Давно не было про СССР. Комментаторы тем временем требуют ответить, почему в Советском Союзе трудящиеся нежились каждый год на черноморской гальке, а сейчас рабочему человеку на одну зарплату уже и не слетать никуда. Что же, вот несколько ссылок и историй для ностальгирующих.
1. Не так давно Беня Лазерман подробно рассказывал про советский отдых. Вы, вероятно, помните его занимательную лекцию, но если нет, то освежить память можно вот здесь (ссылка).
2. В 1933 году рабочие Донбасса жили так хорошо, что отказывались от бесплатных путёвок в санатории. Причина отказа — за поездку в санаторий у рабочих отбирали хлебные карточки, из-за чего их семьям приходилось голодать. Цитирую (ссылка):
…Горловский район. На шахте им. Дзержинского на 14 мая имеется 18 просроченных путевок в дома отдыха, которые рабочие не хотят брать из-за того, что у них отбирают продовольственные карточки. Кадровый забойщик шахты «Северная» Каплин, отказываясь от путевки, заявил: «Неужели я за 30 лет работы в забое не заслужил раз в год получить пуд хлеба, разве это отдых, если я поеду на курорт, а семья будет голодать?».
Техник шахты им. Дзержинского Кравченко отказался от получения путевки в Сочи, заявив: «Это будет не лечение, а мука, я буду лечиться, а 6 моих иждивенцев будут сидеть на одном хлебе».
Сталинский район. С 6 мая в монтажном цеху Сталинского металлургического завода бригада котельщиков Денисова должна была выехать на курорт, причем рабочие были предупреждены, что путевки они получат после сдачи продовольственных карточек. Обращение рабочих в цехком не дало результатов, в связи с чем бригада (в числе 6 человек) от путевок отказалась…
Для контекста. Пуд хлеба, который даже раз в год не давали кадровому забойщику — это примерно 1500 рублей на наши деньги.
3. Из комментариев к лекции господина Лазермана, на которую я ссылался выше. Пишет Михаил Лотов:
В СССР всякое место совместного проживания граждан будь то больница, общежитие при выезде «на картошку» или дом отдыха неминуемо по порядкам напоминало тюрьму. После первого курса института в 1981 году мы с приятелем ездили в черноморский ведомственный пансионат под Сухуми. Основанием для поездки было (сейчас это трудно представить) письмо от «большого московского начальника» директору пансионата. По предъявлении письма директор поначалу нас просто послал, потом после наших нервных звонков родителям выделил одно место на двоих в трёхместной мужской палате.
В итоге приятель заселился на «койко-место», а я устроился на другое койко-место в трёхэтажном особняке, принадлежавшем повару из соседнего пионерского лагеря. Но тусовались мы в пансионате в комнате с двумя мужиками, которые уже недели две проживали совместно, вусмерть надоели друг другу, а путёвки у них были на 24 дня. Так вот, о тюремности. Поскольку получить путёвку на полную семейную пару было практически невозможно (см. фильм «Любовь и голуби»), то пансионат больше чем на половину был заполнен «разлучёнными супругами». Формировались мужские и женские бараки (ну, не бараки, а палаты, которые ещё старались размещать в отдельных крыльях здания). В 23:00 комендант запирал вход в пансионат. Ссориться с комендантом было нельзя, так как он писал жалобы на работу. Питание в местной столовой по утверждению «бывалого постояльца» не сильно отличалось от питания на зоне. Наше помещение располагалось на первом этаже, и мы через окно организовывали «портал» для прохода «нарушителей режима». Наши соседи благодаря этому транзиту познакомились с какими-то женщинами и отдых для них под конец смены заиграл новыми красками. Мне в 18 лет всё казалось весёлым и занимательным, но нашим соседям — двум дядькам «за сорок», инженерам, которых вот так поощрили за успешную трудовую деятельность — вероятно, было не так весело.
4. Также в комментариях указывают на документальный фильм 1977 года, «СССР — общество без кризисов». Цитирую (ссылка):
В конце фильма (ссылка) речь заходит о летнем отдыхе, и герои рассказывают, что ездят на море, когда есть возможность, но отдых организуют самостоятельно. А по путёвкам они тоже ездили, но только на Волгу. Главный герой фильма, 26 лет проработавший на ЗИЛе, профсоюзную путевку на море не получал никогда.
5. Добавлю к этому, что организовать отдых самостоятельно было несколько сложнее, чем сейчас, так как с гостиницами и билетами в СССР тоже был дефицит. Цитирую, например (ссылка):
Билеты на проходящие поезда можно было купить только по их прибытии на станцию. В начале 1970-х родственница попросила маму посадить её детей на поезд, чтобы она встретила их уже на месте. Поезд был проходящим. Мама стояла у кассы трое суток. Я и отец периодически приходили и её подменяли, чтобы не пропала очередь. Девчонок привозили к поезду, билетов не было, увозили обратно.