Найти в Дзене
Умному недостаточно

Эдгар Райтц. Досье. Часть 2

Эдгар Райтц Эдгар Райтц родился в немецкой провинции, в местечке Морбах в области Хунсрюк на западе страны, недалеко от границы Германии с Люксембургом и Францией. Спустя пятьдесят лет Райтц прославит Хунсрюк на весь мир в эпопее "Родина", которую сам Райтц называет не сериалом, а художественным фильмом, несмотря на внушительную его продолжительность (три части в каждой из которых от шести до тринадцати эпизодов, да ещё два отдельных полнометражных фильма). В девятнадцать лет Райтц покидает родительский дом, не желая связывать свою карьеру с отцовской профессией часовщика. Выгодное место редко пустует, так что то, от чего отказался Эдгар, подхватит его брат Гвидо. Хунсрюк не остался без хорошего часовщика, зато Германия приобрёла гениального режиссёра. Да, но откуда же любовь к кино? С отрочества, когда Эдгар подружился с киномехаником из родной деревни. В обмен на помощь в замене катушек ему разрешали смотреть фильмы. Одновременно Райтц интересовался актёрским мастерством и участвова
Эдгар Райтц
Эдгар Райтц

Эдгар Райтц родился в немецкой провинции, в местечке Морбах в области Хунсрюк на западе страны, недалеко от границы Германии с Люксембургом и Францией. Спустя пятьдесят лет Райтц прославит Хунсрюк на весь мир в эпопее "Родина", которую сам Райтц называет не сериалом, а художественным фильмом, несмотря на внушительную его продолжительность (три части в каждой из которых от шести до тринадцати эпизодов, да ещё два отдельных полнометражных фильма).

В девятнадцать лет Райтц покидает родительский дом, не желая связывать свою карьеру с отцовской профессией часовщика. Выгодное место редко пустует, так что то, от чего отказался Эдгар, подхватит его брат Гвидо. Хунсрюк не остался без хорошего часовщика, зато Германия приобрёла гениального режиссёра.

Да, но откуда же любовь к кино? С отрочества, когда Эдгар подружился с киномехаником из родной деревни. В обмен на помощь в замене катушек ему разрешали смотреть фильмы. Одновременно Райтц интересовался актёрским мастерством и участвовал в любительском школьном театре. И как это часто случается, был добрый наставник, учитель немецкого языка Карл Виндхойзер, который стал для Райтца проводником в мир литературы и искусства.

Итак, в ранней юности Райтц переезжает в Мюнхен, где учился германистике, журналистике, истории искусств и театроведению. Один из первых фильмов Эдгара Райтца, который он снял вместе с Бёрнхардом Дёррисом ещё будучи студентом в 1958 году,— документальная работа о Национальном оперном театре Мюнхена. Фильм называется "Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper. Уже спустя десятилетие после второй мировой войны, в 1958 году на месте театра оставались руины. Впоследствии здание оперного театра восстановили, вернув ему звание одного из крупнейших оперных театров Германии.

"Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года
"Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года

Это короткая десятиминутная лента с минимальным закадровым комментарием. Мы видим руины на месте бывшего величественного храма искусств под мощное музыкальное сопровождение государственного оркестра Баварии. Завершается фильм мерцающим изображением оперного театра, которым он был когда и каким авторы фильма надеются его увидеть.

"Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года
"Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года
"Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года
"Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года

По понятным причинам, я искал в отечественных киноархивах фильмы на ту же тему — запечатлённых советскими операторами разрушенных театром, музеев, архитектурных ансамблей. Есть впечатляющий фильм 1946 года со смонтированной хроникой разрушений в Петергофе, Пушкине, Павловске, домах-музеях Чайковского, Толстого, в селе Михайловском, разрушенных церквях и монастырях.

Меня поразили многие похожие кадры в немецком и отечественном фильме. Особенно эти, распростёртые на земле и в снегу фигурки истерзанных крошек-ангелов.

Скриншот кадра фильма "Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года
Скриншот кадра фильма "Судьба оперного театра" / Schicksal einer Oper, 1958 года
Скриншот кадра из фильма «Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР», 1946 года
Скриншот кадра из фильма «Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР», 1946 года

Вот таким был первый фильм Райтца.

Не знаю, что и думать и о странной параллели между фильмом Райтца и одним собственным текстом. Уже довольно давно я написал новеллу "Похищение Ундины", о том, как в 1817 года в Берлине горел национальный театр. Огонь уничтожил весь театральный реквизит, в том числе, уникальные декорации к опере Эрнста-Теодора Амадея Гофмана «Ундина».

В следующем тексте я напишу о первой полнометражной работе Эдгара Райтца под названием "Mahlzeiten". Затрудняюсь с переводом. Это слово, "как бумажник", состоит из двух: "mahl" и "zeiten". Время приёма пищи. Но фильм о любви, о да.

Здесь первый текст об Эдгаре Райтце.