Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Двухголовый Будда из Хара-Хото: праздник, который всегда с тобой.

"Счастливый Случай не настигает тех, кто живёт, поджидая удобного Случая и думая об этом. Случай чуют инстинктивно, даже не зная в тот момент, что это — Случай. Возможно, я однажды ухватил его и даже не догадался об этом?" (с) У. Эко "Маятник Фуко". С. 66. У Умберто Эко в "Маятнике Фуко" встречаются упоминания о предметах или событиях, которые так сильно поражают человека, что становятся его Оказиями, - точкой отсчёта между увлечением и делом жизни, "решающим моментом, который оправдывает рождение и гибель". В одном переводе это названо Оказией, в другом - Случаем. В "Маятнике Фуко" дан трагический пример, когда Оказия ускользает от сознания человека и он заново ищет её всю оставшуюся жизнь. Но если кто-то порезал палец, нарезая помидоры, это не означает, что надо резаться всем. Я гарантирую это. Ну, а книгу этого великого европейца стоит прочесть всем. "Может быть, он как раз сейчас переживает свой Случай. Он нашел мячик, муравья, травинку, и увидел в том, что нашёл, бездну, а в бе
Оглавление
"Счастливый Случай не настигает тех, кто живёт, поджидая удобного Случая и думая об этом. Случай чуют инстинктивно, даже не зная в тот момент, что это — Случай. Возможно, я однажды ухватил его и даже не догадался об этом?"

(с) У. Эко "Маятник Фуко". С. 66.

В свой День рождения я сделаю подарок себе и другим и расскажу об Оказии.

У Умберто Эко в "Маятнике Фуко" встречаются упоминания о предметах или событиях, которые так сильно поражают человека, что становятся его Оказиями, - точкой отсчёта между увлечением и делом жизни, "решающим моментом, который оправдывает рождение и гибель". В одном переводе это названо Оказией, в другом - Случаем.

В "Маятнике Фуко" дан трагический пример, когда Оказия ускользает от сознания человека и он заново ищет её всю оставшуюся жизнь. Но если кто-то порезал палец, нарезая помидоры, это не означает, что надо резаться всем. Я гарантирую это. Ну, а книгу этого великого европейца стоит прочесть всем.

"Может быть, он как раз сейчас переживает свой Случай. Он нашел мячик, муравья, травинку, и увидел в том, что нашёл, бездну, а в бездне рай. Он тоже узнает это слишком поздно".

(с) У. Эко "Маятник Фуко". С. 362.

Одна из моих Оказий находится в Эрмитаже и, хоть со мной давным-давно всё было понятно, но тогда в 2013 году это была первая буддийская скульптура, глядя на которую в моём сознании пронеслось что-то вроде:

"Это я, привет! Я всегда буду с тобой".

Двухголовый Будда. Хара-Хото, XIII-XIV вв. Глина, золочение, краска. Высота - 62 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2296. Эл. ресурс URL: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/477098?fundcoll=1420515291&index=2 Фотография автора
Двухголовый Будда. Хара-Хото, XIII-XIV вв. Глина, золочение, краска. Высота - 62 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2296. Эл. ресурс URL: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/477098?fundcoll=1420515291&index=2 Фотография автора

Это двухголовый Будда.

Он был найден в Хара-Хото.

Хара-Хото в публикациях любят называть "чёрным городом" и "мёртвым городом". Как и в случае со страшной "китайской головой" с логотипа телекомпании "ВИД", иногда банан - это просто банан.

Обложка издания П. К. Козлова 1923 г. Эл. ресурс URL: https://elib.rgo.ru/handle/123456789/233073
Обложка издания П. К. Козлова 1923 г. Эл. ресурс URL: https://elib.rgo.ru/handle/123456789/233073

Хара-Хото был важным торговым центром Тангутского царства Си Ся (также Западное Ся), которое существовало с 982 по 1227 гг. Тангуты говорили на тибето-бирманском языке и имели собственную письменность. Тангутское название города - Эдзина. Название города в тангутском в китайской транскрипции – Ицзинай (Самосюк, 2006, с. 14).

Карта тангутского государства Си Ся в XI в. Эл. ресурс URL: https://logoslab.ru/library/karta-mongolskogo-tsarstva.html
Карта тангутского государства Си Ся в XI в. Эл. ресурс URL: https://logoslab.ru/library/karta-mongolskogo-tsarstva.html

Государство тангутов контролировало восточный отрезок Великого шёлкового пути, со всех сторон его окружали могущественные соседи: Китай, Тибет и уйгурские княжества. А это хорошая мотивация для развития. Тангуты славились военной мощью и развитой культурой, исповедовали буддизм, который был государственной религией Си Ся.

Карта Китая и Монголии XII в. Эл. ресурс URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Jinn_and_Sung_Dynasties_1141.png
Карта Китая и Монголии XII в. Эл. ресурс URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Jinn_and_Sung_Dynasties_1141.png

Эдзина располагался в центре плодородного оазиса на южной окраине пустыни Гоби. Первые сведения об оазисе относятся к китайским географическим сочинениям V-III вв. до н. э. Оазис принадлежал гуннам, потом китайцам, в VIII веке его отвоевали тибетцы, в XI веке - тангуты (Самосюк, 2006, с. 14-15).

Город обладал ровной прямоугольной формой, его размеры в плане составляли 440×360 м. До наших дней дошли глинобитные стены с бастионами и башнями, а также развалины субурганов и различных светских построек, в которых располагались мастерские, гостиницы, склады, лавки, жилые дома. Сохранившиеся руины построек свидетельствуют о высоком уровне развития градостроительства и инженерии.

Хара-Хото. Китай, Внутренняя Монголия, 2012 г. Эл. ресурс URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Khara-Khoto#/media/File:Khara-khoto.jpg
Хара-Хото. Китай, Внутренняя Монголия, 2012 г. Эл. ресурс URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Khara-Khoto#/media/File:Khara-khoto.jpg

Возле Эдзины текла река, прозванная Чёрной, или Эдзин-гол. Поэтому появилось китайское название "город Чёрной реки", или Хэйшуй (также Хэйжунчэн, пиньинь Heishuicheng), и монгольский вариант - "Чёрный город", или Хара-Хото. Река существует до сих пор, известна как Жошуй и Хэйхэ (в верхнем и среднем течениях).

Что до "мёртвого", то город "умирал" дважды. В 1226 году Чингисхан завоевал Эдзину, а в 1227-ом и столицу тангутов - город Иньчуань. На этом история государства тангутов была завершена. Тангуты были ассимилированы соседними народами.

Хара-Хото стал частью монгольской империи Юань (1271-1368). Второй раз "город Чёрной реки" пал в 1372 году, когда войска китайской империи Мин отвели реку. Жители Хара-Хото лишились единственного источника воды, город быстро пришёл в запустение и оставался заброшенным на протяжении нескольких веков.

Северная стена крепости Хара-Хото. Архив П. К. Козлова. Эл. ресурс URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8050/
Северная стена крепости Хара-Хото. Архив П. К. Козлова. Эл. ресурс URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8050/

Далее мы переносимся в начало XX века, когда русский исследователь и путешественник Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935) в ходе Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907-1909) открыл развалины Хара-Хото.

Находясь в Петербурге, он получил письмо из Алашани от участника его предыдущей экспедиции Ц. Б. Бадмажапова, который постоянно снабжал Козлова информацией о Китае.

"Около песков между долинами Гойцзо и Эцзин-гол наткнулся на развалины Хара-Хото или Хара-байшин, где специально дневал, [чтобы] сделать снимки и кое-что записать".

Козлов П. К. Дневники Монголо-Сычуаньской экспедиции, 1907-1909. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 12-14.

Как было не попытаться увидеть это своими глазами? 19 марта 1908 года экспедиция П. К. Козлова достигла стен Хара-Хото.

Публикация: Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. С. 9
Публикация: Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. С. 9

Для Петра Козлова не отдельный предмет, а целый город стал его Случаем:

"Мне суждено связать с тобою своё имя, мне посчастливилось вызвать тебя к новой <…> жизни. Скоро история твоя, твоя тайна будет открыта. Счастье вручило мне дорогой субурган!"

Козлов П. К., 2015, с. 16.

Вот там-то и был найден двухголовый Будда. Скульптуру можно найти на фотографии, сделанной путешественником в 1909 году.

«Знаменитый субурган, большие главные статуи». Монгольско-Сычуаньская экспедиция П. К. Козлова. Хара-Хото, 1909 г. Эл. ресурс URL: https://russiainphoto.ru/search/archive/13857/?index=10
«Знаменитый субурган, большие главные статуи». Монгольско-Сычуаньская экспедиция П. К. Козлова. Хара-Хото, 1909 г. Эл. ресурс URL: https://russiainphoto.ru/search/archive/13857/?index=10

В дневниках Монголо-Сычуанской экспедиции в записи от 6 июня 1909 года Пётр Козлов упоминает "редкостного двухголового Будду" (Козлов, 2015, с. 329).

6 июня. Решили покончить с работой, довести до конца вторую часть, до горизонта пьедестала, удалить и перекопать всю землю. Чем глубже идём, тем интереснее. Попадаются отдельные связки книг, книжек, тетрадей; отдельные дощечки, бурханы; найден деревянный очень интересный суб[урган] с отверст[ием], в котором виднелась фигура, металлическое изображение божества, художественно исполненного. Невдалеке извлечено другое, меньших размеров, и тоже бронзовое, ещё более художественно исполненное. Открылась, наконец, голова сидящего человека, вероятно гегена, в честь кого и воздвигнут был этот субурган. Череп даёт основание сказать, что пок[ойник]имел около 40 лет возраста и принадлежал к типу или племени тибетскому - арийско-монгольскому. Геген был похоронен в сидячем положении, у северной стены, на почётном месте, у подножья наиглавнейшего бурхана и поразмерам самого большого; лицами бурханы были обращены к центру, геген[смотрел] на юг. Среди больших бурханов вклинивались маленькие, из них редкостный двухголовый". (с)
Двухголовый Будда. Хара-Хото, XIII-XIV вв. Глина, золочение, краска. Высота - 62 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2296. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/477098
Двухголовый Будда. Хара-Хото, XIII-XIV вв. Глина, золочение, краска. Высота - 62 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2296. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/477098

Почему у него две головы?

История о появлении двухголового Будды фигурирует у китайского буддийского паломника Сюаньцзана, который жил в VII веке и оставил "Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан".

"На каменной стене большой ступы, с южной стороны, есть живописное изображение Будды высотой 1 чжан и 6 чи. Выше груди оно будто разделено на два тела, а ниже груди соединено в одну фигуру".

Да, речь идёт о живописном изображении.

Двухголовый Будда. Хара-Хото, XIII-XIV вв. Глина, золочение, краска. Высота - 62 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2296. Фотография автора.
Двухголовый Будда. Хара-Хото, XIII-XIV вв. Глина, золочение, краска. Высота - 62 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2296. Фотография автора.
"Как повествует старинное предание, жил раньше бедный муж. С трудом зарабатывал он себе на пропитание. И вот раздобыл он одну золотую монету. А хотелось ему заказать изображение Будды для этой ступы. Обратился он к художнику, говоря так:
«Мне хотелось бы ныне, чтоб ты начертал прекрасный облик Татхагаты, но у меня лишь одна золотая монета — слишком мало, чтобы оплатить работу. Заветное желание не даёт мне покоя, но я стеснён нищетой».
Художник, тронутый искренностью его чувств, не стал говорить о цене и согласился выполнить работу. А потом явился ещё один человек, в таком же положении, и тоже принёс одну золотую монету, прося нарисовать изображение Будды. И вот художник, получив две монеты от этих людей, прекрасными красками написал изображение. Оба человека пришли в один и тот же день, чтобы поклониться картине. Показывая им одно и то же изображение, он разъяснил им обоим, говоря:
«Это — вами заказанное изображение Будды». Оба человека посмотрели друг на друга как будто в недоумении. Художник, чувствуя их сомнения, обратившись к ним обоим, говорит: «О чём же вы размышляете столь долго? Что до тех денег, что я получил, то нисколько не допущено недостачи. Если в этих словах нет неправды, то изображение непременно должно явить чудесное превращение».
И не успел его голос стихнуть, как изображение на глазах волшебно изменилось, разделившись надвое, — и оба засветились в ярком блистании. Оба человека с радостью убедились [в честности художника], прониклись верой и радостью".

(с) Сюань-цзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи). М.: Восточная литература, 2012. С. 76.

Легенда носит самый, что ни на есть бытовой характер. В ней говорится не столько о милосердии Будды, который помог людям, сколько о добросовестности заказчиков и мастера.

Живописное изображение "раздвоенного Будды" действительно существует и не одно.

Двухголовый Будда. Китай, Синьцзян, Кизил, пещера № 58. VII в. Музея индийского искусства (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst), Берлин. Эл. ресурс URL: https://picryl.com/media/two-headed-buddha-upper-half-kizil-cave-58-532045
Двухголовый Будда. Китай, Синьцзян, Кизил, пещера № 58. VII в. Музея индийского искусства (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst), Берлин. Эл. ресурс URL: https://picryl.com/media/two-headed-buddha-upper-half-kizil-cave-58-532045

Это выполнено на деревянной доске, датировано VII веком, обнаружено в Кизиле - это буддийский пещерный комплекс, который существовал на территории современного Синьцзяня с III по VIII вв.

Двухголовый Будда. Китай, Синьцзян, Кизил, пещера № 58. VII в. Музея индийского искусства (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst), Берлин. Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Two-headed_Buddha,_Kizil_Cave_58.png
Двухголовый Будда. Китай, Синьцзян, Кизил, пещера № 58. VII в. Музея индийского искусства (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst), Берлин. Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Two-headed_Buddha,_Kizil_Cave_58.png

Ещё один "раздвоенный" Будда в виде настенной росписи был обнаружен неподалёку от Кизила, в Кочо (пиньинь Chotscho, Khocho, Kocho, Qoсho и т.д.) - это оазис на Великом шёлковом пути, который также известен как Гаочан (пиньинь Gaochang).

Будда. Китай, Синьцзян, Кочо, VII в. Музей индийского искусства (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst), Берлин. Публикация: Nath A. Buddhist images and narratives. New Delhi: Books & books, 1986. P. 33.
Будда. Китай, Синьцзян, Кочо, VII в. Музей индийского искусства (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst), Берлин. Публикация: Nath A. Buddhist images and narratives. New Delhi: Books & books, 1986. P. 33.

Оба произведения находятся в собрании Музея индийского искусства в Берлине (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst). Зарисовки этих Будд можно найти в книге Амарендры Натха.

Помимо, легенды о двух бедняках и добросовестном мастере, автор предлагает другое объяснение: этот "сдвоенный", "раздвоенный", "составной" или "композитный" Будда иллюстрирует рупакаю и дхармакаю. То есть физическое тело Будды, которое можно увидеть в любом состоянии сознания, и образ, познаваемый просветлённым разумом (Nath, 1986, p. 35).

Есть ли похожие произведения?

Известен образец из Гандхары (совр. Пакистан) I-II вв. О нём упоминает Натх в своей работе в стиле "ничего не понятно, но очень интересно". Здесь плечом к плечу изображены Будда и бодхисаттва.

Эл. ресурс URL: https://ru.pinterest.com/pin/large-buddhabodhisattva-double-sided-statue-gandhara-1st2nd-century-ad-a-rare-free-standing-sculpture-with-two-figures-back--745486544544312617/
Эл. ресурс URL: https://ru.pinterest.com/pin/large-buddhabodhisattva-double-sided-statue-gandhara-1st2nd-century-ad-a-rare-free-standing-sculpture-with-two-figures-back--745486544544312617/

Двухголового Будду можно обнаружить в скульптуре пещерного комплекса Могао в Дуньхуане - ещё одном оазисе на Великом шёлковом пути, который достиг своего расцвета в период правления династии Тан (618-907).

Двухголовый Будда. Китай, Дуньхуан, Могао, пещера № 83, VII-VIII вв. Эл. ресурс URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/341491834
Двухголовый Будда. Китай, Дуньхуан, Могао, пещера № 83, VII-VIII вв. Эл. ресурс URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/341491834

Среди настенных росписей пещер Могао можно обнаружить точную аналогию Будды из Хара-Хото с точки зрения иконографии.

Двухголовый Будда. Китай, Дуньхуан, Могао, пещера № 237, VII-VIII вв. Эл. ресурс URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/341491834
Двухголовый Будда. Китай, Дуньхуан, Могао, пещера № 237, VII-VIII вв. Эл. ресурс URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/341491834

Основная пара рук сложена в жесте почтения анджали-мудра, дополнительная пара рук развёрнута к зрителям в жесте даяния благ варада-мудра.

Эл. ресурс URL: https://collections.hermitage.ru/entity/COLLECTION/1420515291?index=43
Эл. ресурс URL: https://collections.hermitage.ru/entity/COLLECTION/1420515291?index=43

Ещё есть один странный товарищ из частной коллекции. Выполнен из серебра, высотой 28 см. Единственная публикация приурочена к семинару, который состоялся 4 ноября 2016 года и был организован Китайским культурным центром в Сингапуре. Позиционируется как единственный двухголовый Будда из Юньнани. Ну, с этим и не поспоришь. XD

Двухголовый Будда. Государство Наньчжао (653-902) или государство Дали (937-1253). Серебро. Частная коллекция. Эл. ресурс URL: https://ru.pinterest.com/pin/363947213648381520/
Двухголовый Будда. Государство Наньчжао (653-902) или государство Дали (937-1253). Серебро. Частная коллекция. Эл. ресурс URL: https://ru.pinterest.com/pin/363947213648381520/

И, наконец, известна забавная двухголовая небожительница VII-VIII вв. из собрания Национального музея азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution) в Вашингтоне.

Небожительница с двумя головами. Китай, провинция Шаньси, династия Тан, VII-VIII вв. Глина, краска. Высота - 17,8 см. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2012.9.4498. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2012.9.4498/
Небожительница с двумя головами. Китай, провинция Шаньси, династия Тан, VII-VIII вв. Глина, краска. Высота - 17,8 см. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2012.9.4498. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2012.9.4498/

Возможно, это калавинка - райская птица, обитательница Чистой Земли Будды Амитабхи (Самосюк, 2006, с. 121). В тангутской живописи встречаются двухголовые экземпляры. Правда, калавинка чаще всего изображается с птичьими лапками.

Чистая Земля Будды Амитабхи (фрагмент). Хара-Хото, XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2421. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/477225?lng=ru
Чистая Земля Будды Амитабхи (фрагмент). Хара-Хото, XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2421. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/477225?lng=ru
Чистая Земля Будды Амитабхи (фрагмент). Хара-Хото, XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2421. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/477225?lng=ru
Чистая Земля Будды Амитабхи (фрагмент). Хара-Хото, XIII-XIV вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ХХ-2421. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/477225?lng=ru

Как мы видим, в оазисах на Великом шёлкового пути в VII-VIII вв. двухголовые Будды вполне себе существовали. Они иллюстрировали легенду, которая в VII веке была зафиксирована и распространена странствующими китайскими монахами. Судя по дошедшим до нас произведениям искусства, именно тогда особой популярностью пользовалась история о том, как созданное руками человека изображение Будды чудесным образом раздвоилось.

Двухголовый Будда из Хара-Хото относится к другой эпохе и он уникален как единственный тангутский образец этой редкой иконографии.

А ещё он относится к числу любимых экспонатов Михаила Борисовича Пиотровского. В своей книге "Выбор директора. Эрмитаж" он пишет о нём:

"...наш Будда особенный. Перед нами загадочная и обаятельная фигура с двумя ласково улыбающимися головами, одним туловищем и четырьмя руками. Статуя сделана из мягкой глины, позолочена и раскрашена. В какой-то степени подобное произведение находится в русле восточной традиции изображений многоруких божеств, но и тут присущие ей буддийская созерцательность и мягкость явно не соответствуют стилистике возможных параллелей". (с)

Двухголовый Будда из Хара-Хото действительно особенный: он преодолел океаны времени для того, чтобы явиться нам из покинутого города, найти себе новый дом и новых почитателей.

С Днём рождения меня! Вы знаете, что делать. XD

Литература

  • Александрова Н. В. Путь и текст. Китайские паломники в Индии. М.: Восточная литература, 2008. С. 188.
  • Козлов П. К. Дневники Монголо-Сычуаньской экспедиции, 1907-1909. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 12-16, 329.
  • Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. С. 9, 12, 14-15, 121.
  • Сюань-цзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи). М.: Восточная литература, 2012. С. 76.
  • Титова М. А. Редкое изображение Зелёной Тары в фонде наследия Рерихов Государственного музея Востока // Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. 2023. № 1. С. 42.
  • Эко У. Маятник Фуко. Белая серия (Симпозиум). С. 66, 359, 362.
  • Nath A. Buddhist images and narratives. New Delhi: Books & books, 1986. P. 30-35.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен