14 июля 1789 года — День взятия Бастилии, начало Великой французской революции, главный национальный праздник Франции. Когда в 1789 году парижская толпа штурмовала ненавистную тюрьму — символ королевского произвола, мало кто предполагал, что это событие станет началом десятилетий потрясений, изменивших ход мировой истории.
Как в современном французском обществе относятся к этой дате?
Помимо традиционного патриотического и позитивного восприятия, существуют и критические взгляды. В интернете я встречал немало франкоязычных пользователей, которые писали о Великой французской революции скептически, считали её началом всех бед современной Франции, называли Марсельезу «гимном марсельских бандитов», а революционеров — масонами и авантюристами.
Сложилось впечатление, что критики часто связывают современные проблемы Франции — наплыв мигрантов, коррупцию, безработицу, социальное неравенство — с историческим наследием революции.
Как нам известно, Великая французская революция, несмотря на провозглашённые гуманистические идеалы, сопровождалась периодом террора, экономическими и социальными катаклизмами. Казнь короля Франции Людовика XVI стала концом «старого порядка» и началом новой эпохи, но для правоконсервативных критиков она стала символом жестокости и подрыва устоев. Якобинский террор 1793— 1794 годов, развернутый революционным правительством во главе с Робеспьером и Комитетом общественного спасения, жертвами которого стали десятки тысяч человек из всех слоёв общества, воспринимается в наше время как воплощение крайнего политического насилия.
Особенно болезненная тема — Вандейский мятеж (1793–1796), при жестоком подавлении которого республиканцами погибли от 110 до 200 тысяч восставших крестьян-роялистов. Спор о том, называть ли события в Вандее геноцидом или нет, продолжается среди историков.
У многих эти факты вызывают сомнения в однозначной положительности революции. В результате, хотя 14 июля и остаётся символом национального единства и демократических ценностей, современное общество признаёт сложность и неоднозначность её исторического наследия.
Сегодня во Франции существует целый спектр критических взглядов на Великую революцию. Скептиков можно условно разделить на четыре лагеря: монархисты, клерикалы, конспирологи и нигилисты.
Попробуем разобраться, почему они так считают, и что стоит за этими взглядами.
Монархисты
Таковых во Франции целых три группы — роялисты-легитимисты (сторонники Бурбонов), орлеанисты (конституционные монархисты, сторонники Орлеанской ветви) и бонапартисты (имперский национализм). Сегодня все они представляют собой скорее исторические сообщества, не играющие значительной роли в политике, но сохраняющие определённое влияние на общественное мнение. Особенно это заметно в вопросах критического переосмысления революционного наследия — ведь именно монархисты пострадали от действий революционеров—республиканцев больше всех, не так ли?
Если легитимисты считают Великую французскую революцию насильственным переворотом, злом, потоком преступлений и террора, то орлеанисты и бонапартисты более умеренны в своих оценках, принимают её как свершившийся факт, но критикуют хаос и насилие.
В целом, монархисты видят в революции бедствие, нарушение порядка и справедливости, считая короля или императора гарантом стабильности и порядка.
Так или иначе, все монархии во Франции заканчивали плачевно.
В 1830 году в результате Июльской революции был свергнут крайне непопулярный в народе второй и последний король эпохи Реставрации Карл X Бурбон. Ставший после него монархом, «король-гражданин» Луи-Филипп Орлеанский несмотря на либерализм и приверженность конституции утратил власть в революцию 1848 года, в результате которой была провозглашена Вторая республика.
Кумир бонапартистов, Наполеон I, отрекался от престола дважды — в 1814 и 1815 годах. И оба раза это происходило после военных катастроф. Его племянник, Наполеон III, во многом повторил судьбу дяди: он был свергнут республиканцами, провозгласившими Третью республику, после поражения французской армии и своего пленения пруссаками под Седаном в 1870 году.
Несмотря на явное фиаско французских монархистов, наследие их традиций продолжает сохраняться в культурных и исторических кругах, а представители трёх монархических течений по-прежнему поддерживают свои претензии на власть, имея претендентов на престол Франции.
Клерикалы
В период революции французская католическая церковь (галликанская) была расколота между «присягнувшими» (лояльными революции) и «неприсягнувшими» (лояльными папе) священниками. Для «неприсягнувших» —представителей консервативных кругов католического духовенства Франции и Ватикана Великая французская революция — война с верой и торжество безбожия.
Конфискация церковных земель, секуляризация, гонения на духовенство и робеспьеровский культ Разума вместо христианства оставили глубокую травму в традиционном религиозном сознании. Даже сегодня консервативные католики видят в 14 июля день скорби, а не праздник.
Конспирологи
Ряд современных и исторических критиков (О. Баррюэль, Дж. Робисон, Э. Дрюмон, Н. Вебстер, Ж.-М. Руар, П. Мараваль) рассматривает революцию как результат заговоров, манипуляций тайных обществ или внешних сил, стремившихся дестабилизировать Францию.
По мнению искателей «тайных пружин истории», масоны, философы-просветители, иллюминаты, Ротшильды, янсенисты, якобинцы и другие группы, не стесняясь в выборе средств, стремились к радикальной перестройке общества через революционные потрясения.
Конспирологические теории подчёркивают скрытые мотивы и интриги, ставя под сомнение легитимность революционных событий. Хотя и сами эти теории весьма сомнительны.
Нигилисты (скептики)
Скептицизм и политический нигилизм характерен для французского обывателя. Многочисленные представители этого направления, как правило, не придерживаются чёткой политической ориентации, но всегда готовы высказать «веское» мнение. Для них Великая французская революция — не триумф свободы, а бессмысленная бойня, исторический провал, замаскированный под прогресс. Их аргументы звучат безапелляционно:
«Гильотина вместо свободы» —
террор 1793–1794 годов, когда на эшафот отправляли не только аристократов, но и самих революционеров из числа оппонентов (дантонистов, жирондистов, эбертистов), стал для нигилистов главным доказательством лицемерия якобинцев. Затем и сам Робеспьер был свергнут и казнен в результате Термидорианского переворота, окончательно обесценившего революционные идеалы.
Экономический крах революции — ассигнаты (революционные бумажные деньги) к 1796 году превратились в ничего не стоящие бумажки, цены на хлеб взлетели до небес, а «чёрный рынок» расцвёл пышным цветом.
Революция, по мнению скептиков, не решила проблемы, а породила новые, обернувшиеся чередой войн, политических кризисов, переворотов и новых революций. «Франция до сих пор не может выйти из этого круговорота, а 14 июля — просто повод для фейерверков», — такова их точка зрения. Для них история революции — это лицемерие политиков и историков.
Все группы критиков так или иначе соотносят сегодняшние проблемы Франции — миграционный кризис, инфляцию, коррупцию, безработицу — с историческим наследием Великой французской революции.
Многие считают, что революция, провозгласив свободу и равенство, не смогла полностью решить проблему социальной справедливости, подтверждением чему являются безработица и расслоение в обществе. Идея универсальных прав человека в современном обществе трансформировалась в мультикультурализм —открытость к миграции и интеграции. Однако наплыв мигрантов не радует большинство французов. Если одни видят в этом продолжение революционных идеалов, то другие — угрозу стабильности и национальной идентичности.
Критики связывают нынешнее недоверие к политическим элитам Франции с теми же проблемами, которые революция пыталась преодолеть — борьбой за подконтрольность власти и справедливое распределение материальных благ.
Почему неправы монархисты, клерикалы, конспирологи и нигилисты? Все четыре группы критиков страдают односторонностью, оценивая революцию вне исторического контекста. Их главная ошибка — оценка событий XVIII века с современных позиций без учёта
реалий сословного общества,
отсутствия мирных механизмов перемен, общеевропейского кризиса абсолютизма.
Буржуазная революция 1789 года изменила экономическую и социальную структуру страны, уничтожив феодальные пережитки и открыв дорогу капитализму. Революция была болезненным, но необходимым этапом перехода к новому обществу. Её истинное значение — не в отдельных эксцессах, а в создании новой модели социального развития.
Исторический ревизионизм, при всей ценности критического осмысления прошлого, не должен разрушать объединяющие нацию символы. Здоровая критика не должна вырождаться в критиканство, а анализ событий — превращаться в историческое самобичевание.
Несмотря на многие вопросы, День взятия Бастилии остаётся государственным праздником Франции. Хотя всё чаще звучат призывы переосмыслить его значение, день остаётся символом национального единства и демократических идеалов. На том и основывается официальная позиция французского государства.
Французская революция, со всеми её противоречиями и трагедиями, стала поворотной точкой мировой истории. Именно она изменила социальный строй на более прогрессивный, заложила фундамент современного понимания прав человека, гражданского общества и народного суверенитета.
Сегодня, когда демократические институты и конституционные нормы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, мы часто забываем, какой ценой они достались. За каждой статьёй современной конституции — реки пролитой крови и тысячи поломанных судеб.
Однако, отмечая 14 июля, Франция празднует не кровавую бойню, а торжество принципов. День взятия Бастилии остаётся важным символом — не потому, что он безупречен, а потому, что он настоящий. Настоящий символ настоящей Революции, изменившей социальный строй. День, когда «подданные» стали «гражданами», а идеи прав человека перестали быть абстракцией. Как и сама Франция, он несёт в себе и величие, и раны, и надежды — всю ту сложную правду, которая делает историю живой, а человеческое общество — способным к развитию.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.