Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Лучший детский детектив советской эпохи 50-х – повесть «Часы Мериме» И. Василенко. Эта книга была издана всего один раз и почти забыта

Оказывается, был в СССР такой популярный детский писатель калибра А. Грина. А. Гайдара, Л. Кассиля и многих других – Иван Василенко. Книги этого писателя издавались множество раз стотысячными тиражами, и был у него только один «гадкий утенок» - детективная повесть «Часы Мериме», изданная всего один раз, и забытая до самого появления на просторах нашего Отечества Интернета. Как-то лет пятнадцать назад я решил собирать в свою библиотеку книги серии «Детский детектив» от издательства «Эксмо». У нас на барахолках эти книги появлялись очень часто, стоили совсем недорого, вот я и подумал – знаковая серия, довольно большая, книги оформлены неплохо, хоть и очень тонкие, соберу-ка полку, а потом на досуге перечитаю. Ну, собрал я книг тридцать, красиво они смотрелись на полке рядом с современными детективами для взрослых, ну. и начал я потихоньку листать эти свои приобретения. Вы знаете, я читаю всякие приключенческие книги для детей с начала 70-х, в руки попадались еще те, которые при Сталине б

Оказывается, был в СССР такой популярный детский писатель калибра А. Грина. А. Гайдара, Л. Кассиля и многих других – Иван Василенко. Книги этого писателя издавались множество раз стотысячными тиражами, и был у него только один «гадкий утенок» - детективная повесть «Часы Мериме», изданная всего один раз, и забытая до самого появления на просторах нашего Отечества Интернета.

Мемориальная доска в честь детского писателя И. Д. Василенко
Мемориальная доска в честь детского писателя И. Д. Василенко

Как-то лет пятнадцать назад я решил собирать в свою библиотеку книги серии «Детский детектив» от издательства «Эксмо». У нас на барахолках эти книги появлялись очень часто, стоили совсем недорого, вот я и подумал – знаковая серия, довольно большая, книги оформлены неплохо, хоть и очень тонкие, соберу-ка полку, а потом на досуге перечитаю.

Ну, собрал я книг тридцать, красиво они смотрелись на полке рядом с современными детективами для взрослых, ну. и начал я потихоньку листать эти свои приобретения.

Первое (и единственное) советское издание повести И. Василенко "Часы Мериме", это два варианта отпечатаны на двух разных заводах, о чем свидетельствует фактура оболожки и корешки разных цветов/ Bpl-dj "Всесоюзное учебно-педагогическое издательство Трудрезервиздат", 1957 г., Серия "Фантастика. Приключения", тираж 90 000 экз., твердая обложка, формат - 70x92/32 (110x165 мм), 96 страниц, иллюстрация на обложке Е. К. Агутинского
Первое (и единственное) советское издание повести И. Василенко "Часы Мериме", это два варианта отпечатаны на двух разных заводах, о чем свидетельствует фактура оболожки и корешки разных цветов/ Bpl-dj "Всесоюзное учебно-педагогическое издательство Трудрезервиздат", 1957 г., Серия "Фантастика. Приключения", тираж 90 000 экз., твердая обложка, формат - 70x92/32 (110x165 мм), 96 страниц, иллюстрация на обложке Е. К. Агутинского

Вы знаете, я читаю всякие приключенческие книги для детей с начала 70-х, в руки попадались еще те, которые при Сталине были писаны. И что я вам скажу?

Не скажу, конечно, что книги современной серии «Детский детектив» - полная полова, но читать их могут только те дети, которые не знают, что такое настоящая детская литература. А вот в советские времена детская литература была настоящая, несмотря на то, что создавалась для «несчастных» советских детей, а не для современных, свободных от всяких стереотипов.

Титульный лист
Титульный лист

Вот скажите мне – вы встречали современную детскую литературу уровня старых, советских бестселлеров типа «Старик Хоттабыч», «Чук и Гек», «Кортик», «Бронзовая птица», «Два капитана» или «Алые паруса»? Я лично за последнюю треть века ничего такого не обнаружил, а ведь я все это время запоем читаю и современную отечественную литературу, включая и детскую. Да, боевики для взрослых у наших писателей постперестроечного периода получаются захватывающие, а вот для детей никто нормальную литературу создать так и не удосужился.

А особенно детективную детскую литературу, примером чему может служить совсем неинтересная серия «Детский детектив» от издательства «Эксмо».

Первая страница
Первая страница
-5
Иллюстрации Б. Винокурова
Иллюстрации Б. Винокурова

Короче, прочитал я с десяток этих книг, и сильно удивился убожеству современных детских писателей. Ну, потом мне стало немного понятно, что если раньше был какой-то контроль за качеством детской литературы, то сегодня это качество регулируется совершенно другими регуляторами. Ясно, что и в советские времена писатели создавали свои произведения с учетом тиражей и гонораров, но они-то хоть знали чувство меры. А сегодня это чувство меры куда-то испарилось, и литература для детей создается по меркам литературы для взрослых – побольше тиражом и хорошим гонораром.

Еще иллюстрации
Еще иллюстрации
-8

Ну, а детям что? Они-то сегодня часто и не знают, какой должна быть хорошая детская книга, и принимают современное «творчество» современных «писателей» за единственно правильный вариант. А кто сегодня читает «Старика Хоттабыча» или «Алые паруса»? Издают эти книги даже сегодня, но такими маленькими тиражами, что на всю страну не хватает, и даже если родители видят эти книги в магазинах, то не хотят заставлять своих детей читать это «старьё».

-9
-10
Содержание повести
Содержание повести

В общем, не понравилась мне эта современная серия «Детский детектив» - такое ощущение, что писаны все эти детективы для детей-дебилов. Ну, не так, конечно, всё грустно, но всё это такой ширпотреб, который не идет ни в какое сравнение с детективами, которые некогда издавались хотя бы советским издательством «Детская литература». Да и внутреннее оформление книг, как я обнаружил, не совсем детское. Во многих нет никаких внутренних иллюстраций, а в тех, где они есть, создается впечатление, что рисовали их какие-то случайные люди, к книжной графике не имеющие вообще никакого отношения.

-12
Выходные данные
Выходные данные

Ну ладно, с современным «Детским детективом» разобрались, а я хочу рассказать о самой первой книге категории «детский детектив», прочитанной мною еще тогда, когда и понятия такого не было – «детский детектив». Но это была самая настоящая детективная повесть для детей, причем написанная еще тогда, когда у нас слово «детектив», по сути, было ругательным. Эта книга называлась «Часы Мериме», вышла в 1957 году, но не в «Детгизе», а в сугубо «взрослом» издательстве – «Трудрезервиздат». Но зато написана эта повесть была самым настоящим детским писателем из Таганрога - Иваном Дмитриевичем Василенко (1895–1966 гг.).

Задняя часть переплета двух разных заводов
Задняя часть переплета двух разных заводов

Что интересно, И. Василенко никогда не писал детективов, писал только конкретно детские книги, и вот – в кои веки написал детектив, а он взял – и не пошел. Другие книги автора издавались множество раз, причем 100-тысячными, 150-тысячными и даже 200-тысячными тиражами каждого выпуска, они были переведены на целый ряд иноземных языков, не говоря уже о языках народов СССР, и общий ассортимент изданий приблизился к 200, а то и больше.

В общем, вполне успешный детский писатель, и, судя по тиражам, в СССР он был не менее популярен, чем иные его признанные коллеги по «цеху» детской книги.

Однако, как это не удивительно, в советское время мне попалась только одна его книжка – карманного формата «Часы Мериме», а больше я практически до недавнего времени такой фамилии и не слышал. Потом, правда, я хоть как-то обосновал этот парадокс – в СССР было такое огромное число детских писателей, издававшихся массовыми тиражами, что фамилия И. Василенко между ними просто затеялась. А ведь книги его были не менее интересными, чем книги тех же прекрасно всем известных детских писателей - А. Грина, Л. Кассиля. А. Рыбакова, А. Гайдара и многих других не менее знаменитых.

Ну ладно, надо хотя бы кратко рассказать, о чем эта повесть «Часы Мериме», чтобы было понятно, что от нее ожидать тем, кто ее еще не читал. Приведу аннотацию таганрогского издательства, которое в прошлом, 2024 году, издало эту книгу, спустя 67 лет после первого выпуска.

Переиздание повести в 2024 году, Таганрог, в Интернете я нашел только эти две картинки к этому изданию
Переиздание повести в 2024 году, Таганрог, в Интернете я нашел только эти две картинки к этому изданию

«…Впервые повесть о находчивом студенте Якове Копнигора, его друзьях и легковерной тётушке была напечатана в 1957 году. Послевоенный советский детектив «Часы Мериме» очень понравился читателям, но, несмотря на это не переиздавался до 2024 года. Благодаря издательству «Лукоморье» города Таганрога вышла эта удивительная книга, дополненная реалистичными графическими иллюстрациями С. В. Красных.

В начале повествования главный герой Яша, узнав о переводе его пединститута из Новочеркасска в Таганрог, испытывает сразу два чувства – радость и огорчение. С одной стороны в Таганроге учится его лучший друг, а с другой в Новочеркасске остаётся девушка Дина, которая ему очень нравится. Но именно в Таганроге он попадает в ситуацию, когда Яков решает начать собственное расследование.

Его тётушка, являясь собирательницей уникальных раритетов, становится жертвой обмана шайки торговцев поддельным антиквариатом. Пожилой женщине пытаются продать часы Мериме – якобы те самые, что пропали у писателя во время ссоры Хосе и Кармен…

О том, как стремительно развивались дальнейшие события вокруг Яшки Копнигора, и чем же закончилось это необычное детективное приключение, вы узнаете, прочитав книгу Ивана Дмитриевича Василенко «Часы Мериме»…

От себя добавлю, что перечитав эту повесть еще раз недавно, я не нашел в ней никаких отталкивающих современного читателя моментов. Есть, правда, сомнения в том, что современный читатель поверит в то, что в те далекие советские времена имели место быть старушки, скупавшие дорогой антиквариат на «нетрудовые доходы», но так тогда было на самом деле, потому что СССР даже в сталинские и хрущевские времена не был страной каких-то нищих и глупых рабов, и люди даже в те времена жили не менее богатой жизнью, чем сегодня, а то и более интересной, учитывая, что многие финансовые издержки простых советских граждан государство брало на себя – например, бесплатные квартиры, бесплатное образование и здравоохранение, и много чего еще другого.

-16
Некоторые детские книги И. Д. Василенко разных годов выпуска
Некоторые детские книги И. Д. Василенко разных годов выпуска

Короче, не буду больше хвалить эту книгу, чтобы не перехвалить ее в глазах тех, кто ее все же не поймет. А кто поймет, тот ее и сам похвалит, и без меня. Моя задача – привлечь внимание к одному из лучших образцов советского детского детектива, по крайней мере, он был для меня лучшим из того, что я когда-то прочитал, потому что, конечно же, могут обнаружиться и более лучшие. Но если такие более лучшие я когда-то обнаружу, то обязательно об этом напишу.

В заключение хочу добавить, что Иван Дмитриевич Василенко родился в Макеевке на Донбассе, но еще до революции с семьей переехал в Таганрог, где прожил всю жизнь, за исключением военной эвакуации в 1941 году. На фронт он не попал по здоровью, но у него был сын Фёдор, который был летчиком-истребителем и в 1941 году погиб в воздушном бою под Конотопом.

И. Д. Василенко с сыном Федором перед войной
И. Д. Василенко с сыном Федором перед войной

В эвакуации в Нальчике И. Д. Василенко работал в армейской печати и одновременно продолжал заниматься детским творчеством, за повесть «Звездочка» в 1950 году он удостоился Сталинской премии третьей степени. По трем повестям писателя в 1952, 1956, 1976 и 1981 годах были сняты четыре художественных фильма - «Навстречу жизни», «Приключения Артёмки», «Волшебный круг» и «Золотые туфельки».

Сегодня в доме в Таганроге, где писатель жил всю свою жизнь, находится «Дом-музей И. Д. Василенко».

Коллаж - И. Д. Василенко и обложка его единственного детского детектива
Коллаж - И. Д. Василенко и обложка его единственного детского детектива

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Серия «Фантастика. Приключения» издательства «Трудрезервиздат», 1955-1961 гг.

«Золотой поезд» Ю. Дмитриева, 1957 год – прекрасная остросюжетная приключенческая повесть-боевик на тему захвата большевиками золота Колчака

Еще один забытый шедевр 1950-х - фантастический роман «Сокровище Черного моря» Александра Студитского

Г. Гуревич, «Рождение шестого океана», 1960 г. ~ прекрасный фантастико-приключенческий роман, забытый навсегда

Фантастический роман Александра Казанцева «Арктический мост», 1941 г. – приключенческо-шпионский блокбастер сталинских времен