В китайской провинции Шэньси в уезде Синпин возле городов Сяньян и Сиань (пиньинь Xianyang, Xian) находятся так называемые "китайские пирамиды", которые не одно десятилетие бередят сознание любителей конспирологии. "А власти скрывают!"
Их много, больше, чем в Египте. Они большие, больше египетских. Их можно найти на гугл-картах по координатам. В общем, Китай, как всегда, даёт прикурить.
Там действительно есть система курганов пирамидальной формы. И это ни что иное, как гробницы императоров династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) и других представителей высшей аристократии.
Эта эпоха занимает особое место в китайской истории благодаря своей огромной роли в формировании, собственно, первого китайского централизованного государства со всеми его системообразующими атрибутами (Булдыгерова, 2016, с. 41).
В Древнем Китае гробницы считались связующим звеном между миром живых и миром мёртвых. Могилу усопшего снабжали всем, что могло пригодиться в загробном мире. Судя по археологическим находкам, первоначально это выполнялось буквально.
Например, обнаружен ряд древнекитайских гробниц со скелетами коней. Самое безумное захоронение насчитывает 600 хорошо сохранившихся скелетов.
Затем концепция поменялась: вместо того, чтобы совершать жертвоприношения, можно было создавать произведения искусства, которые изображают те или иные вещи, необходимые в посмертном хозяйстве. Поэтому в более поздних захоронениях мы обнаруживаем скульптуры, изображающие воинов, артистов, придворных дам и, конечно же, лошадей.
- В древнейших государствах Китая лошадь выполняла в основном представительскую функцию и являлась атрибутом привилегированного класса. Потому что лошадь была чрезвычайно редким и ценным товаром. На поле боя кавалерия могла дать сто очков вперёд отряду пехотинцев. Поэтому тот, кто располагал породистыми коняжками, мог претендовать на территории и ресурсы.
Если говорить о гробницах эпохи Хань, то чаще всего там обнаруживали скульптуру из обожжённой глины.
И вот однажды в мае 1981 года сельские жители, которые работали у ханьских курганов, обнаружили настоящее сокровище.
Это Золотой конь Маолина.
Скульптура высотой 62 см выполнена из бронзы и покрыта ртутным золочением. Это самая большая позолоченная скульптура коня из когда-либо найденных в Китае.
Её обнаружили в захоронении неподалёку от кургана ханьского императора У-ди (157–87 гг. до н. э.). Предполагается, что могила принадлежала его старшей сестре.
Императору У-ди довелось неоднократно снаряжать армию в другое государство ради того, чтобы добыть самых лучших скакунов. Речь идёт о двухлетнем военном конфликте, который известен как Война Небесных коней (104-102 гг. до н. э.).
- "Небесными конями" в Китае называли лошадей ферганской породы: выносливых и быстрых.
В те времена именно такие лошади в армии правителя могли поставить точку в любом территориальном споре. А у ханьцев такие споры не одно десятилетие велись с хунну - племенами, которые кочевали на обширных территориях Центральной Азии.
У-ди мог приобрести ферганских лошадей в Ферганской долине, где со II века до н. э. располагалось государство Давань (также Даюань) со столицей в городе Эрши на территории современного Узбекистана.
При этом даваньцы не горели желанием отдавать своих коняжек ханьскому императору, потому что в этом хунно-китайском противостоянии занимали сторону кочевников.
Даваньцы прекрасно понимали, что будет, если ханьскому императору достанется такое преимущество, как ферганские лошади: он выбьет знакомых и понятных хунну из привычных мест обитания, сколотит мощное государство с новыми территориями и они станут соседями. С империей Хань придётся считаться, вместо того, чтобы привычным образом пускать струю из кальяна в лица китайских послов.
- Также необходимо учитывать то, что мы называем непреодолимыми противоречиями. У китайцев были свои представления о реальности, у жителей Ферганской долины - свои. Например, во время дипломатических миссий в другие страны китайцы имели обыкновение предлагать представителям иностранных государств вступить в вассальные отношения. Ну, хотя бы добиться признания в том, что вы - подданный императора. Потому что по мнению китайцев, Сын Неба по умолчанию правил всем миром. Просто посольства ещё не до всех доехали (Мартынов, 1978, с. 37-42).
Вначале У-ди действовал по протоколу: отправил в Давань послов с дарами и предложением принять китайское подданство.
Китайский историк Сыма Цянь (пиньинь Sima Qian), живший в эпоху Хань, в своих "Исторических записках (Ши цзи)" описывал происходящее как образец дипломатического фиаско.
Ханьских послов не обеспечивали ни пищей, ни жильём, ни сопровождением, и они были вынуждены расплачиваться золотом, шёлком и фарфором за самые скромные условия. В то время, как представителей хунну встречали с почестями, угощали и располагали с комфортом.
И здесь у Сымы Цяня есть упоминание о золотом коне, которого китайские послы привезли с собой для того, чтобы преподнести его в дар даваньцам в обмен на торговый договор. Золотого коня и 1000 золотых монет.
"Сыну Неба нравились [дай]юаньские скакуны, он выслушивал это с интересом и отправил силача Чэ Лина и других с большим количеством золота и [фигуркой] золотого коня, чтобы получить от дайюаньского правителя превосходных эршиских лошадей".
(с) Цянь С. Исторические записки: Ши цзи. Т. 9. С. 210-211.
Надо сказать, что для китайцев путь до Ферганской долины был очень непростым. У них не было выносливых лошадей кочевых пород. Местные жители на пути в Эрши не проявляли никакого гостеприимства по отношению к чужакам. Снабжение: обнять и плакать. Поэтому такие посольства сопровождались многочисленными жертвами из-за невыносимых условий.
На порог падишаха и совета старейшин Давани приходили измученные люди из далёкой страны. В глазах даваньцев это были чужаки с дорогими товарами, которым нельзя было оказывать никаких милостей. Даваньцы рассуждали так:
"Хань от нас далеко, и в окрестностях Яныпуй (Яньцзэ) их подстерегает немало бед. Если пойдут на север, то столкнутся с хусцами; если двинутся южным путём 一 с нехваткой воды и травы,
К тому же там очень мало селений, и продовольствия сильно не хватает. В ханьских посольствах бывает по нескольку сот человек. В пути они постоянно испытывают голод, и умерших 一 больше половины. Разве они смогут направить большое войско? Они ничего не смогут поделать с нами. Да и эршиские кони 一 истинная драгоценность Дайюани".
(с) Цянь С. Исторические записки: Ши цзи. Т. 9. С. 211.
В итоге правитель Давани отказался продать ферганских лошадей ханьскому послу и тогда случилось страшное:
Ханьский посол вышел из себя, наговорил грубостей и, разбив золотого коня, удалился. Знатные люди Даюани, рассердившись, сказали: "Ханьский посол оскорбил нас!" Выпроводив посла Хань, правитель велел расположенному на восточных границах владению Юйчэн перехватить его, убить и забрать все ценности".
(с) Цянь С. Исторические записки: Ши цзи. Т. 9. С. 211.
- На Востоке убийство посла - это немыслимое нарушение закона гостеприимства.
В ответ У-ди отправил 20 000-ую армию в Эрши, причём, большая часть войска погибла по дороге из-за недостаточного снабжения. Китайский император учёл ошибки и, спустя два года, послал 60 000 воинов, которых выдрессировали из осуждённых преступников. А с ними: 30 000 лошадей, какие у них были, более 100 000 вьючных животных: верблюдов, ослов и быков, а также носильщиков и прислугу, которые закрывали все бытовые нужды этой армии уголовников.
На этот раз жители Ферганской долины были гостеприимнее: почти в каждом оазисе на пути в Эрши армия пополняла запасы.
А ещё в этот раз у китайцев были арбалеты, против которых даваньцы оказались бессильны даже верхом на ферганских лошадях.
А ещё у них были инженеры, которые отвели реку, снабжавшую Эрши питьевой водой. Тактика, которая в китайском военном деле срабатывала не раз.
Через 40 дней осаждённые даваньцы стали немного дружелюбнее и предложили отдать припасы и всех лошадей, которые у них были, в обмен на вывод войск.
И добавили, что если китайцы не согласятся, то они забьют своих "ферганцев". Китайцы согласились, забрали более 3000 ферганских лошадок и припасы на обратный путь.
Что сделал У-ди, когда получил этих коней? То, чего боялись даваньцы. Расширил и укрепил границы централизованного китайского государства вплоть до Ферганской долины. Новые территории - это новые ресурсы, в отношении которых нужно продумывать как, где и почём. Поэтому другим достижением правителя стала активная торговля с западными странами, которая привела к созданию Великого шёлкового пути.
В эту интересную эпоху лошади действительно являлись драгоценностью. Поэтому в скульптуры лошадей можно и нужно было вкладывать самые значительные ресурсы.
Золотой конь Маолина находится в собрании Музея мавзолея Маолин (англ. Maoling Mausoleum) в городском уезде Синпин провинции Шэньси.
В 2018 году он экспонировался в Англии во Всемирном музее Ливерпуля (англ. The World Museum in Liverpool).
А также в Гонконгском историческом музее (англ. The Hong Kong Museum of History).
В 2022 году Золотой конь Маолина экспонировался в Японии в Королевском музее Уэно (англ. The Ueno Royal Museum).
И это ещё не всё. В том же комплексе курганов Синпина нашли уменьшенную копию, полностью отлитую из золота. Размеры этой скульптуры: 25,4х30,9х6,3 см, вес - около 7 кг. Она находится в собрании японского Музея Михо (англ. Miho Museum) в городе Кока.
Создание этих двух скульптур косвенно связывают с историей о золотом коне, которого так и не удалось преподнести в дар даваньскому правителю.
Образ золотого коня - это напоминание о славной странице истории Китая, когда ханьскому императору удалось преодолеть все трудности и принести огромную пользу своему государству.
После той эскапады в Ферганскую долину, в империи Хань были созданы центры разведения ферганских лошадей. И много сил было брошено на то, чтобы обеспечить этим созданиям идеальные условия.
Ферганским лошадкам требовался привычный рацион, и китайцы стали неистово выращивать люцерну, гранат, виноград, кунжут, грецкий орех, огурцы, дыни, конские бобы, кориандр и другие растения, которые нравились этим животным.
Все эти культуры стали частью повседневного рациона китайцев и вошли в китайскую символику.
Ферганская порода считается вымершей. Поэтому особенно ценно, что некоторые черты "ферганцев" мы можем увидеть в произведениях искусства. Это одно из уникальных сокровищ китайских "пирамид".
Литература
- Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978. С. 37-42.
- Цянь С. Исторические записки: Ши цзи. Т. 9. М.: Восточная литература. С. 210-214.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен