«Когда я думаю о детстве, всегда вспоминаю не дом, не уютную кроватку, а цирк и его арену», – признавалась Янина Жеймо в письме сестре.
Её творческий дебют состоялся в два года и девять месяцев. Семья колесила с гастролями по Сибири и Уралу. Цирковое детство было похоже на бесконечный праздник: арена, зрители, костюмы, музыка. Но за этим стоял и ежедневный труд – репетиции, выступления, новые номера.
В 1923 году жизнь круто изменилась: умер отец, и мать осталась одна с четырьмя дочерями. Ставить номера в таком составе они уже не могли, и семья перебралась в Петроград. Чтобы выжить, женщины подались на эстраду. С тех пор рост Янины не превышал отметки в 148 сантиметров.
– Странно, я нормально росла до четырнадцати лет, а потом… я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки, – вспоминала позже она.
Первые шаги в кино
В пятнадцать лет Жеймо тайком поступила на «Фабрику эксцентрического киноактёра», созданную Козинцевым и Траубергом. И почти сразу же сыграла свою первую, эпизодическую, роль – мальчишка в фильме «Мишки против Юденича». Там же она встретила Андрея Костричкина, будущего мужа.
Своё первое появление на экране Янина переживала тяжело. Она заливалась слезами всю дорогу домой. Сочувствующие пассажиры стали спрашивать, что у неё случилось.
– Девочка, у тебя кто-то умер?
– Да, – ответила она. – Я умерла.
Вскоре у пары родилась дочь. Но брак распался, и Янина осталась одна с маленьким ребёнком. Янина-младшая вспоминала, что дома всегда царил порядок, а мама старалась уделять ей всё свободное время.
– Когда я заболела скарлатиной, то весь месяц, который мне пришлось провести в больнице, мама была вместе со мной – не знаю, как ей тогда удалось отпроситься с работы. У меня тогда все чесалось, поэтому она постоянно посыпала мне кожу тальком и безостановочно гладила, от этого мне становилось легче.
Новая глава
Успех и узнаваемость пришли к Жеймо после выхода фильма «Подруги». Зрители называли её Пуговицей и даже подписывали так адресованные актрисе письма. 1930-е стали самым насыщенным периодом в творческом плане. Янину приглашали сниматься во многие картины, где она играла персонажей разных возрастов, в том числе и школьницу. Причём выглядела настолько естественно, что критики отмечали: никто не мог тягаться с её убедительностью, когда дело касалось подобных перевоплощений.
В этот период Янина встретила Иосифа Хейфица. Их роман был полон тепла и юмора. В 1940 году родился сын Юлий. Казалось, личное счастье теперь стало её прочной опорой. Но длилось оно недолго.
Война и потеря
Началась война. Хейфиц уехал в Монголию на съёмки, позже эвакуировался в Ташкент с детьми. Янина осталась в Ленинграде и ездила с концертными бригадами к бойцам.
В 1942 году она всё-таки решила перебраться к супругу и детям, однако тот самый эшелон, в котором ехала актёрская группа, разбомбили. Все думали, что выжить не удалось никому, включая Жеймо.
Однако до трагедии произошёл удивительный случай:
– На каком-то полустанке рядом с их поездом остановился военный эшелон, тоже направляющийся на Восток, и бойцы, которые хорошо знали маму, пригласили ее в свой состав, - объясняла Янина-младшая. - Она согласилась с одним условием – с ней поедет вся ее группа. Военные не возражали.
Хейфиц же считал жену погибшей. Он долго оплакивал её, а позже начал ухаживать за другой женщиной. А спустя год произошло то, чего никто не ожидал.
– Я стояла у окна в гостинице, где мы жили. Вдруг вижу – ко входу подъезжает автобус, из него выходят люди, и среди них мама – живая и невредимая. Я остолбенела – не могла ни пошевелиться, ни что-то сказать.
Возвращение к жизни
Встреча стала ударом для каждого из супругов. Узнав об измене, Жеймо даже слушать не хотела от мужа извинений. Всю жизнь они так и злились друг на друга.
Янина впала в тяжёлую депрессию, теряла силы, забывала буквы, бредила, отказывалась есть. Несколько месяцев она провела в постели, не находя причин, чтобы продолжать жить дальше. Врачи давали неутешительные прогнозы. Но был один человек, который не собирался сдаваться.
В тяжёлое время рядом с актрисой оказался польский режиссёр Леонид Жано. Он дежурил у её постели, кормил с ложечки, утешал и буквально заново учил читать. Его вера и желание помочь были настолько сильными, что Янина постепенно начала приходить в себя. С Жано она обрела новое счастье и без лишних раздумий согласилась на предложение выйти за него замуж.
Золушка в 37 лет
На 4 года актриса выпала из кино. После всего случившегося о ней вспоминали всё реже. Но не забыли. Чтобы поддержать коллегу, режиссёр Надежда Кошеверова пригласила её попробоваться на роль Золушки. Жеймо тогда уже было 37 лет, но её хрупкая внешность и пластика оказались идеальными.
– Моя внешность – структура лица, маленький рост – определили амплуа. Когда я играла Золушку, мне было 37, а героиня была ровесницей моей дочери, – говорила она.
На съёмках Янина казалась настоящей девочкой. Даже 13-летний партнёр по фильму Игорь Клименков вспоминал:
– Ее руки на крупном плане выдавали истинный возраст, пришлось сшить для героини высокие белые перчатки. Но мы сидели с ней в карете-тыкве и болтали, как ровесники.
«Не всегда главное – соглашаться на что угодно»
«Золушка» прославила Жеймо на весь Советский Союз. Ею восхищались все, кроме Сталина. Лидеру СССР такой типаж совершенно не нравился. Настолько, что Янина не удостоилась за годы карьеры никаких званий и почестей. В её биографии значится лишь одна награда – орден «Знак почёта», полученный в 1939 году за роль в фильмах «Разбудите Леночку», «Подруги» и «Враги.
Несмотря на обрушившуюся популярность, после выхода «Золушки» Янина снялась лишь единожды – в фильме «Два друга» спустя 7 лет. А потом уехала с мужем в Варшаву. Там писала мемуары.
– Я привыкла к людям, к шуму. Нахожу уютное кафе и пишу. Мои родители были варшавяне, муж – тоже поляк. Но я осталась советской гражданкой.
Предложения от режиссёров ещё поступали, но актриса отказывалась.
– Не всегда главное – соглашаться на что угодно, только бы сняться, мелькнуть, напомнить о себе, – объясняла она дочери.
Янина Жеймо ушла из жизни 29 декабря 1987 года в Варшаве. Её, как было сказано в завещании, похоронили в Москве. Она прожила путь от цирковой девочки до кумирa миллионов. А сыгранная Золушка осталась в памяти советских граждан навсегда.
Друзья, если вы хотите узнать больше о жизни советских звёзд, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем много интересных статей и видео.
Читайте также: