Значение исторической личности французского императора Наполеона I до сих пор становится предметом споров, как профессиональных историков, так и просто интересующихся историей людей. Не вызывает сомнений, что Наполеон Бонапарт являлся самой крупной фигурой в европейской истории начала XIX века. Вместе с тем, ряд укоренившихся представлений о Наполеоне и его деяниях представляет собой ни что иное как систему полумифов, которые начали создаваться ещё в начале возвышения генерала Бонапарта в период первого Итальянского похода французской армии в 1796-1797 годах.
Создателем этих представлений зачастую являлся сам будущий император Наполеон I , владевший пером не хуже, чем шпагой и обладавший несомненным талантом пропагандиста. Кроме него ещё десятки профессиональных публицистов, писателей и художников в позитивном ключе живописали подвиги "непобедимой" французской армии и лично Наполеона Бонапарта. Подобная пропаганда создавала необходимый честолюбивому генералу политический капитал.
В период Консульства и во времена Первой империи на возвеличивание Наполеона была направлена вся система государственной пропаганды Франции. После окончания наполеоновской эпопеи и кончины бывшего императора на острове Святой Елены в 1821 году мифология Наполеона обрела новую силу, приняв форму целого культа, адептами которого становились молодые романтики и прогрессисты.
В чем-то основанные на фактах, а в чем-то на мистификациях, легенды о Наполеоне активно распространялись новыми бонапартистами в XIX веке. Цель этих людей была достигнута вместе с созданием Второй французской империи Наполеона III . Как известно, эту империю, также прославившуюся международными авантюрами и войнами, ждал столь же сокрушительный крах, как и государство Наполеона I .
Однако сила созданной мифологии оказалась такова, что даже сейчас, в XXI веке далеко не все считают Наполеона Бонапарта деспотом и историческим неудачником. Большое значение имела, да и сейчас имеет, милитаристская эстетика Первой империи – впечатляющий красивый образ "Великой армии", к созданию которого приложил руку сам Наполеон. Многие видят в Наполеоне «исторического мессию», «гения, опередившего своё время», «освободителя Европы» и т.п.
При этом ссылки делаются на то, что на завоеванных Францией территориях вводился прогрессивный Кодекс Наполеона и отменялись феодальные отношения, где они ещё существовали.
На самом деле, реальная модернизация законодательств Испании, Италии, Португалии и других стран произошла уже после свержения французского господства. Настоящей реалией жизни «новых департаментов» и зависимых от Франции монархий во главе с родственниками и военачальниками Наполеона была жесткая иностранная диктатура, связанная с подавлением патриотов, бесчинствами и ограблением завоеванных территорий. Контрибуция, грабежи, поборы, насильственный рекрутский набор – этих прелестей «прогрессивного» правления едва ли избежала хоть одна из завоеванных Наполеоном стран.
Модернизационные устремления французов оставались чаще всего лишь декларируемыми намерениями, как это было в Италии и Испании. Гораздо важнее было выкачать из новых департаментов все возможные ресурсы. Секрет успеха Наполеона, превратившегося из малоизвестного генерала в самого популярного и незаменимого политика Франции, заключался даже не в военных победах и административных реформах, а в том, что он начал систематически грабить Италию, наполняя скудную государственную казну республики золотом, а запасники Лувра раритетными произведениями искусства. Не забывал, конечно, полководец и себя и свою родню, многое доставалось простым офицерам и солдатам его армии.
Отмена «феодального права» в Италии, которую часто ставят в заслугу Наполеону, на деле привела к тому, что была разрушена старая экономическая система с устоявшимися отношениями между помещиками и крестьянами. Дворяне и духовенство изгонялись, их земли и имущество реквизировалось в пользу государственной администрации, в результате чего нищали целые регионы. Именно это стало причиной появления в Италии многочисленных банд разбойников, которыми и без того славилась эта страна. В это же время возникли первые тайные общества карбонариев – итальянских патриотов, к которым присоединялись даже республикански настроенные французы.
Кодекс Наполеона мог модернизировать юридическую систему на завоеванных территориях, однако, характер отношений между французскими властями и населением оккупированных и зависимых стран он не менял. При всех своих многочисленных талантах сам Наполеон Бонапарт был, по сути, абсолютным консерватором в вопросах общественного мироустройства.
Наполеон не был противником реакционных монархий, как представляют его многие. Наоборот, самым большим желанием французского императора было породниться с правящими династиями Европы, придав легитимность своему правлению. Систему администрирования в завоеванных странах Наполеон выстраивал по принципу средневекового феодального вассалитета, назначая своих родственников королями, маршалов герцогами и графами, а генералов мэрами городов.
Несмотря на то, что сам Наполеон выдвинулся на волне Великой французской революции, преданные её идеям республиканцы становились его врагами, в то время как роялистам из числа сторонников свергнутых Бурбонов предлагалось со стороны бонапартистского режима сотрудничество. (Продолжение следует).
Д.М.
Рекомендую к прочтению:
Хотел ли Бонапарт создать "Евросоюз"?
Березина: победа или поражение Наполеона?
"Русские в Париже": французские карикатуры 1814 года
Делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.