У меня такое чувство, что сейчас это буквально девиз современного подрастающего поколения.
Да вот буквально два случая расскажу.
***
Пришла ко мне десятиклассница, изначально вроде была нацелена сдавать ЕГЭ.
Но знания у нее какие-то...хаотичные.
Выясняется, что она в свое время хотела сдавать ОГЭ по английскому, даже начала готовиться с репетитором, но потом «как-то не получилось, я бросила занятия, мне показалось, что сложно, и задавали много».
Я слегка насторожилась. Если такие мысли возникли при подготовке к экзамену, который в разы легче ЕГЭ... То, сами понимаете, прогноз уже не очень благоприятный.
Но вроде девочка пылает энтузиазмом, хочет заниматься аж три раза в неделю. Что ж, начали работать. Пошло немного тяжеловато – уж очень много пробелов. Потому что:
– А, мы эту тему проходили на курсах, это еще до репетитора, но меня там не заинтересовали, и я ушла, поэтому ничего не помню.
Или:
– Я вообще не понимаю, что они в этом аудировании говорят. Я даже в лагерь с носителями языка ездила, чтобы увлечься, но я у них тоже ничего не понимала.
В результате занятия сократились до двух раз в неделю. Потом перешли в формат «для себя, наверное, я все-таки не буду ЕГЭ сдавать».
Финальная точка наступила, когда девочка летом (а она собиралась заниматься все лето) отменила занятия на две недели. Потому что ей купили путевку в очень продвинутый и дорогой IT-лагерь. Уже тогда, лет 7 назад, она стоила ближе к 100 тыс. (Я его не буду называть, но он очень известный, у многих на слуху.)
Я почему цену запомнила – потому что девочка как-то сказала, что у нее мама медсестра. И я тогда удивилась, уж явно не с зарплаты медсестры можно себе такой лагерь позволить. Впрочем, мало ли. Может, там папа основные деньги зарабатывает, это чужая семья, я ж не знаю.
А, и я спросила что-то насчет информатики и прочего. Логично же предположить, раз человек едет за такие деньги в такое продвинутое место – он этим предметом не просто увлекается, он в нем неплохо разбирается?
А девочка мне говорит:
– Что вы, я в информатике, физике и во всем таком вообще ничего не смыслю, еле на тройки натягиваю. А что дорого – ничего страшного, главное, чтобы меня увлекли, заинтересовали, чтобы мне понравилось.
Мне этот постулат тогда показался очень сомнительным, очччень.
(Замечу в скобках. Насколько я знаю, в таких тематических лагерях все на очень высоком уровне. И с нулевыми знаниями человеку будет просто не интересно, он не будет понимать, что там в принципе происходит.)
Но, впрочем, не мое дело. Есть у людей деньги, чтобы увлекать, интересовать и прочее – и прекрасно.
Больше девочка у меня не появлялась. Может, и правда увлекли?
***
Пришла ко мне тоже десятиклассница. Тоже сдавать ЕГЭ. И тоже класса с 7 занималась на курсах английского. И даже ездила с этими курсами за границу пару раз. Правда, как она сказала:
– Я тогда еще мало что понимала, для меня это было просто развлечение. Я о языке вообще тогда не думала.
Начинаем заниматься.
– А эта тема скучная, может, мы не будем ее изучать? Мне эта конструкция не нравится, я ее все равно употреблять не буду. Нууу, если на экзамене встретится, тогда я что-нибудь соображу.
– А зачем этот текст пересказывать, его же не будет в ЕГЭ? Тема такая часто бывает? Нууу, если на экзамене будет, я что-нибудь скажу.
Начались отмены занятий. Примерно так:
– Мы с классом готовим выступление к празднику, мы репетируем каждый день. Это для меня очень важно и значимо.
– Я начала учиться на права, это для меня очень важно, я пока не могу заниматься по четвергам.
Ну, и запросы там менялись.
– Я, наверное, буду переводчиком.
– Нет, я не буду переводчиком, это же так скучно: сидеть и целый день что-то там переводить. Я буду поступать в МГИМО, на международные отношения.
– Нет, мне на международные готовиться скучно, там надо общество сдавать (на тот момент надо было, как сейчас – не знаю), а это невозможно, учить все эти реформы, все эти виды органов, законодательные там, исполнительные. Это очень нудно и невозможно выучить.
– Мама сказала, что, раз я учу языки, я могу быть репетитором. И пойти работать на те курсы, где я училась. Или вообще свои открыть. Можно, вообще-то.
– Меня попросили с двоюродной сестрой позаниматься, я вообще не понимаю, как вы можете работать. Я ей объясняю-объясняю, все же понятно и просто, а она никак не понимает. Вот так и хочется треснуть. А вы так каждый день делаете. Нет, я так не хочу, это скучно.
В результате ее отправили на какие-то курсы английского за границу.
– Чтобы меня заинтересовали. И чтобы я увлеклась языком. И вообще посмотрела, мне это нравится или нет.
ЕГЭ она в результате худо-бедно сдала, поступила на платное (что-то лингвистическое) в Москву, даже квартиру ей там на двоих с подругой сняли. Потому что, понятно, учиться «в этом нашем местном» – это фу.
А через год ко мне пришла учиться ее двоюродная сестра. И я узнала, что моя бывшая ученица в Москве проучилась год или полтора, потом ее перевели как раз в «этот наш местный». Ну да, он к дому поближе.
Я не знаю, доучилась она или нет, но примерно в то время, когда она теоретически должна была быть еще студенткой, я наткнулась на ее объявление о ресничках. С орфографической ошибкой, правда. Ибо предлагалось провести «пробу на аллиргию». Но она их делала, причем даже в отдельном помещении, в смысле, не у себя дома, а в косметологическом кабинете.
***
И таких историй у меня много.
Вот я и удивляюсь: почему такое странное отношение? Не «я хочу, я стремлюсь, я добьюсь», а «меня...» Надо, чтобы «меня заинтересовали, меня увлекли, сделали так, чтобы мне понравилось». И при этом все будут плясать вокруг меня: и те, кто официально нанялся все это делать, и родители, которые за все это платят, лишь бы деточку того... А я, деточка эта, буду смотреть, изволить что-то слегка делать и недовольно пыхтеть, если меня, по моему мнению, недостаточно хорошо заинтересовывают, увлекают и завлекают.
Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы родители расширяли круг интересов и увлечений ребенка. Это, наоборот, очень хорошо, что есть возможность попробовать то, это, пятое, десятое. Плохо то, что дети воспринимаю это как должное. И считают, что их роль сводится к пассивному созерцанию. И полагают, что даже если они не могут сложить два и два – дело не в этом, совсем не в этом. Вот пусть их увлекут и заинтересуют, вот тогда они – прямо ух!
Вот только где он, этот ух? Пока я вижу только ох.
А вы что видите, уважаемые читатели?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на меня везде – узнаете много нового и интересного!
Дзен: https://dzen.ru/krokoziabra
Телеграм: https://t.me/zapiskirepetitora1
Мах: https://max.ru/krokoziabra
Вконтакте: https://vk.com/krokoziabra
Вечером я опишу страдания бедных учеников, когда они вынуждены учиться без развлечения. )
Днем в Телеграме - свои впечатления от кофе, который мне Бездна на день матери подарила. Розовый бурбон. )))
Вот о чем я писала 2 декабря в прошлом году:
За что я обижаюсь на своих читателей
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.