Найти в Дзене
Автовод со стажем

У немцев в один год с нами появился свой «Запорожец»: кто у кого скопировал дизайн на самом деле

В конце 40-х немцы ездили на чём попало (на трёхколёсных Isetta или на мотоколясках Messerschmitt). Завод NSU в городке Неккарзульм тоже чуть не закрыли. Но в 1946-м к рулю встал настоящий управленец Вальтер Нигтш, который сначала наладил выпуск полугусеничных мотоциклов, а потом задумался, почему бы снова не делать автомобили? Сначала хотели сделать трёхколёсную машинку - дёшево и сердито. Но через пару лет одумались и решили, что пусть уж будет четыре колеса, как у нормальных людей. Самое забавное в конструкции Prinz - это мотор. Представьте себе: взяли два одноцилиндровых мотоциклетных двигателя и соединили их вместе. Получился двухцилиндровый «воздушник» всего на 20 лошадиных сил. Для сравнения современная Lada Granta выдаёт 87 сил даже в базе. Но в 1957-м, когда прототип показали во Франкфурте, никто особо не смеялся. Двадцать сил для машинки весом меньше тонны - это нормально. Максимальная скорость 80 километров в час. Зато расход топлива был смешным по нынешним меркам. Инженеры
Оглавление

В конце 40-х немцы ездили на чём попало (на трёхколёсных Isetta или на мотоколясках Messerschmitt).

Завод NSU в городке Неккарзульм тоже чуть не закрыли. Но в 1946-м к рулю встал настоящий управленец Вальтер Нигтш, который сначала наладил выпуск полугусеничных мотоциклов, а потом задумался, почему бы снова не делать автомобили?

Сначала хотели сделать трёхколёсную машинку - дёшево и сердито. Но через пару лет одумались и решили, что пусть уж будет четыре колеса, как у нормальных людей.

Двигатель из двух мотоциклов

Самое забавное в конструкции Prinz - это мотор. Представьте себе: взяли два одноцилиндровых мотоциклетных двигателя и соединили их вместе. Получился двухцилиндровый «воздушник» всего на 20 лошадиных сил. Для сравнения современная Lada Granta выдаёт 87 сил даже в базе.

Но в 1957-м, когда прототип показали во Франкфурте, никто особо не смеялся. Двадцать сил для машинки весом меньше тонны - это нормально. Максимальная скорость 80 километров в час. Зато расход топлива был смешным по нынешним меркам.

Инженеры NSU постарались сделать машину не просто дешёвой, но и технически грамотной. Независимая подвеска на всех четырёх колёсах, реечный руль. Многие современные автомобили до такого технического уровня не дотягивали даже через десятилетие. Правда, отопитель был так себе, просто тёплый воздух от двигателя.

Спортивная версия

Уже через год немцы выкатили версию Prinz Sport. Кузов рисовал сам Франко Скальоне из легендарной туринской студии Bertone. Тот самый Скальоне, который создавал шедевры для Alfa Romeo и Maserati.

Первые 250 кузовов вообще делали в Турине. Потом производство перенесли в Германию, но от этого «спортивный принц» не стал менее эффектным. Двигатель форсировали до 30 лошадиных сил, и обтекаемая машинка разгонялась до 120 километров в час.

Немецкий дизайнер создаёт «Запорожец»

В 1961 году появился NSU Prinz 4, и его внешность разработал Клаус Люте. Тот самый Люте, который потом возглавит дизайнерский отдел BMW и создаст легендарные «пятёрки» E28, «трёшки» E30 и огромное купе восьмой серии.

Так вот, Prinz 4 выглядел практически как копия нашего ЗАЗ-966. Та же отделённая верхняя часть кузова, те же «припухлые» поверхности, квадратные арки колёс. Даже подштамповки под фары на передних крыльях идентичные.

-2

Есть версия, что советские конструкторы просто скопировали немецкий дизайн. Хотя защитники отечественного автопрома утверждают, что первый прототип ЗАЗ-966 показали на ВДНХ в ноябре 1961-го, а серийный NSU Prinz 4 появился только в сентябре.

Впрочем, обе машины могли вдохновляться американским Chevrolet Corvair, который имел похожую стилистику. Так что кто у кого скопировал - вопрос открытый.

Технически это разные машины

При одинаковой мощности в 30 лошадиных сил у Запорожца объём двигателя был 887 кубиков против 600 у немца. Prinz щеголял независимыми пружинными подвесками и реечным рулём, а советская машина довольствовалась торсионами и обычным рулевым редуктором.

У немецкого «Принца» стоял династартер от Bosch - устройство, которое работало и как генератор, и как стартер одновременно. В 1961-м это было инновацией. А наш Запорожец имел две отдельные классические детали.

Немцы пытались выжать максимум технологичности из малолитражки, а советские инженеры делали максимально простую и ремонтопригодную машину.

История NSU Prinz развивалась стремительно

В 1963-м появилась версия с четырёхцилиндровым литровым мотором на 43 лошадиные силы. Отличить её можно было по овальным фарам. Динамика уже серьёзная: 135 км/ч максимальной скорости и 18 секунд до сотни, что вдвое быстрее базовых версий.

А в 1965-м выкатили модификацию 1000TT с 55-сильным двигателем объёмом 1,1 литра. Максимальная скорость 148 километров в час и разгон до сотни за 16 секунд, что сравнимо с нашей ВАЗ-2108, у которой был 1,3-литровый мотор на 64 силы. То есть малолитражка из шестидесятых годов ехала так же резво, как переднеприводная Lada середины восьмидесятых.

Более того, пиковая версия TTS выдавала 70 лошадиных сил, а гоночная - все 85. Это уже уровень BMW 1600-2, автомобиля совершенно другого класса и стоимости.

-3

Также было налажено производство по лицензии в других государствах. В Египте, например, Prinz выпускали под названием Ramses II. Ещё производство было в Югославии на заводе в Сараево и в Аргентине.

Кстати, именно в Сараево потом перенесли и мотоциклетное производство NSU. Завод в Неккарзульме полностью переключился на автомобили.

Продажа завода

К концу шестидесятых NSU была на коне. Модельный ряд от бюджетных версий до спортивных, производство в нескольких странах, хорошие продажи. Но всё рухнуло из-за флагманской модели Ro 80 с роторно-поршневым двигателем.

Эти моторы оказались ненадёжными. Компания давала щедрые гарантийные обязательства и меняла двигатели бесплатно. Это лишило NSU всех денег. В 1969 году обанкротившуюся фирму купил Volkswagen и влил её в концерн Auto Union.

Производство Prinz постепенно сворачивали. Последняя версия NSU 1200 сошла с конвейера в 1973-м. На этом история маленького «принца» закончилась.

Мощности бывшего завода NSU в Неккарзульме не простаивали. Там начали выпускать модели Audi, а преемником Prinz стала переднеприводная Audi 50 - тоже, кстати, с дизайном от Клауса Люте. Эту машину мир узнал под именем Volkswagen Polo первого поколения.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!