Найти в Дзене
Записки воспитателя

Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика — это игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. Этот пальчик — дедушка (разжимаем поочерёдно пальцы из кулачка, начиная с большого) Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой). Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять. (указательным и средними пальчиками «идем» по столу), Бабу снежную слепили, (катаем ручками «комок») Птичек крошками кормили. («кормим птичек») С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой). Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки), Суп поели («едим суп»), спать легли (ладошки под щечку). Рыбка в озере живёт, (ладошки соединены) Рыбка в озере плывёт, (ладошки соединены и делают плавные движения) Хвостиком ударит вдруг, (ладошки р
Оглавление

Упражнение "Корзина"
Упражнение "Корзина"

Пальчиковая гимнастика — это игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью.

В чем польза пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • Развитие мелкой моторики. Упражнения помогают развить гибкость кистей и пальцев, их подвижность, улучшить координацию движений. 
  • Улучшение внимания. Игра с пальцами тренирует устойчивость внимания, его объём, умение концентрироваться. 
  • Развитие речи. В процессе пальчиковых игр ребёнок прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребёнка. 
  • Развитие памяти. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Ребёнок следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. 
  • Развитие воображения и творческих способностей. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал ребёнка. 
  • Социализация и создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Играя пальчиками, ребёнок учится подражать взрослым, вслушиваться в речь, повышает свою речевую активность, готовит руку к письму и развлекается. 

Какие правила важно соблюдать при выполнении пальчиковой гимнастики:

  • выбирать удобное место для упражнений, чтобы ребёнок мог свободно двигаться и не отвлекаться на другие предметы;
  • начинать с простых упражнений, таких как сгибание и разгибание пальцев, затем переходить к более сложным, например, плетению пальцев;
  • делать упражнения регулярно;
  • следить за тем, чтобы ребёнок не испытывал дискомфорта во время пальчиковой гимнастики;
  • говорить с ребёнком во время выполнения упражнений, объяснять, что он делает и зачем это нужно;
  • хвалить ребёнка за его успехи и поддерживать его;
  • не настаивать на выполнении упражнения, если ребёнок капризничает.

Советы по проведению пальчиковой гимнастики:

  • Перед занятием пальчики нужно размять, руки должны быть тёплыми.
  • Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
  • Каждое упражнение выполняют с повтором, но не больше 3 раз подряд.
  • Одно занятие длится 10–15 минут.
  • Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются.
  • Важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца — мизинец и безымянный.

Несколько вариантов пальчиковой гимнастики для детей 4–6 лет со стихами:

  • «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка (разжимаем поочерёдно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой).

  • «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять. (указательным и средними пальчиками «идем» по столу),

Бабу снежную слепили, (катаем ручками «комок»)

Птичек крошками кормили. («кормим птичек»)

С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки),

Суп поели («едим суп»), спать легли (ладошки под щечку).

  • «Рыбка»

Рыбка в озере живёт, (ладошки соединены)

Рыбка в озере плывёт, (ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг, (ладошки разъединить и ударить по коленкам),

И услышим мы — плюх, плюх! (ладошки соединить у основания и так похлопать).

  • «Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх)

Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже. (руки вниз)

Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

«Домик»

Я гуляю во дворе, (хлопки ладошками по коленкам поочерёдно каждой рукой)

Вижу домик на горе. (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочерёдно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! (поочерёдно стучать кулачком одной руки в ладошку другой).

Для достижения наилучшего эффекта необходимо заниматься пальчиковой гимнастикой регулярно — хотя бы несколько раз в неделю.