Китайский зодиак был сформирован в эпоху Тан (618-907) и состоит из 12 покровителей года. Это мышь (крыса), бык, тигр, заяц (кот), дракон, змея, лошадь, баран (коза, овца), обезьяна, курица (петух), собака и свинья. И каждое животное оказалось в этом списке не случайно.
Все эти представители фауны играли значительную роль в быту и мироощущении древнего китайца. На определённом этапе именно лошадкам жители Китая были обязаны развитием государственности.
Обращаясь к наследию государства Шан (ок. 1554-1046 гг. до н. э.), мы можем установить, что лошадками мог владеть только правитель. Колесница, запряжённая конями, выполняла представительскую функцию. В шанских гробницах обнаруживали колесницы с конскими скелетами (Титаренко, 2007, с. 470).
История китайской цивилизации шла рука об руку с развитием военного дела. Как только пехотинец превратился во всадника, завоевания новых территорий стали делом времени, границы расширились, логистика ускорилась. Появились потребности в новых ремёслах и новых науках. Это способствовало развитию всех сфер жизнедеятельности человека.
И для всего этого надо было оседлать коня.
И не просто оседлать, а составить конкуренцию крайне мобильному кочевнику, владеющему саблей и обученному конной стрельбе из лука.
История раздробленного Китая заканчивается в тот момент, когда лошадь из атрибута правителя превращается в национальное достояние и основу военной мощи.
Лошадок требовалось добыть, найти им пастбища и корм, обеспечить условия для воспроизводства. Эти вопросы были решены в эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).
.
В гробницы ханьских правителей помещали лошадей из обожжённой глины. Это было более практично, чем приносить в жертву живых. Ханьские терракотовые лошадки отличаются крупными размерами. Некоторым из них свойственна особая монументальность форм.
Другим "золотым веком" китайской государственности стала эпоха Тан (618-907). Это был уникальный период, когда политическая стабильность не вступала в противоречие с эффективной администрацией.
Иными словами, людям, от которых зависели урожай и производство, не мешали жить. Например, в период правления Тайцзуна (627-649) была проведена реформа, которая подразумевала то, что налоги взимались преимущественно натуральным продуктом.
В сочетании с расширением сети дорог и каналов и внедрением новых технологий и сельскохозяйственных культур, это мотивировало людей на то, чтобы растить, производить и добывать больше и лучше.
Соответственно, развивалась торговля. Понадобилось оптимизировать финансовые расчёты - оп, вот и пригодилось изобретённое в VI веке книгопечатание, ведь это позволило ввести бумажные деньги и развить документацию (Булдыгерова, 2016, с. 68).
Всё это способствовало расцвету материальной культуры и развитию многочисленных художественных традиций. До наших дней дошли танские скульптуры лошадей, выполненные из обожжённой глины. От ханьских они отличаются меньшими размерами и более высоким уровнем детализации.
В эпоху Тан мастера стремились удовлетворить более утончённые запросы, которые включали в себя точные моделировки и выраженную динамику.
Концепция гробницы как связующего звена между миром мёртвых и миром живых при этом сохранялась: усопшего надлежало снабдить всеми привычными атрибутами комфортного существования.
И в случае с людьми и животными допускались уменьшенные копии наложниц, артистов, антропоморфных и зооморфных стражей и, конечно, любимых лошадей.
Танские скульптуры лошадей нередко снабжены всадниками и всадницами.
Интересно, что некоторых танских всадников исследователи атрибутируют как чужеземцев за счёт одежды, аксессуаров, растительности на лице и других деталей.
Это подчёркивало важность и эффективность международных контактов: жителям империи Тан было, что продать, и было, что купить, где угодно и у кого угодно.
Эта скульптура атрибутирована как чужеземец с тигром.
Ну, допустим, это тигр, а не полосатый кот. Хотя котульки в Китае тоже были любимы и важны.
А это местный всадник с собакой.
В эпоху Тан, к собакам хорошо относились. Во-первых, их почти не ели. Во-вторых, собаки сторожили имущество граждан, а охотничьи породы высоко ценились аристократией.
Что до всадниц, то для монголок и жительниц северных окраин Танской империи, верховая езда была частью повседневной жизни.
В эпоху Тан китайские аристократки активно участвовали в конном спорте.
Одна из примет эпохи - особая любовь к поло. Танские императоры не только были страстными поклонниками этого вида спорта, но и поощряли чиновников, военных и придворных дам принимать участие в игре.
Для военных игра в поло считалась хорошим способом поддерживать форму. Для знатных дам это было модное развлечение.
Существует гипотеза, согласно которой китайская аристократия переняла эту игру у персов.
Скульптуры придворных дам, играющих в поло, невероятно выразительны. Мастера улавливали яркие моменты спортивного накала: сосредоточенные лица всадниц и пыл благородного животного, захваченного в прыжке.
Ханьских и танских терракотовых лошадок чаще всего окрашивали пигментом кораллового цвета. Это связано с загадочным обозначением ферганских лошадей, которыми грезили ханьские правители.
Но сначала немного истории: ради этих лошадок в 104 году до н. э. ханьскому императору У-ди (141-87 гг. до н. э.) пришлось снаряжать военную экспедицию, которую назвали "Войной Небесных коней".
В китайских хрониках известно государство Давань (также Даюань), которое располагалось в восточной части Ферганской долины и существовало со II века до н. э. по II век н. э. Столицей был город Эрши (совр. Узбекистан). Императору У-ди донесли о том, что там можно приобрести "небесных коней", лучших на свете.
Император направил в Эрши посла с предложением принять китайское подданство и продать коней. Даваньцы предложение отклонили, посла ограбили и убили. Китайский император снова отправил войско в Ферганскую долину и эта попытка стоила ещё дороже: большая часть войска погибла, а Эрши оказался неприступной крепостью.
Китайцы подготовились и в 102 году до н. э. собрали войско побольше, снабжение получше, включили инженерию и отвели реку, которая питала город. Только когда даваньцы стали угрожать убийством своих лошадей, китайцы пошли на переговоры, в результате которых им достались те самые "ферганцы".
Затем в империи Хань были созданы центры разведения ферганских лошадей. В эпоху Тан в Китае выращивали сотни тысяч лошадей этой удивительной породы: крепко сбитых, с длинной шеей и короткими изящными ногами.
Китайцы называли ферганских лошадей "потеющими кровью". Что это означает, неясно до сих пор.
Существуют версии, связанные со здоровьем ферганских лошадей, но они противоречат всему, что мы знаем о кавалерии и ветеринарии.
М. Родин: "Есть ли сведения, почему китайцы называли ферганских лошадей «потеющими кровью»? Паразиты, или сосуды рвались?
А. Пастухов: "Я думаю, что если у коня будут рваться сосуды, то на нём нельзя будет ездить. Почему командир всем своим кавалеристам проверяет седловку? Потому что сбить коню спину – это дело одного перехода. Коня со сбитой спиной нельзя использовать под седло. Поэтому если бы у коней были такие проблемы с кожей, то, я думаю, на них нельзя было бы ездить.
Так что я не могу ответить на этот вопрос. Есть ряд версий, но ни одна из них, на мой взгляд, не является объясняющей окончательно. Эти кони высоко ценились. Но если конь не пригоден под седло, то почему он ценится? Ни одна порода из Средней Азии, которую мы знаем, не имеют таких тонких сосудов, которые бы лопались при езде. Возможно, это какое-то образное название".
(с) А. Пастухов в "Родине слонов". Китайская конница. Зарождение и развитие.
В отношении значимости "небесных коней" вопросов нет: в древности несколько тысяч породистых скакунов могли "соединить небо и землю", - с ними можно было завоевать и освоить новые земли. И Китай освоил в своём ключе, создав Великий шёлковый путь.
2026 год отдан под покровительство Красной Огненной лошади. В китайской культуре лошадь, выносливая, быстрая и плодовитая, стала символом прогресса и культурного обмена между Востоком и Западом.
Пусть Новый год принесёт нам развитие, дружбу и новые достижения. Виват!
Литература
- Титаренко М. Л. Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 2. М.: Восточная литература, 2007. С. 470.
- Shea E. L. Riders in the Tomb: Women Equestrians in North Chinese Funerary Art (10th–14th Centuries). Grinnell (USA), Grinnell College, Department of Art History, 2023.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен