Найти в Дзене
Записки воспитателя

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые помогают укрепить органы речевого аппарата и развить их подвижность. Занятия позволяют сделать речь чёткой, чистой и ритмичной. Занятия состоят из статических и динамических упражнений. Первые отрабатывают правильное положение губ, языка, мягкого неба, щёк, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают подвижность и гибкость, которые также необходимы для чёткой речи. Выполнять упражнения по артикуляционной гимнастике следует с раннего возраста — чем раньше дети начинают укреплять артикуляционные органы, тем чётче и чище будет их речь в будущем. В детском саду я использую вот такой набор карточек с рисунками 👇 Сначала мы с ребятами знакомимся с каждым упражнением, я показываю - они повторяют. Потом какое-то время выполняем вместе. А дальше я показываю карточку - они сами выполняют. Проверяю у каждого ребёнка правильность выполнения. Ребята очень любят эти упражнения. Специального в
Оглавление

Артикуляционная гимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые помогают укрепить органы речевого аппарата и развить их подвижность. Занятия позволяют сделать речь чёткой, чистой и ритмичной.

Занятия состоят из статических и динамических упражнений. Первые отрабатывают правильное положение губ, языка, мягкого неба, щёк, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают подвижность и гибкость, которые также необходимы для чёткой речи.

Артикуляционная гимнастика для детей предназначена для достижения следующих целей:

  • Улучшение речи. Помогает скорректировать и улучшить звукопроизношение, что делает речь чётче и яснее. 
  • Развитие моторики артикуляционных органов. Способствует укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, что влияет на точность и подвижность этих органов при произношении слов. 
  • Коррекция дефектов речи. Помогает исправить звуковые нарушения и устранить дефекты в работе артикуляционных органов. 
  • Поддержание и улучшение звучания голоса. Содействует развитию правильного дыхания и тембра голоса. 
-2

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Занятия обязательно проводятся регулярно, каждый день один или два раза. При этом не нужно предлагать их ребёнку сразу после приёма пищи, следует подождать 1–2 часа.
  • Упражнения нужно преподносить в игровой форме, чтобы они заинтересовали ребёнка.
  • Выполнять упражнения нужно хотя бы по 5 раз каждое. При этом важно качество.
  • При выполнении статических упражнений одно артикуляционное положение должно удерживаться около 7–10 секунд.
  • Во время занятий хорошо предложить ребёнку большое зеркало, чтобы он видел своё лицо.
  • Взрослый вначале сам показывает ребёнку, как выполнять каждое упражнение.
-3

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики для детей:

  • «Варенье». Поочерёдно язык облизывает верхнюю и нижнюю губу.
  • «Часы». Ребёнок должен приоткрыть рот и кончиком языка касаться по очереди правого и левого уголка губ.
  • «Змейка». Нужно сделать язык узким, похожим на маленькую змейку и высунуть его вперёд как можно дальше.
  • «Лошадка». Язык приподнимается к небу и будто присасывается к нему. Затем им нужно с усилием и медленно цокать.
  • «Качели». Ребёнок приоткрывает рот, а затем напряжённый кончик языка поднимает и опускает вниз, имитируя качели.
  • «Чистим зубки». Следует «почистить» языком верхние и нижние зубы, рот при этом должен быть закрыт.

Выполнять упражнения по артикуляционной гимнастике следует с раннего возраста — чем раньше дети начинают укреплять артикуляционные органы, тем чётче и чище будет их речь в будущем.

В детском саду я использую вот такой набор карточек с рисунками 👇

-4

Сначала мы с ребятами знакомимся с каждым упражнением, я показываю - они повторяют. Потом какое-то время выполняем вместе. А дальше я показываю карточку - они сами выполняют. Проверяю у каждого ребёнка правильность выполнения. Ребята очень любят эти упражнения. Специального времени у нас нет - делаем в свободные минутки. Это может быть и перед вторым завтраком, и перед обедом, и перед ужином.