Между московским и горьковским автозаводами шла настоящая гонка. В стране с плановой экономикой, где вроде бы все решалось сверху. Но амбиции никуда не делись.
Когда ГАЗ выкатил свою «Чайку» в конце пятидесятых, москвичи восприняли это как вызов. И хотя официально Горький занимал нишей ниже, т.е. возил министров и секретарей обкомов, пока ЗИЛы обслуживали политбюро, факт оставался фактом: конкурент дышал в спину.
Начиналось всё очень серьёзно
Говорят, что на испытаниях инженеры с двух заводов буквально не разговаривали друг с другом. Каждый отстаивал превосходство своего детища. Вот в такой атмосфере и родилась идея обогнать «Чайку» раз и навсегда.
План был хитрый. ЗИЛ-114, новый флагман, делать полтора десятка машин в год максимум, но унифицировать с ним укороченный седан и микроавтобус «Юность». Замахнулись аж на 150-200 седанов ежегодно плюс тысячи микроавтобусов, часть на экспорт.
Экономика вроде бы сходилась. Себестоимость ЗИЛ-114 была больше ста тысяч рублей, в то время как за «Волгу» всего пять с половиной. Массовые модели на той же базе должны были окупить расходы.
Косыгин идею одобрил, а в Горьком даже притормозили сборку «Чайки» в 1963-м. Казалось, победа близка.
Реальность оказалась не такой, какой её себе представляли в Москве
Первый ЗИЛ-114 выехал в 1967-м, а седан ЗИЛ-117 только в 1969-м. Причём первые три года делали по три-четыре машины. Максимум достигли в 1972-м и 1976-м (по двенадцать штук), вместо запланированных ста пятидесяти.
При этом «Чайка» продолжала жить, ГАЗ разработал новую модель, а московский ЗИЛ превратился в ещё более редкую игрушку, чем базовый лимузин.
Почему так вышло? Тут целый комплекс причин. Во-первых, технологии. Каждый кузов варили и красили вручную, а автоматизация отсутствовала. Во-вторых, завод загружали заказами на 114-й и военную технику, приоритеты были другие. В-третьих, а кому, собственно, нужны эти седаны?
ЗИЛ-117 должен был стать машиной сопровождения в кортежах, ведь рядом с огромным лимузином едут такие же чёрные седаны, только покороче. Но не срослось, и в московских кортежах их практически не видели.
Зато машины активно раздавали по республикам и за границу. Три отправили в Чехословакию, три в ГДР, по одной в Болгарию и на Кубу. Фидель Кастро, кстати, получил персональный экземпляр.
Машина не по чину
Самый громкий эпизод связан с директором самого ЗИЛа. В 1976-м Павел Бородин получил служебный ЗИЛ-117. По всем советским понятиям это было непозволительным, даже руководителю крупнейшего автозавода полагался максимум седан помельче. Но говорили о благосклонности Брежнева к Бородину.
Более того, я читал, что, как генсек лично рассекал на 117-м по крымским дорогам. Причём на открытом варианте - кабриолете.
Да, был и такой. ЗИЛ-117В с убирающейся гидравликой крышей. Восемь чёрных машин для «прогулок» и три серых парадных. На последних генералы стояли во время парадов на Красной площади, придерживаясь за специальный поручень.
Техническое совершенство
При всех провалах с объёмами производства нельзя отрицать, что технически ЗИЛ-117 был машиной выдающейся. Семилитровая «восьмёрка» на 300 лошадей, дисковые тормоза по кругу, продольные торсионы спереди. Максимальная скорость - двести километров в час! До сотни — за 13 с половиной секунд.
Для 1970-х это космические показатели. Даже западные аналоги не всегда могли похвастаться таким.
Салон обтянули кожей полностью, добавили кондиционер, гидроусилитель, электрические стеклоподъёмники, регулируемую рулевую колонку. Короче, всё, что только можно было впихнуть в автомобиль тех лет.
В 1975-м поставили нормальную трёхступенчатую автоматическую коробку вместо архаичной двухступки. Появился напольный селектор вместо кнопок. Кстати, колёсная база 3300 мм, всего на 580 меньше, чем у лимузина. Машина осталась огромной, но за счёт меньшей массы ехала резвее.
Цветной экземпляр
Почти все ЗИЛ-117 красили в чёрный, но один предсерийный экземпляр сделали вишнёвым. Именно его показали на ВДНХ в 1971-м, именно он мелькал в советских журналах.
Народ на ВДНХ толпился вокруг него, рассматривал, фотографировал. Для обычных граждан это было окном в недоступный мир, где машины стоят как десяток «Волг».
Закат эпохи
Последний ЗИЛ-117М собрали в 1984-м. Всего за тринадцать лет было собрано около восьмидесяти машин. Это меньше, чем иные автозаводы делают за смену.
Проект провалился с точки зрения первоначальных планов. «Чайку» не обогнали, массовость не достигли, экономику не улучшили.
Но знаете, это было время, когда страна могла позволить себе создавать уникальные автомобили в единичных экземплярах просто потому, что так решили, но сегодня, в условиях рыночной экономики, такое немыслимо.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв