Найти в Дзене
Записки воспитателя

Как мы запускаем речь в детском саду

Тему для статьи мне подсказала автор канала Rita Yaster, мама 2-летнего малыша. Как оказалось, тема запуска речи у ребёнка весьма актуальна. У меня сейчас как раз группа 2-летних деток, поэтому хочу рассказать, что делаю с малышами в саду. Больше половины группы на 1 сентября была не говорящая. Сейчас, спустя 3 месяца, осталось всего несколько деток, которые только "мычат" и показывают жестами, остальные пытаются говорить, как получается. Но им самим нравится) По расписанию у нас есть по 2 занятия ежедневно, по 10 минут каждое. Это музыка (в муз зале с муз руководителем) дважды в неделю, физкультура (в спорт зале с инструктором по физкультуре) дважды в неделю, развитие речи дважды в неделю, ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), ознакомление с окружающим миром, лепка, рисование. Рисование - элементарное, гуашью. Например, силуэт чашки из бумаги раскрашиваем "горошинками" ватной палочкой или пальчиком, рисуем веточку дерева кистью, дорисовываем лошадке хвос

Тему для статьи мне подсказала автор канала Rita Yaster, мама 2-летнего малыша.

Как оказалось, тема запуска речи у ребёнка весьма актуальна. У меня сейчас как раз группа 2-летних деток, поэтому хочу рассказать, что делаю с малышами в саду.

Больше половины группы на 1 сентября была не говорящая. Сейчас, спустя 3 месяца, осталось всего несколько деток, которые только "мычат" и показывают жестами, остальные пытаются говорить, как получается. Но им самим нравится)

По расписанию у нас есть по 2 занятия ежедневно, по 10 минут каждое. Это музыка (в муз зале с муз руководителем) дважды в неделю, физкультура (в спорт зале с инструктором по физкультуре) дважды в неделю, развитие речи дважды в неделю, ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), ознакомление с окружающим миром, лепка, рисование. Рисование - элементарное, гуашью. Например, силуэт чашки из бумаги раскрашиваем "горошинками" ватной палочкой или пальчиком, рисуем веточку дерева кистью, дорисовываем лошадке хвост или колёса у машины (силуэт без одной части).

-2

-3

Ветка
Ветка

-5

Лепка - отщипывание " зернышек"для курочки (мышки) от кусочка пластилина. Развитие речи - чтение элементарных сказок ( вроде "Курочки Рябы") или коротких стишков. Но этого мало, обязательно нужны ещё занятия. Причём они настолько просты, что не требуют особой подготовки. Единственная оговорка: они работают, если у ребёнка нет каких-то серьёзных проблем (физиология, логопедия и т.д.), хотя и тогда они тоже не лишние.

Зёрнышки для курочки
Зёрнышки для курочки

Мы много разговариваем с детками, много занимаемся развитием мелкой моторики в свободное время до завтрака или уже после полдника. Рисование карандашами у нас на уровне "каля-маля". Для этого использую любые листы небольшого формата, где-то половина А4 ( я даю ребятам даже листы из тетрадей, которые остались от выпускников).

Лепка - ребята просто мнут пластилин или отрывают от него кусочки, катают шарики и колбаски.

-7

Нанизываем "бусинки" (крупные шарики) на шнурок.

-8

Мы участвуем в проекте добрые крышечки. Ребята с родителями приносят крышки в сад, а мы собираем их в пластиковые 5-литровые бутыли, чтобы потом сдать в пункт приёма. Эти крышечки ребята сами складывают в бутыли.

-9

Крышечки от детского пюре (в мягкой упаковке) оставляю. Их ребята складывают в сортер по одной и достают обратно в корзинку (открываю сверху крышку).

-10

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика - совсем простые упражнения, но очень полезны для активации и развития речи. Подробнее можно почитать здесь 👇

Все упражнения для любого возраста спокойно можно найти в интернете.

В любую свободную минуту читаю ребятам сказки либо слушаем их через муз колонку, включаю детские песенки, делаем музыкальные физкультминутки. Сказки для колонки лучше выбирать с разными голосами и муз эффектами (не один чтец), они лучше усваиваются и дольше удерживают внимание малышей.

Ну и в мягкой форме прошу ребят сказать, что хотят, либо повторить за мной. Пробуем с самых простых слов, из 2-х слогов. Наши малыши обычно начинают заговаривать, называя имена других ребят и простые слова-действия (помоги, дай, хочу, на и т.д.) Обязательно хвалю деток, глажу по головке (они очень это любят, и психологами доказана такая тактильная необходимость) Даже родители уже отмечают наши успехи)

Что ещё можно делать?

Я советую родителям купить домой фасоль, горох, макароны и ссыпать их в широкий плоский контейнер. Ребёнок сначала может просто перебирать содержимое, пересыпать в другие ёмкости, позже можно попросить сортировать: фасолинки - в одну тару, горошинки - в другую. Контейнеры должны быть безопасные, лучше всего из пластика. Делать это нужно под присмотром взрослых, потому что малыши могут попробовать содержимое на вкус или засунуть в нос/уши.

Эти простые упражнения дают хорошие результаты. Главное условие - регулярность занятий.