Мария Барабанова росла непоседливой, непослушной девочкой. В свои пять лет она говорила так чётко и чисто, что взрослые, глядя на неё, видели будущую артистку. Её энергия била через край, а хулиганские выходки случались одна за другой, за что выгоняли из школы. Но отец, души не чаявший в дочери, не ругал её за такое поведение, а наоборот, успокаивал.
– Подумаешь – выгнали! Школ много, а ты одна! Пойдёшь в другую, – такие слова однажды услышала от папы Маша, когда её в очередной раз выгнали из образовательного учреждения.
Поддержка близкого человека заметно влияла на ощущение собственной ценности, которое позже и сформировало её смелый, «жёсткий» характер.
Увлечение самодеятельностью стало для неё естественным продолжением этой внутренней свободы, и в какой-то момент она решила рискнуть: пошла устраиваться в театр без диплома. К удивлению окружающих, её приняли в ТЮЗ – место, где Барабанова распробовала вкус сцены. Здесь же она встретила актрису Клавдию Пугачёву, чьё решение уйти из театра ради творческой свободы настолько поразило Барабанову, что та отправилась следом.
Амплуа травести
Так Мария оказалась в Институте сценических искусств, на курсе у мхатовского мастера Бориса Сушкевича. Она стала его любимой ученицей, однако,как говорится, от любви до ненависти – один шаг. Когда курс заговорил о создании собственного театра имени Сушкевича, Барабанова сказала вслух, что ей там будет скучно – то ли дело МХАТ и Мейерхольд. Сушкевич, услышав её речь, отказался продолжать занятия. Учёбу студентка всё же закончила, но уже на другом курсе – башкирском национальном.
После института Марию направили в Театр комедии Николая Акимова. Она быстро освоилась, стала получать одну роль за другой – от куртизанок и французских кокеток до мальчишек-слуг. Один маленький эпизод, который она придумала сама – пьяноватая походка слуги в «Школе злословия» – вызывал аплодисменты каждый вечер.
Амплуа травести настолько подходило артистке, что оно не отпускало её ещё очень долго и в театре, и в кино.
«Эту роль должна играть только Барабанова»
Первый громкий успех пришёл внезапно. Грамотно продуманный мужской образ позволил Марии пройти пробы на роль конюха Евграфа Тимофеевича в фильме «Доктор Калюжный». После выхода картины она проснулась знаменитой: получила высшую категорию, и приглашения в кино посыпались как из рога изобилия.
– Меня постоянно приглашали в кино. Помню, Михаил Ильич Ромм, собираясь снимать «Русский вопрос», хотел, чтобы роль прогрессивной американки Мэг играла Ада Войцик, но Константин Симонов, написавший эту пьесу, сказал: «Нет, эту роль должна играть только Барабанова. Пусть это будет женщина-подросток», – рассказывала в одном из интервью Барабанова.
Вскоре пришлось бросить театр – бесконечные поездки из Ленинграда в Москву на киностудию сильно утомляли. В то время актриса как раз играла в «Принце и Нищем» сразу две главные роли.
Съёмки фильма заканчивали уже в Сталинабаде, куда эвакуировали Студию Горького. Там же Мария успела сняться в нескольких короткометражках и в фильме «Мы с Урала». Вернувшись в Москву в 1944 году, Барабанова опять ушла с головой в работу: «Русский вопрос», «Моды Парижа» – проекты шли один за другим. При этом актриса оставалась невероятно разносторонней: могла быть смешной, трогательной, резкой, но особенно любила драму.
Борьба за роли и идею
Личная жизнь у неё кипела не меньше, чем профессиональная. Мария выходила замуж шесть раз. Мужчины влюблялись в неё стремительно, и каждый брак становился для них трамплином – из скромного младшего сотрудника мужчина превращался в заместителя министра. В браке с журналистом Николаем Ситниковым у актрисы родилась дочь Кира, которая пошла по стопам отца.
Благодаря пробивному характеру артистка имела власть над многими и легко добивалась всего, чего хотела. Она помогала ветеранам кино, выбивала путёвки, решала бытовые вопросы. Валентину Караваеву, легендарную «Машеньку», она поддерживала годами – та не могла и шагу ступить без звонка Марии Павловне.
Загоревшись какой-то идеей, Барабанова была предана ей до конца. За роли, за честь коллег она боролась до последнего.
– Я работала всегда, и если была уверена, что могу сыграть такую-то роль лучше других, тогда вступала в борьбу. Я очень смелая. Когда необходимо было получить звание «народной артистки», я сильно била по начальству. Это ведь очень трудно быть смелым, очень трудно. Но надо!
Немало сил Мария приложила, чтобы Василий Шукшин как можно дольше оставался в штате киностудии. Она всегда искренне верила, что призвана творить добро.
«Эту роль буду играть я, и никто другой!»
Её характер сочетал две страсти – кино и компартию. Она верила в партию так же яростно, как в искусство. В годы войны сумела добиться перемещения целого театра из Алма-Аты в Сталинабад, когда артисты оказались в ужасных условиях.
После войны актриса на десять лет отошла от кино, но в 1957 году громко напомнила о себе. Влетела в кабинет руководства и, стукнув кулаком по столу, заявила:
– Эту роль буду играть я, и никто другой!
Режиссёр Александр Роу взял её и не прогадал. Но с годами кино менялось, и актрисе приходилось подстраиваться под новую реальность.
В 1964 году она решилась на ещё один рывок: сама стала снимать фильм «Всё для вас», где попыталась рассказать собственную биографию в образе Маши Петровны Барашкиной – женщины, которая живёт только ради города и людей. Картина провалилась, но Барабанова сочла её удачной.
Миловидная женщина со сложным характером
В 70-е она вновь вошла в активный кинопроцесс, снималась много и часто. До конца жизни оставалась яркой и противоречивой фигурой – человеком, которого либо любили, либо ненавидели. Говорили, что актриса совала нос во все дела киностудии, а ради роли «могла пойти по трупам».
Марии Павловны Барабановой не стало 17 марта 1993 года. Она прожила 81 год, и каждый из них насыщенно, громко, дерзко.
Артистка умела управлять людьми, как фигурами на доске, но на экране оставалась маленькой, обаятельной женщиной с живыми, смеющимися глазами.
Друзья, если вы хотите узнать больше о жизни советских звёзд, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем много интересных статей о кумирах прошлого.
Читайте также: