"Счастливый Случай не настигает тех, кто живёт, поджидая удобного Случая и думая об этом. Случай чуют инстинктивно, даже не зная в тот момент, что это — Случай. Возможно, я однажды ухватил его и даже не догадался об этом?"
(с) У. Эко "Маятник Фуко". С. 66.
В свой День рождения я сделаю подарок себе и другим и расскажу об Оказии.
У Умберто Эко в "Маятнике Фуко" встречаются упоминания о предметах или событиях, которые так сильно поражают человека, что становятся его Оказиями, - точкой отсчёта между увлечением и делом жизни, "решающим моментом, который оправдывает рождение и гибель". В одном переводе это названо Оказией, в другом - Случаем.
В "Маятнике Фуко" дан трагический пример, когда Оказия ускользает от сознания человека и он заново ищет её всю оставшуюся жизнь. Но если кто-то порезал палец, нарезая помидоры, это не означает, что надо резаться всем. Я гарантирую это. Ну, а книгу этого великого европейца стоит прочесть всем.
"Может быть, он как раз сейчас переживает свой Случай. Он нашел мячик, муравья, травинку, и увидел в том, что нашёл, бездну, а в бездне рай. Он тоже узнает это слишком поздно".
(с) У. Эко "Маятник Фуко". С. 362.
Одна из моих Оказий находится в Эрмитаже и, хоть со мной давным-давно всё было понятно, но тогда в 2013 году это была первая буддийская скульптура, глядя на которую в моём сознании пронеслось что-то вроде:
"Это я, привет! Я всегда буду с тобой".
Это двухголовый Будда.
Он был найден в Хара-Хото.
Хара-Хото в публикациях любят называть "чёрным городом" и "мёртвым городом". Как и в случае со страшной "китайской головой" с логотипа телекомпании "ВИД", иногда банан - это просто банан.
Хара-Хото был важным торговым центром Тангутского царства Си Ся (также Западное Ся), которое существовало с 982 по 1227 гг. Тангуты говорили на тибето-бирманском языке и имели собственную письменность. Тангутское название города - Эдзина. Название города в тангутском в китайской транскрипции – Ицзинай (Самосюк, 2006, с. 14).
Государство тангутов контролировало восточный отрезок Великого шёлкового пути, со всех сторон его окружали могущественные соседи: Китай, Тибет и уйгурские княжества. А это хорошая мотивация для развития. Тангуты славились военной мощью и развитой культурой, исповедовали буддизм, который был государственной религией Си Ся.
Эдзина располагался в центре плодородного оазиса на южной окраине пустыни Гоби. Первые сведения об оазисе относятся к китайским географическим сочинениям V-III вв. до н. э. Оазис принадлежал гуннам, потом китайцам, в VIII веке его отвоевали тибетцы, в XI веке - тангуты (Самосюк, 2006, с. 14-15).
Город обладал ровной прямоугольной формой, его размеры в плане составляли 440×360 м. До наших дней дошли глинобитные стены с бастионами и башнями, а также развалины субурганов и различных светских построек, в которых располагались мастерские, гостиницы, склады, лавки, жилые дома. Сохранившиеся руины построек свидетельствуют о высоком уровне развития градостроительства и инженерии.
Возле Эдзины текла река, прозванная Чёрной, или Эдзин-гол. Поэтому появилось китайское название "город Чёрной реки", или Хэйшуй (также Хэйжунчэн, пиньинь Heishuicheng), и монгольский вариант - "Чёрный город", или Хара-Хото. Река существует до сих пор, известна как Жошуй и Хэйхэ (в верхнем и среднем течениях).
Что до "мёртвого", то город "умирал" дважды. В 1226 году Чингисхан завоевал Эдзину, а в 1227-ом и столицу тангутов - город Иньчуань. На этом история государства тангутов была завершена. Тангуты были ассимилированы соседними народами.
Хара-Хото стал частью монгольской империи Юань (1271-1368). Второй раз "город Чёрной реки" пал в 1372 году, когда войска китайской империи Мин отвели реку. Жители Хара-Хото лишились единственного источника воды, город быстро пришёл в запустение и оставался заброшенным на протяжении нескольких веков.
Далее мы переносимся в начало XX века, когда русский исследователь и путешественник Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935) в ходе Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907-1909) открыл развалины Хара-Хото.
Находясь в Петербурге, он получил письмо из Алашани от участника его предыдущей экспедиции Ц. Б. Бадмажапова, который постоянно снабжал Козлова информацией о Китае.
"Около песков между долинами Гойцзо и Эцзин-гол наткнулся на развалины Хара-Хото или Хара-байшин, где специально дневал, [чтобы] сделать снимки и кое-что записать".
Козлов П. К. Дневники Монголо-Сычуаньской экспедиции, 1907-1909. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 12-14.
Как было не попытаться увидеть это своими глазами? 19 марта 1908 года экспедиция П. К. Козлова достигла стен Хара-Хото.
Для Петра Козлова не отдельный предмет, а целый город стал его Случаем:
"Мне суждено связать с тобою своё имя, мне посчастливилось вызвать тебя к новой <…> жизни. Скоро история твоя, твоя тайна будет открыта. Счастье вручило мне дорогой субурган!"
Козлов П. К., 2015, с. 16.
Вот там-то и был найден двухголовый Будда. Скульптуру можно найти на фотографии, сделанной путешественником в 1909 году.
В дневниках Монголо-Сычуанской экспедиции в записи от 6 июня 1909 года Пётр Козлов упоминает "редкостного двухголового Будду" (Козлов, 2015, с. 329).
6 июня. Решили покончить с работой, довести до конца вторую часть, до горизонта пьедестала, удалить и перекопать всю землю. Чем глубже идём, тем интереснее. Попадаются отдельные связки книг, книжек, тетрадей; отдельные дощечки, бурханы; найден деревянный очень интересный суб[урган] с отверст[ием], в котором виднелась фигура, металлическое изображение божества, художественно исполненного. Невдалеке извлечено другое, меньших размеров, и тоже бронзовое, ещё более художественно исполненное. Открылась, наконец, голова сидящего человека, вероятно гегена, в честь кого и воздвигнут был этот субурган. Череп даёт основание сказать, что пок[ойник]имел около 40 лет возраста и принадлежал к типу или племени тибетскому - арийско-монгольскому. Геген был похоронен в сидячем положении, у северной стены, на почётном месте, у подножья наиглавнейшего бурхана и поразмерам самого большого; лицами бурханы были обращены к центру, геген[смотрел] на юг. Среди больших бурханов вклинивались маленькие, из них редкостный двухголовый". (с)
Почему у него две головы?
История о появлении двухголового Будды фигурирует у китайского буддийского паломника Сюаньцзана, который жил в VII веке и оставил "Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан".
"На каменной стене большой ступы, с южной стороны, есть живописное изображение Будды высотой 1 чжан и 6 чи. Выше груди оно будто разделено на два тела, а ниже груди соединено в одну фигуру".
Да, речь идёт о живописном изображении.
"Как повествует старинное предание, жил раньше бедный муж. С трудом зарабатывал он себе на пропитание. И вот раздобыл он одну золотую монету. А хотелось ему заказать изображение Будды для этой ступы. Обратился он к художнику, говоря так:
«Мне хотелось бы ныне, чтоб ты начертал прекрасный облик Татхагаты, но у меня лишь одна золотая монета — слишком мало, чтобы оплатить работу. Заветное желание не даёт мне покоя, но я стеснён нищетой».
Художник, тронутый искренностью его чувств, не стал говорить о цене и согласился выполнить работу. А потом явился ещё один человек, в таком же положении, и тоже принёс одну золотую монету, прося нарисовать изображение Будды. И вот художник, получив две монеты от этих людей, прекрасными красками написал изображение. Оба человека пришли в один и тот же день, чтобы поклониться картине. Показывая им одно и то же изображение, он разъяснил им обоим, говоря:
«Это — вами заказанное изображение Будды». Оба человека посмотрели друг на друга как будто в недоумении. Художник, чувствуя их сомнения, обратившись к ним обоим, говорит: «О чём же вы размышляете столь долго? Что до тех денег, что я получил, то нисколько не допущено недостачи. Если в этих словах нет неправды, то изображение непременно должно явить чудесное превращение».
И не успел его голос стихнуть, как изображение на глазах волшебно изменилось, разделившись надвое, — и оба засветились в ярком блистании. Оба человека с радостью убедились [в честности художника], прониклись верой и радостью".
(с) Сюань-цзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи). М.: Восточная литература, 2012. С. 76.
Легенда носит самый, что ни на есть бытовой характер. В ней говорится не столько о милосердии Будды, который помог людям, сколько о добросовестности заказчиков и мастера.
Живописное изображение "раздвоенного Будды" действительно существует и не одно.
Это выполнено на деревянной доске, датировано VII веком, обнаружено в Кизиле - это буддийский пещерный комплекс, который существовал на территории современного Синьцзяня с III по VIII вв.
Ещё один "раздвоенный" Будда в виде настенной росписи был обнаружен неподалёку от Кизила, в Кочо (пиньинь Chotscho, Khocho, Kocho, Qoсho и т.д.) - это оазис на Великом шёлковом пути, который также известен как Гаочан (пиньинь Gaochang).
Оба произведения находятся в собрании Музея индийского искусства в Берлине (англ. Museum of Indian Art, нем. Museum fur Indische Kunst). Зарисовки этих Будд можно найти в книге Амарендры Натха.
Помимо, легенды о двух бедняках и добросовестном мастере, автор предлагает другое объяснение: этот "сдвоенный", "раздвоенный", "составной" или "композитный" Будда иллюстрирует рупакаю и дхармакаю. То есть физическое тело Будды, которое можно увидеть в любом состоянии сознания, и образ, познаваемый просветлённым разумом (Nath, 1986, p. 35).
Есть ли похожие произведения?
Известен образец из Гандхары (совр. Пакистан) I-II вв. О нём упоминает Натх в своей работе в стиле "ничего не понятно, но очень интересно". Здесь плечом к плечу изображены Будда и бодхисаттва.
Двухголового Будду можно обнаружить в скульптуре пещерного комплекса Могао в Дуньхуане - ещё одном оазисе на Великом шёлковом пути, который достиг своего расцвета в период правления династии Тан (618-907).
Среди настенных росписей пещер Могао можно обнаружить точную аналогию Будды из Хара-Хото с точки зрения иконографии.
Основная пара рук сложена в жесте почтения анджали-мудра, дополнительная пара рук развёрнута к зрителям в жесте даяния благ варада-мудра.
Ещё есть один странный товарищ из частной коллекции. Выполнен из серебра, высотой 28 см. Единственная публикация приурочена к семинару, который состоялся 4 ноября 2016 года и был организован Китайским культурным центром в Сингапуре. Позиционируется как единственный двухголовый Будда из Юньнани. Ну, с этим и не поспоришь. XD
И, наконец, известна забавная двухголовая небожительница VII-VIII вв. из собрания Национального музея азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution) в Вашингтоне.
Возможно, это калавинка - райская птица, обитательница Чистой Земли Будды Амитабхи (Самосюк, 2006, с. 121). В тангутской живописи встречаются двухголовые экземпляры. Правда, калавинка чаще всего изображается с птичьими лапками.
Как мы видим, в оазисах на Великом шёлкового пути в VII-VIII вв. двухголовые Будды вполне себе существовали. Они иллюстрировали легенду, которая в VII веке была зафиксирована и распространена странствующими китайскими монахами. Судя по дошедшим до нас произведениям искусства, именно тогда особой популярностью пользовалась история о том, как созданное руками человека изображение Будды чудесным образом раздвоилось.
Двухголовый Будда из Хара-Хото относится к другой эпохе и он уникален как единственный тангутский образец этой редкой иконографии.
А ещё он относится к числу любимых экспонатов Михаила Борисовича Пиотровского. В своей книге "Выбор директора. Эрмитаж" он пишет о нём:
"...наш Будда особенный. Перед нами загадочная и обаятельная фигура с двумя ласково улыбающимися головами, одним туловищем и четырьмя руками. Статуя сделана из мягкой глины, позолочена и раскрашена. В какой-то степени подобное произведение находится в русле восточной традиции изображений многоруких божеств, но и тут присущие ей буддийская созерцательность и мягкость явно не соответствуют стилистике возможных параллелей". (с)
Двухголовый Будда из Хара-Хото действительно особенный: он преодолел океаны времени для того, чтобы явиться нам из покинутого города, найти себе новый дом и новых почитателей.
С Днём рождения меня! Вы знаете, что делать. XD
Литература
- Александрова Н. В. Путь и текст. Китайские паломники в Индии. М.: Восточная литература, 2008. С. 188.
- Козлов П. К. Дневники Монголо-Сычуаньской экспедиции, 1907-1909. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 12-16, 329.
- Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. С. 9, 12, 14-15, 121.
- Сюань-цзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи). М.: Восточная литература, 2012. С. 76.
- Титова М. А. Редкое изображение Зелёной Тары в фонде наследия Рерихов Государственного музея Востока // Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. 2023. № 1. С. 42.
- Nath A. Buddhist images and narratives. New Delhi: Books & books, 1986. P. 30-35.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен