Найти в Дзене
Литрес

Арктическая гонка, в которой победил тот, кто не вернулся домой: история экспедиции Роберта Скотта

История экспедиции Роберта Скотта на Южный полюс напоминает сценарий голливудского фильма, но без счастливого финала. Британский капитан хотел добиться одного: первым дойти до самой южной точки планеты и поднять там флаг своей страны. Он действительно дошел, но победителем так и не стал. И все же именно его путешествие стало легендой, о которой вспоминают уже больше ста лет. Роберт Скотт был морским офицером в третьем поколении, воспитанным в духе британской империи. Для него те места были не личной прихотью, а вопросом национальной гордости. Внешне он выглядел сурово: холодный взгляд, сжатые губы, ни намека на сентиментальность. Внутри него при этом жила упрямая вера в долг и в то, что Британия обязана быть первой там, где еще не ступала нога человека. Скотта легко можно назвать фанатиком, но так же честно будет сказать, что он был патриотом. Роберт хотел не просто поставить флаг на льду. Он искренне считал, что выполняет историческую миссию для своей страны, за которую не грех распл
Оглавление

История экспедиции Роберта Скотта на Южный полюс напоминает сценарий голливудского фильма, но без счастливого финала. Британский капитан хотел добиться одного: первым дойти до самой южной точки планеты и поднять там флаг своей страны. Он действительно дошел, но победителем так и не стал. И все же именно его путешествие стало легендой, о которой вспоминают уже больше ста лет.

Это дело чести

Фото: AP
Фото: AP

Роберт Скотт был морским офицером в третьем поколении, воспитанным в духе британской империи. Для него те места были не личной прихотью, а вопросом национальной гордости. Внешне он выглядел сурово: холодный взгляд, сжатые губы, ни намека на сентиментальность. Внутри него при этом жила упрямая вера в долг и в то, что Британия обязана быть первой там, где еще не ступала нога человека.

Скотта легко можно назвать фанатиком, но так же честно будет сказать, что он был патриотом. Роберт хотел не просто поставить флаг на льду. Он искренне считал, что выполняет историческую миссию для своей страны, за которую не грех расплатиться жизнью.

Казалось, что всё продумано

Фото: nationalgeographic.com
Фото: nationalgeographic.com

Экспедиция на барке «Терра Нова» стартовала в 1910 году. Команда, по меркам того времени, была хорошо подготовлена: 65 человек, запас топлива и продовольствия, стройматериалы, две моторные сани, лошади и собаки. В составе были и двое русских. Один привез из Северного Китая выносливых маньчжурских лошадей, другой подобрал в Сибири три десятка лайк. Казалось, что экспедиция обречена на успех.

План Скотта был прост по задумке и очень тяжёл в исполнении. Вдоль маршрута устраивали промежуточные лагеря со складами топлива и еды. К Южному полюсу должна была идти небольшая штурмовая группа, остальные возвращались после постановки складов. На бумаге план выглядел разумно, но, как это обычно и бывает, среди льдов Антарктики все пошло иначе.

Полюс уже занят

Фото: Scherl/Sueddeutsche Zeitung Photo
Фото: Scherl/Sueddeutsche Zeitung Photo

Еще до выхода штурмовой группы Скотт узнал, что на континенте появился конкурент. Руаль Амундсен перебросил свою экспедицию на юг и стал лагерем в более удачном месте, ближе к полюсу. У него было гораздо больше собак, его база находилась выгоднее, а ставка делалась как раз на упряжки, а не на моторы и лошадей.

Англичанам повезло меньше. Моторные сани быстро вышли из строя, лошади не выдерживали мороза, собак в какой-то момент лишились. В итоге людям пришлось самим тянуть тяжелые сани по трещинам льда и рыхлому снегу. Однако они все равно дошли. И там, где Скотт мечтал увидеть нетронутую ледяную пустыню, его ждал норвежский флаг и раскинувшийся лагерь соперника. Вскоре стало ясно, что Амундсен побывал здесь больше месяца назад.

Обратный путь, который принёс много горя

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

После неприятного открытия Антарктика для Скотта и превратилась в точку невозврата. Роберт вместе с товарищами все равно поднял британский флаг, сфотографировался с ним и повернул в обратную сторону. Теперь речь шла не о славе, а о том, чтобы дойти до складов и выжить. Но сил уже почти не осталось.

Первым погиб Эдгар Эванс, самый физически крепкий участник группы. Затем в ледяное никуда ушел из палатки Лоуренс Отс, понимая, что стал обузой для товарищей. Последние трое остановились всего в нескольких километрах от склада, но погода не дала им ни шанса. Они застряли в укрытии во время затяжной бури, без топлива и почти без еды.

Когда спасатели нашли их через восемь месяцев, рядом лежали записные книжки и письма. Именно дневники Скотта превратили эту трагедию в историю, которую с замиранием сердца люди перечитывают снова и снова. В ней есть усталость, страх, много гора, но нет жалоб на судьбу. Речь идёт о последней попытке держаться до конца и просьбе позаботиться о семьях погибших.

В итоге Роберт Скотт не стал первым на Южном полюсе. Но пусть его команды сделал так, чтобы их экспедиция осталась в памяти людей на долгие годы. Иногда именно те, кто формально проиграл гонку, в итоге остаются главными героями.

Больше об Антарктике вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6