земле способствовало формированию особого «тамплиерского знания», включавшего как теоретические, так и практические аспекты мистики и алхимии.
Алхимические практики тамплиеров, по легендам, имели цель не только создавать золото, но и достигать духовной трансформации человека. Согласно эзотерическим учениям, их обеты и тайные знания были связаны не только с древними мистериями, но и космическими символами, планетами и энергетическими центрами человеческого тела, что придавало их деятельности сакральный смысл.
Эти тайны, вместе с богатством и военной мощью тамплиеров, породили множество легенд о магии и сверхъестественных способностях рыцарей ордена.
Драматический конец организации лишь усилил легендарность тамплиеров, сделав их символом мистической силы. В Новое и Новейшее время тамплиерам подражали масоны, многочисленные тайные общества и эзотерические группы, которые заимствовали их символику, ритуалы и идею скрытого знания.
Прямыми последователями ордена тамплиеров считаются
госпитальеры (иоанниты). Эти главные конкуренты тамплиеров переняли многие их военные и финансовые практики. После роспуска тамплиеров значительная часть их владений была передана ордену госпитальеров.
Тевтонский орден, возникший в конце XII века как орден госпитальеров немецкого происхождения, изначально подчинялся папскому престолу, аналогично тамплиерам и иоаннитам. Устав Тевтонского ордена в значительной мере основывался на принципах и правилах, сходных с учениями тамплиеров. После падения последних владений тамплиеров на Святой Земле в конце XIII века, многие участники их ордена влились в состав Тевтонского ордена.
Масоны XVIII века и позднейших времен активно включали образ тамплиеров в свою мифологию. Многие масонские уставы и степени посвящения ссылаются на рыцарей Храма, провозглашая себя их духовными преемниками, пережившими гонения.
Начиная с XIX века, возникло множество неотамплиерских организаций (например, Ordo Supremus Militaris Templi Hierosolymitani - OSMTH), которые заявляют о возрождении ордена тамплиеров, хотя их связь с историческим орденом является скорее символической.
Вместе с тем, историки, стремящиеся к объективности,
отходят от романтизированного образа тамплиеров, пытаясь оценить деятельность ордена в контексте истории той эпохи. Критически настроенные исследователи выделяют ряд причин, которые привели к росту влияния, а затем и к падению ордена.
Во-первых, тамплиерам нередко вменяют в вину алчность и высокомерие. Несмотря на то, что они были пионерами банковского дела, их деятельность часто воспринималась как ростовщичество с высокими процентными ставками, которые они скрывали под сложными финансовыми операциями. Главными их должниками были правящие особы и аристократия, что создавало у последних чувство сильной финансовой зависимости и, как следствие, недовольство и враждебность.
Кроме того, тамплиеры, будучи подотчетными лишь Папе Римскому, часто игнорировали власть королей и местного духовенства, создавая внутри своих владений почти суверенные «государства в государстве». Это порождало политические трения и обвинения в том, что они забывали свою исходную миссию защиты паломников, предавшись алчности и другим порокам.
Во-вторых, как военная организация, тамплиеры принимали участие в ряде неудачных сражений, что вызывало критику их тактики и стратегии. Одним из таких примеров стала битва при Хаттине, 4 июля 1187 года между объединёнными силами Латино-Иерусалимского королевства, включая крестоносцев и рыцарей тамплиеров, и армией султана Саладина. В результате поражения христианами был утрачен Иерусалим.
Тамплиеры отличались мужеством и храбростью, но зачастую их действия отличались безрассудством и несогламованностью с другими силами крестоносцев. К тому же их вмешательство в политику крестоносных государств шло часто вразрез с общими интересами христиан, а соперничество с другими орденами, в частности госпитальерами, порой доходило до открытых конфликтов, ослабляя таким образом позиции христиан на Святой Земле.
В-третьих, были и обвинения в религиозных компромиссах и ереси, особенно в ходе процесса 1307–1312 годов. Хотя большинство обвинений считаются сфабрикованными, историки понимают, что некоторые ритуалы посвящения в орден, такие как отречение от Христа или определенные символические действия, могли вызывать подозрения и недопонимание со стороны окружающих. Со временем орден мог отойти от строго католической догматики, став больше ориентированным на верность самим себе, чем церковным догмам.
Четвертым пунктом является критика со стороны церковных и светских деятелей того времени. Даже Бернар Клервоский, первоначальный защитник ордена, признавал, что они отошли от идеалов бедности и смирения. Кроме того, отсутствие собственных святых и связанных с ними чудес в ордене не способствовало укреплению их духовного авторитета и наводило сомнения на их святость.
Современная историография придерживается более сбалансированного взгляда. Историки, в числе которых стоит отметить прежде всего Малкольма Барбера, считают, что тамплиеры были продуктом своего времени: их финансовые методы и статус были обычными для крупной феодальной и религиозной организации того периода, а процесс против них был политически мотивированным и сфальсифицированным. Их богатство и независимость стали причиной их падения, поскольку они угрожали формирующимся национальным государствам и амбициям королей.
Малкольм Барбер, британский историк, в книге «Процесс тамплиеров» (1998) подробно анализирует обвинения и расследования начала XIV века, показывая, что большинство из них были сфабрикованы королём Франции Филиппом IV для захвата имущества ордена. Барбер подчёркивает, что тамплиеры были обычными людьми, а не заговорщиками или мистиками. Он также показывает роль папства и политические интриги, которые привели к распаду ордена.
В конечном итоге негативные оценки сводятся к тому, что изначально духовная миссия тамплиеров была подменена финансовыми и политическими интересами. Они стали жертвами собственного успеха, а их недостатки были типичны для любой могущественной организации Средневековья и в значительной мере преувеличены в целях политической борьбы с ними.
Как бы то ни было, наследие тамплиеров живет не только в камне и летописях, но и в фундаментальных принципах финансов, в сюжетах книг и фильмов, а также в ритуалах обществ, видящих в них идеал рыцарской доблести, тайного знания и трагического жребия.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.