Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Парадиз, земной рай... Морем пахнет...»

Приехавший в строящийся Петербург Пётр, глядя «на крутящиеся весенние облака, на быстрые тени, пролетающие по лужам и полыньям, на яростное — сквозь прорывы облаков — бездрёмное солнце за Васильевским островом», удовлетворённо произносит: «Парадиз! Ей-ей, Данилыч, парадиз, земной рай... Морем пахнет...» А давайте вспомним картину его приезда! Едет он «по вздувшемуся льду Невы, на которую и смотреть-то было страшно», его «тяжёлый кожаный возок» «по сплошной воде повернул… и остановился у мостков» так, что царь даже не смог сам выйти («Данилыч, помоги, вот, чёрт, — не вылезу...») – «Александр Данилович прыгнул с мостков по колена в воду и потащил Петра Алексеевича». Но уже «земной рай»! Как понять слова царя? Сначала посмотрим, как почти через полтора века на этот вопрос ответят великие писатели. Пушкин передаст мечты Петра: Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Мене
Картина В.А.Серова и Н.М.Корчагина «Закладка Петербурга» несколько фантазийна, но любопытна
Картина В.А.Серова и Н.М.Корчагина «Закладка Петербурга» несколько фантазийна, но любопытна

Приехавший в строящийся Петербург Пётр, глядя «на крутящиеся весенние облака, на быстрые тени, пролетающие по лужам и полыньям, на яростное — сквозь прорывы облаков — бездрёмное солнце за Васильевским островом», удовлетворённо произносит: «Парадиз! Ей-ей, Данилыч, парадиз, земной рай... Морем пахнет...» А давайте вспомним картину его приезда! Едет он «по вздувшемуся льду Невы, на которую и смотреть-то было страшно», его «тяжёлый кожаный возок» «по сплошной воде повернул… и остановился у мостков» так, что царь даже не смог сам выйти («Данилыч, помоги, вот, чёрт, — не вылезу...») – «Александр Данилович прыгнул с мостков по колена в воду и потащил Петра Алексеевича».

Иллюстрация Д.А.Шмаринова
Иллюстрация Д.А.Шмаринова

Но уже «земной рай»! Как понять слова царя? Сначала посмотрим, как почти через полтора века на этот вопрос ответят великие писатели. Пушкин передаст мечты Петра:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Менее известно высказывание Н.В.Гоголя («Петербургские записки 1836 года»), где мы увидим и сравнение двух столиц: «Москва — старая домоседка, печёт блины, глядит издали и слушает рассказ, не подымаясь с кресел, о том, что делается в свете; Петербург — разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и, охорашиваясь перед Европою, раскланивается с заморским людом».

«Старую домоседку» Москву мы увидим в самом начале третьего тома романа: «Скучно стало в Москве… Не было прежней толкотни и крика на площадях…» С чем это связано? Москва не хочет принимать новые порядки. Не случайно символом старой жизни выступают колокольный звон, которого «прежнего» уже нет («во многих церквах большие колокола сняты и отвезены на Литейный двор, перелиты в пушки»), и слова «пономаря от Старого Пимена»: после того как «пропахшие табачищем драгуны сволокли у него с колокольни великий колокол», он «в исступлении ума закричал, что славна была Москва малиновым звоном, а теперь на Москве станет то́мно».

И не может Москва привыкнуть ни к тому, что народ должен работать «на новозаведённых мануфактурах вместе с колодниками и кабальными», ни к тому, что «людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы — учиться навигации, математике и фортификации», а бояр царь «неволит курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос — до пупа — вертеть и дёргать ногами».

Любопытная деталь: достаточно свободная от предрассудков и явно любимая москвичами царевна Наталья надевает для выезда «старомосковское платье» - «тяжёлый, жемчужный, рогатый венец», «парчовый летник» - наверное, чтобы не слишком раздражать обитателей города, и лишь в Измайловском позволяет себе и одеться, как хочет, и делать, что пожелает…

*************

В Петербурге, кроме сцены забивания свай, действие происходит лишь в одной главе романа – той, где нам показывают строителей будущего города. Мы видим трёх братьев Бровкиных: Алексей тут уже давно занимается делами, успел, насколько возможно, обзавестись хозяйством. «Алексеева мазанка стояла в глубине счищенной от леса и выкорчеванной Троицкой площади, неподалёку от только что построенных деревянных гостиных рядов». Он даже пояснит, почему город строится здесь, а не рядом, где есть более «весёлые» места: «Место военное, удобное. Одна беда — швед очень беспокоит. В прошлом году так он на нас навалился от Сестры-реки и флотом с моря, — душа у нас в носе была. Но отбили. Теперь-то уж он с моря не сунется». И расскажет о строительстве «круглого бастиона о пятидесяти пушек», названного Кроншлотом, - будущего Кронштадта. А сам сейчас наблюдает «за работами в крепости, где пилили доски для строящегося собора Петра и Павла».

Другие братья здесь недавно: «Яков приехал из Воронежа, Гаврила — из Москвы. Обоим было указано ставить на левом берегу Невы, повыше устья Фонтанки, амбары, или цейхгаузы, у воды — причалы, на воде — боны и крепить весь берег сваями — в ожидании первых кораблей балтийского флота, который со всем поспешением строился близ Лодейного Поля на Свири».

Мы видим, что многое в городе только готовится (в тех самых торговых рядах «лавки были накрест забиты досками, купцы еще не приехали»), что очень много трудностей («не хватало пил и топоров, всё труднее было доставать хлеб, пшено и соль для рабочих; от бескормицы падали лошади, на которых по зимнему пути возили камень и лес с финского берега. Сейчас на санях уж не проедешь, телеги нужны, — колёс нет...»). Томит основателей города и одиночество. «Ехать сюда боятся, жёнок здесь, почитай что, совсем нет, живём, как в пустыне, ей-ей...» - скажет Алексей. «Хуже нет воскресенья, так я скучаю по воскресеньям, ужас. Или весна, что ли, здешняя такая вредная?.. Всё тело разломило и тянет... Баб нет, — вот причина... Вот тебе и завоеватели!» - вторит ему Меншиков.

Но все они верят в успешный результат. Меншиков будет указывать, «где начинать бить сваи, где ставить причалы»: «Вы запомните, братья Бровкины, сюда не дремать приехали... Не доспать, не доесть — к концу мая должны быть готовы все причалы, и боны, и амбары... Да не только на левом берегу, где вам указано... Здесь, на Питербурхской стороне, должны быть удобства, чтобы подойти, пришвартоваться большому кораблю… После морской виктории подплывет флагман, с пальбой, с продырявленными парусами, — что же ему в устье Фонтанки швартоваться? Нет — здесь!» И ведь свято (но не слепо) верит в то, что эти «флагманы», «большие корабли» сюда придут!

И как будто подведёт итог сам Пётр Алексеевич: «Без Питербурха нам — как телу без души».

И вот как Толстой ответит нам на тот самый вопрос – почему «парадиз»? «Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море, колышущем студёные волны под нависшим туманом, но не равняться им с морем Балтийским, — широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам. Здесь и сердце бьётся по-особенному, и у мыслей распахиваются крылья, и сил прибывает вдвое...»

И сейчас – радостные минуты для царя: «радовало сердце то, что здесь, где сходились далёкие замыслы и трудные начинания, всё то, что для памяти он неразборчиво заносил в толстенькую записную книжку,.. — всё это стало въяве, — ветер рвёт флаг на крепостном бастионе, из топких берегов торчат сваи, повсюду ходят люди в трудах и заботах, и уже стоит город как город, ещё невелик, но уже во всей обыкновенности».

Памятник Петру I в Кронштадте
Памятник Петру I в Кронштадте

Роман обрывается на сцене победы под Нарвой. Я уже писала, что в этом есть своя закономерность и даже завершённость, но всё же очень интересно, как собирался автор дальше противопоставить два города, показать, как «перед младшею столицей померкла старая Москва». А думается, писать собирался. В тетрадях Толстого есть запись: «Шведы под Кроншлотом. Толбухин». Героическое отражение атаки на крепость наверняка должно было быть связано и с городом…

Ещё одно очень интересно: в романе нет ни слова о петербургских наводнениях. Интересно, что в сценарий фильма было включена сцена, когда поднимается вода и Пётр спасает людей – а затем тяжёлая болезнь царя… Наверное, всем известно, что, по одной из легенд, причиной смертельной болезни его и стало как раз наводнение. В пушкинских материалах к Истории Петра есть запись об этом: «Пётр на яхте своей прибыл в Петербург… Вдруг в версте от Лахты увидел он идущий от Кронштадта бот, наполненный солдатами и матросами. Он был в крайней опасности, и скоро его бросило на мель. Пётр послал на помочь шлюпку, но люди не могли стащить судна. Пётр гневался, не вытерпел и поехал сам… Пётр выскочил и шёл по пояс в воде, своими руками помогая тащить судно». А по приезде «болезнь его возобновилась»... (в одной из «пушкинских» статей я об этом писала и поместила фото уничтоженного памятника, который за прошедшие с той публикации годы успели восстановить).

Собирался ли Толстой как-то раскрыть эту тему? Уже никто не узнает…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Путеводитель" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь